Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Разряд молнии или легенда? Пересмотр загадки движущихся гробов из склепа Чейзов


Butoff

Рекомендуемые сообщения

Разряд молнии или легенда? Пересмотр загадки движущихся гробов из склепа Чейзов

Движущиеся гробы Барбадоса были типичным сюжетом для книг о необъяснимых явлениях на протяжении более чем столетия, и все же никто до сих пор не дал полностью удовлетворительного решения этой загадки. Бенджамин Рэдфорд утверждает, что мы могли искать не в том месте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Другой вариант этой статьи с некоторыми новыми подробностями:

Переоткрытие загадки Склепа Чейзов

Классическая необъяснимая загадка беспокойных гробов на Барбадосе веками сбивала с толку исследователей. Но исследование на месте в сочетании со свежим фольклорным анализом может, наконец, решить этот вопрос.

Из бесчисленных «необъяснимых тайн», о которых я читал в подростковом возрасте, особенно выделяется одна, особенно жуткая: беспокойные гробы в склепе на Барбадосе. Это классическая страшная история, похожая на проклятие Тутанхамона или Следы дьявола, найденные в английском снегу. Для меня они были интересными, но пыльными и далекими – в отличие от сообщения о снежном человеке в Калифорнии или предполагаемого крушения НЛО в моем родном штате, все они произошли давным-давно в далеких местах – и поэтому я никогда не утруждал себя этими загадками.

Тем не менее с тех пор я лучше познакомился как с исследованиями, так и с фольклором. Недавно я дважды посетил Склеп Чейзов, и в процессе я открыл свежий взгляд на залежавшуюся историю. Я всегда предполагал, что эта заплесневелая тайна – прокаленная в течение двух столетий под палящим карибским солнцем – навсегда останется неразгаданной. Я больше не верю, что это так.

1.jpg

Рис. 1. Вход в проклятый склеп Чейзов на приходском кладбище Церкви Христа на Барбадосе. Фото автора.

История склепа Чейзов

Существует несколько версий знаменитой истории (подробнее об этом ниже), но основная из них выглядит примерно так, цитируя по «Истории Барбадоса» (1848) сэра Роберта Шомбургка:

Странное происшествие имело место на соседнем церковном кладбище, не получив никаких естественных объяснений. В двух случаях, когда смерть членов семьи покойного полковника Чейза заставила открыть семейный склеп, обнаружилось, что гробы были сдвинуты со своих мест, при этом никаких признаков того, что склеп открывали без ведома семьи обнаружено не было, все это вызвало большое удивление. Прежде чем склеп был заперт, гробы вернули в их первоначальное положение. Вскоре после этого снова потребовалось открыть склеп для размещения очередного члена семьи, и вновь оказалось, что гробы сдвинуты, как и в первом случае; теперь семье стало интересно узнать причины происходящего, и были предприняты особые меры предосторожности путем разметки стен, а пол склепа посыпали мелким песком, так что, если человек проникал в него из любой другой части, кроме обычного входа, он все равно оставил бы следы. [Тогдашний губернатор] Лорд Комбермер проживал в 1820 году по соседству с церковью и, когда ему рассказали об этих загадочных обстоятельствах, он неожиданно обратился к настоятелю с просьбой открыть склеп, и к удивлению всех присутствующих гробы, насчитывающие пять или шесть, были найдены разбросанными, и один из самых больших лежал на боку перегородив проход, так что, если бы дверь не открывалась наружу, попасть в склеп удалось бы только путем удаления каменной плиты на потолке, имеющей огромный вес. Все личные метки, сделанные в прошлый раз, остались не потревоженными, и поскольку это было четвертое возникновение подобного беспорядка без видимых причин, семья решила удалить все тела из склепа, некоторые из них были погребены на приходском погосте. Склеп теперь пуст, и по указанию настоятеля замурован. Один из джентльменов, сопровождавший лорда Комбермера, сделал зарисовку положения, в котором были найдены гробы, копии этой зарисовки до сих пор сохранились на острове. (Шомбургк 1848)

Самая ранняя опубликованная версия этой истории, по-видимому, содержится в книге Дж. Александера 1833 года «Трансатлантические зарисовки», без указаний на источник информации. Обращаясь к ней и другим источникам, мы можем добавить еще несколько имен, дат и деталей в эту схему: склеп у приходской Церкви Христа в Ойстинсе изначально был построен для другой семьи, Эллиотов, но куплен в 1807 году полковником Томасом Чейзом, похоронившим там свою младшую дочь Мэри в феврале следующего года. В 1812 году склеп снова открыт, чтобы принять его вторую дочь, Доркас (предположительно самоубийство), и гробы найдены в беспорядке. Сам полковник Чейз похоронен там несколько позже в том же году – умер он, как говорят, либо от своей собственной руки, либо был убит рабами. Склеп открывался еще дважды в 1816 году и вновь в 1820 году, чтобы разместить в нем Томасину Кларк, опять с теми же удивительными результатами. Это было последнее вскрытие склепа, которое якобы и привлекло лорда Комбермера к расследованию, событию, которому Натан Лукас, председатель местного суда, по его утверждению, был непосредственным свидетелем.

У этой истории много вариаций, в том числе сообщения лорда Комбермера, Натана Лукаса, преподобного Томаса Ордсона и других; версии, записанные Робертом Рисом, сэром Элджерноном Эспиналлом, К. Реддингом (автор брошюры 1860 года под названием «Деяния мертвых») и другими. Я избавлю читателей от полного изложения их версий здесь, но достаточно хорошие обзоры можно найти в работах Эндрю Ланга (1907), Брайана Ридаута (2018) и Руперта Т. Гоулда (1928).

У версий истории нет согласия ни в последовательности захоронений, ни даже в том, сколько всего гробов хранилось в склепе под конец событий. Опуская все подробности, ключевой вывод заключается в том, что версии во многих отношениях противоречивы, а хотя бы часть информации сфабрикована. Как отмечает Джо Никелл (1982): «Хотя Лукас признает, что он был свидетелем последнего вскрытия склепа, он вынужден был полагаться на рассказ преподобного Томаса Х. Ордсона о предыдущих инцидентах и сам Ордсон (если нескольким «подлинным» описаниям, предположительно подписанным им, можно доверять) никогда не рассказывал историю вполне одинаково дважды» (стр. 51). Первоначальный же отчет Лукаса, который считается одним из наиболее достоверных и подробных описаний событий, так и не был найден (если он вообще существовал), и был просто приписан ему анонимным источником. Многочисленные существенные расхождения между историями отмечались многими исследователями.

Существует несколько рисунков, на которых изображено, в каком положении гробы были предположительно найдены при открытии склепа, в том числе на информационной доске (см. Рис. 2). Они добавляют правдивости рассказам, но не могут быть нарисованными правильно из-за несоответствия масштаба и по другим причинам; как отмечает Ридаут, «ни один из эскизов не удается согласовать с другими в отношении положения потревоженных гробов при последнем открытии склепа» (Ридаут 2018, стр. 53).

Несмотря на мифы, дезинформацию и недостаток информации, которые преследуют историю Склепа Чейзов, многие авторы считают, что это в основном правда: по крайней мере, некоторые гробы действительно двигались при неизвестных обстоятельствах, по крайней мере в нескольких случаях – независимо от того, насколько известные описания верны. Тогда вопрос в том, каким образом это произошло.

2.jpg

Рис. 2. Информация, размещенная у входа на приходское кладбище Церкви Христа, содержит популярную версию легенды о Склепе Чейзов. Фото автора.

Естественные объяснения

На протяжении веков предлагалось множество естественных объяснений, многие из которых явно ошибочны.

Вандалы

Наиболее очевидное объяснение состоит в том, что неизвестные люди проникли в склеп и потревожили гробы. Но мотива нет, поскольку гробы были закрыты и в любом случае внутри не находилось ничего ценного. Кроме того, нет доказательств какого-либо проникновения в подземный склеп, нет повреждения печатей или следов на земле. И все должно было быть проделано под покровом ночи без искусственного освещения, чтобы избежать обнаружения, – неоднократно в течение восьми лет.

Землетрясения

Другое объяснение – землетрясение, которое каким-то образом предположительно затронуло только этот склеп. Хотя землетрясения действительно происходят на Барбадосе, они редки, обычно незначительны, и, вероятно, была бы отмечена их связь с (повторяющимися) беспорядками среди гробов.

Затопления

Другое, несколько более вероятное, естественное объяснение состоит в том, что склеп был затоплен, а гробы, хотя они были облицованы свинцом и тяжелы, тем не менее оказались достаточно плавучими, чтобы приобрести настолько беспорядочное расположение. Эта теория была выдвинута в 1860-х годах, и ее сторонники отмечали, что Карибский остров часто подвергается сильным ураганам. Брайан Даннинг (2014) из подкаста Skeptoid, среди прочего, провел расчеты, чтобы определить, могут ли гробы плавать, учитывая их предполагаемую массу, и нашел это правдоподобным.

Двумя возможными источниками могут быть ливневые воды и грунтовые воды, хотя оба они в равной степени маловероятны. По фотографиям это не очевидно, но склеп и кладбище Церкви Христа находятся недалеко от вершины холма, и дождь может стекать во всех направлениях продолжительное время до того, как вода заполнит склеп. Некоторое количество воды может естественным образом просачиваться сквозь землю и кирпичи во время сильного дождя, но вскоре после этого она просочится наружу, потому что земля состоит в основном из пористого кораллового известняка, который быстро отводит воду.

Что касается грунтовых вод, Никелл цитирует главного инженера Департамента водоснабжения Барбадоса, который объясняет, что «верхний уровень грунтовых вод находится на уровне моря. Следовательно, чем выше уровень земли, тем больше будет глубина подземного водоносного горизонта. […]. Чтобы наводнение выглядело реальной возможностью, склеп должен находиться не выше нескольких футов над уровнем моря» (Никелл 1982, стр. 55) [1]. Нет никаких оснований подозревать, что местоположение или конструкция Склепа Чейзов уникальны, в любом случае – это только один из многих склепов, как у Церкви Христа, так и на всем острове, – однако сообщений о плавающих гробах не поступало.

Газы

Некоторые предположили, что газы, выходящие из разлагающихся трупов, каким-то образом заставляли гробы двигаться. Это неправдоподобно по многим причинам; как отмечает Никелл, «предполагать, что несколько гробов будут многократно смещены настолько, что [...] один гроб встанет вертикально, – это нелепо» (Никелл 1982, стр. 54). Кроме того, конечно, разложение является неотъемлемой частью процесса захоронения, и такие потревоженные гробы были бы регулярным зрелищем, будь эта версия верна.

Молнии

Некоторые предполагают, что молния каким-то образом сдвинула гробы. Барбадос, как и многие острова Карибского бассейна, подвержен частым ураганам, иногда сопровождающимся ударами молний. Пытаясь отыскать вероятный механизм, с помощью которого молния двигала бы гробы, Брайан Ридаут недавно выдвинул эту гипотезу в Журнале Общества психических исследований. Он заявляет, что причиной загадки может быть электрический ток, созданный ударом молнии:

Если ток достигает свинцового гроба, он индуцирует магнитное поле, которое формирует диполь […] создавая положительный и отрицательный заряды на концах гроба. Поскольку все гробы уложены в одну сторону, индуцированные заряды на головных концах и на ножных концах были бы одинаковыми для каждого гроба. Эффект будет продолжаться только в течение доли секунды, потому что свинец не сохраняет магнитное поле, но в течение этой доли секунды одноименные заряды будут отталкиваться, а противоположные заряды притягиваться. Если бы гробы были маленькими или неустойчивыми, они бы сдвинулись настолько далеко, насколько позволила бы комната. (Ридаут 2018)

Ридаут признает, что нет никаких доказательств того, что в 1820 году поблизости от Склепа Чейзов находился проводящий электричество столб, но предполагает, что крыша соседней церкви могла быть поражена молнией.

Чтобы помочь оценить эту (очень) спекулятивную гипотезу, я собрал дополнительную информацию во время моего визита на место. В расчетах Ридаута отсутствовало одно важное измерение: насколько далеко Склеп Чейзов находится от (ныне существующего) фундамента церкви. От ближайшего угла фундамента до склепа примерно сорок футов (см. Рис. 3). Я насчитал по крайней мере дюжину подобных склепов на западной стороне церкви, где находится Склеп Чейзов, примерно в том же радиусе от церкви, которые потенциально могли быть так же затронуты ударом молнии.

3.jpg

Рис. 3. Приходская Церковь Христа со склепом Чейзов на переднем плане. Фото автора.

Духи, экстрасенсы и проклятия

После того, как все естественные объяснения были отвергнуты, нам, конечно же, остаются сверхъестественные. В этом случае, что угодно, от дуппи (карибских призраков) до проклятий, чуда божьего и телекинеза, теоретически могло стать причиной бросков гробов, и есть равные доказательства для любого из них.

Сэр Артур Конан Дойл – создатель Шерлока Холмса и сторонник как мошенников медиумов, так и фальшивых фотографий фей – предложил незабываемый взгляд на историю Склепа Чейзов, задав вопрос: «Что делать с такой историей, как эта? Факты, кажется, не подлежат сомнению». Дойл предлагает экстрасенсорное объяснение, в котором использует предположения спиритуалистов его эпохи. Он предположил, что «животный магнетизм» в форме «эманаций негров» был причиной перемещения гробов [2].

Где же правда?

Прежде чем пытаться что-то объяснить, мы должны сначала убедиться, что есть что объяснять. Нам не нужно ломать голову над деталями того, как гробы могли перемещаться сами по себе в запечатанном склепе, если нет никаких реальных доказательств того, что они когда-либо перемещались. В этом случае исследователи не нашли в церковных записях того времени, газетах или других источниках, абсолютно ничего свидетельствующего о том, что в Склепе Чейзов когда-либо происходило что-то необычное или загадочное. Никелл отмечает, что книга 1842 года Исаака Ордсона – брата настоятеля – об историческом Барбадосе «не содержала ни малейшего упоминания о загадке барбадосских гробов» (Никелл 1982, стр. 56). Кроме того, по словам Ридаута, описание событий в «Мемуарах и переписке виконта Комбермера» 1866 года, «которое должно было быть важным доказательством, написано после смерти Комбермера его женой [...] Я искал его официальную переписку, хранящуюся в Национальном архиве, но об этом событии в ней не упоминается» (Ридаут 2018 , стр. 226). Полное отсутствие каких-либо упоминаний о такой замечательной серии событий происходивших в течение восьми лет в каких-либо опубликованных записях, возможно, является такой же большой загадкой, как и сами движущиеся гробы.

Даже сторонники загадки Склепа Чейзов признают, что по крайней мере часть истории приукрашена и неверна в различных деталях. Ошибка, которую они допускают, заключена в том, что они не заходят достаточно далеко и не ставят под сомнение легитимность всей легенды. Проблема не в том, что где-то среди запутанного и противоречивого нагромождения очевидных преувеличений, слухов и вторичных источников есть настоящая неразгаданная тайна, связанная с беспокойными гробами. История Склепа Чейзов – не содержит легенду; это сама легенда.

Поскольку в физическом отношении в склепе нет ничего особенного, чтобы понять тайну, мы можем применить фольклорный подход и спросить, почему этот склеп, как говорят, был проклят. Независимо от того, действительно ли гробы Склепа Чейзов двигались, почему люди – и в особенности барбадосцы – верят, что они перемещались?

Исследование Склепа Чейзов

Полевое расследование многих загадок с изучением информации полученной из первых рук часто может дать неожиданные ключи к разгадке. Посещая Барбадос совсем недавно, в 2019 году, я взял интервью у историка-любителя и гида Си. Дж. Хайнса из Бриджтауна, когда он вез нас на кладбище Церкви Христа, для осмотра печально известного склепа. «Это правдивая история, и это не первый раз, когда подобное происходит на Барбадосе», – сказал он (Хайнс 2019). Он отверг все «научные» объяснения, заявив, что легенда была правдой, но что за ней скрывается небольшая тайна.

Он объяснил мне, что мертвые в склепе были беспокойны, потому что семья Чейзов

враждовала при жизни, и они продолжили раздор после смерти. И единственным способом остановить их вражду, в конце концов, стал перенос останков в разные части церковного кладбища. И даже тогда они все же нашли способ вызвать разрушение […]. После того, как они вынули их из склепа [в 1820 году] и поместили в разных углах кладбища, произошло землетрясение, и оно прошло прямо через церковь. Независимо от того, сколько раз они пытались отремонтировать кладбище, все возвращается в такой же вид. Эту часть истории многие не знают. (Хайнс 2019)

В качестве доказательства он позже указал на несколько мест на кладбище, где склепы были разрушены, и земля провалилась, приписав это семейному проклятию Чейзов (см. Рис. 4).

4.jpg

Рис. 4. Повреждения приходского кладбища Церкви Христа, приписываемые семейному проклятию Чейзов. Фото автора.

Только семейный склеп Чейзов был беспокойным, объяснил Хайнс, потому что «Они увлекались темными магическими искусствами, которые последовали за ними в могилы. Они боролись между собой в жизни – за землю, за деньги, за отношения – у этой семьи всегда были проблемы, и они забрали их прямо в могилу» (Хайнс, 2019).

Эта фольклорная тема «после смерти, как и в жизни», конечно, содержит моральный урок: ладьте со своей семьей, не ссорьтесь с соседями и так далее. В самом деле, как писал фольклорист Линден Льюис о барбадосских легендах: «Фольклорные сюжеты [...] рождены надеждами и страхами, тревогами, стремлениями и разочарованиями людей. Они [...] становятся популярными источниками информации для объяснения и понимания совокупности материальных условий существования населения. В основе фольклорных сюжетов лежит мораль» (Льюис 1990, стр. 86). Мне вспоминается другая легенда о карибских привидениях, которую я исследовал на соседней Ямайке, о Белой ведьме из Роуз-Холла (см. Радфорд 2010), аналогичная история о жестокой и сварливой семье, обучавшейся черной магии, которая явилась откуда-то издалека, и посеяла хаос на новом месте.

5.jpg

Рис. 5. Автор исследует интерьер Склепа Чейзов. Фото Шаны Педрончелли.

Поскольку Склеп Чейзов доступен и открыт для посетителей, он может дать физические улики, подтверждающие или опровергающие части легенды. Хотя таинственные события произошли около двух веков назад – если, конечно, они вообще произошли – склеп, по всем данным, сохранился в более или менее том же виде, в каком он был в 1800-х годах, за некоторыми заметными и легко определяемыми исключениями. Кирпичи внутренней кладки, например, являются оригинальными и, вероятно, сохранили бы физические следы таких действий, как, яростное бросание внутри небольшого помещения тяжелых свинцовых гробов.

Внутренние стены и потолок облицованы красным кирпичом (с каменной кладкой под ним), они находятся в отличном состоянии для своего возраста (защищены от солнца и дождя), но не обнаруживают никаких признаков воздействия на них каких-либо значительных сил.

Учитывая тесноту помещения склепа, если гробы неоднократно перемещались так резко (по некоторым сведениям, поворачивались на 90 или 180 градусов), их шесть углов наверняка ударились бы о кирпичи и оставили бы много следов. Тем не менее, осмотр кирпичей (см. Рис. 6) не обнаруживает почти никаких повреждений, кроме проступающих солей и обесцвечивания. Мало или совсем нет доказательств того, что в склепе произошло что-то необычное, хотя мои исследования на месте и помогли опровергнуть различные гипотезы.

6.jpg

Рис. 6. Оригинальные кирпичи интерьера Склепа Чейзов, без видимых признаков того, что гробы ударяли или царапали их. Фото автора.

Масонская мистификация?

Фольклор, третья категория объяснений истории Склепа Чейзов – она ни (реальное) естественное, ни (реальное) сверхъестественное событие – в предыдущих исследованиях в значительной степени игнорировалась. Никелл провел много месяцев, исследуя Склеп Чейзов, собирая литературные доказательства того, что масоны были причастны к легенде. Ридаут пишет:

Трудности в поиске естественной причины явления привели к предположению, что гробов никогда не было, и вероятными виновниками этой шарады были масоны. Нам сообщили (Никелл 1982), что эта история наполнена масонской символикой, но к этому следует относиться с осторожностью. Структура склепа представляла собой «свод»; погребальная камера была «арочной»; он был построен из «каменной кладки», скрепленной «цементом», и поиск места несанкционированного проникновения мог бы разумно включать «проверку стен и пола молотком». Символы не следует путать с фактами. (Ридаут 2018)

Другой автор, Кристофер Сондерс (2019), утверждает: «Такое захватывающее дух соединение фрагментов головоломки не может объяснить, какой цели служил этот обман; рассказ Никелла о тщательно продуманном масонском заговоре с целью рассказывать жуткие истории не убедит и Дэна Брауна». Ридаут подтверждает:

Вероятно, это правда, что некоторые из видных деятелей были масонами, но меньше уверенности, что им являлся приходской священник, который наблюдал за захоронениями. Эпитафия Ордсона на его надгробном камне напоминает о его пылком благочестии, и трудно представить, чтобы он потворствовал удалению останков семьи Чейза, чтобы их склеп можно было использовать для масонских ритуалов. (Ридаут 2018, стр. 232)

Это неверно характеризует публикацию Никелла, который не утверждал и не предполагал, что Ордсон или кто-либо еще «потворствовал удалению останков семьи Чейза, чтобы их склеп можно было использовать для масонских ритуалов». Вместо этого Никелл просто заявил, что «история о склепе на Барбадосе была вымышленной» (Никелл 1982, стр. 83) и «превратилась в аллегорию, связанную с «секретным хранилищем» масонства» (Никелл 1982, стр. 86); нет намека на какой-либо заговор с целью использования склепа для каких-либо ритуалов, масонских или иных. Тот факт, что ранняя версия истории о Склепе Чейзов, возможно, проникнута масонской аллегорией, означает не что иное, как то, что тот, кто записал эту конкретную версию, был знаком с масонством и добавил эти элементы к уже существующей легенде, пересказывая ее.

Позабытые легенды о гробах

Чтобы понять загадку, важно уяснить, что история Склепа Чейзов – только одна из нескольких легенд – возможно, их существует полдюжины или более – о таинственно движущихся гробах в предположительно запечатанных склепах по всему миру.

Фольклорист Эндрю Ланг излагает аналогичную историю о лютеранском кладбище в Аренсбурге[1], на острове Эзель в Балтийском море. Похоже, что в июне 1844 года усыпальница семьи Буксгевден «зашумела» и испугала лошадей (эта деталь позже появилась в версиях легенды о Склепе Чейзов). Когда склеп был исследован на предмет шума, оказалось, что гробы внутри «лежат беспорядочной грудой». Это происходило несколько раз, но ни единого признака ограбления или проникновения не было выявлено, даже когда на пол рассыпали древесную золу, чтобы выявить злоумышленников (вспомните мелкий песок, использованный в Склепе Чейзов). В последнем случае «гробы стояли на головах. Крышка одного из них была открыта, а рука самоубийцы высовывалась наружу» (Ланг 1907, 378; курсив оригинала).

Неуправляемые (не)мертвые были окончательно упокоены, когда их извлекли из склепа и захоронили отдельно в земле. Ланг добавляет, что, несмотря на тщательное расследование, никаких доказательств подобных событий обнаружено не было, и что «беспорядки точно совпадают» с описанными в Склепе Чейзов [3]. Ланг описывает еще один случай в Саффолке, Англия, на который ссылается сэр Джеймс Клерк в 1833. Как и ожидалось несмотря на то, что история была рассказана как правдивая, никакой проверяемой информации найти не удалось.

Когда мой барбадосский гид Си. Дж. Хайнс вскользь упомянул, что приходское кладбище Церкви Христа не единственное место на Барбадосе, где перемещались гробы, я был заинтригован. Он не помнил конкретной информации о том, где это было, но он заверил меня, что на острове есть по крайней мере еще одна такая же загадка.

На самом деле нам не нужно посещать Британские острова или Балтийское море, чтобы найти другие идентичные легенды; хотя Склеп Чейзов является самой известной загадкой на Барбадосе, кладбище Церкви Христа не единственное место, о перемещении гробов которого говорили на острове. Напротив, то же самое произошло всего лишь в семи милях к северу, в приходе Святого Томаса. Просматривая статьи и главы книг о загадке Склепа Чейзов, я находил очень мало или совсем не находил упоминаний о параллельной легенде; казалось, что на это в значительной степени не обращали внимания, хотя в своей книге «История епархии Барбадоса» 1928 года Кэннон Рис кратко ссылается на интригующий отчет, в котором отмечается, что «довольно распространенным мотивом легенд Барбадоса является беспокойное поведение в склепах свинцовых и медных гробов. Конечно, есть знаменитая история Церкви Христа [а также] три или четыре других истории» (курсив автора; цитируется по Ридаут 2018).

Даже единственная история о таком, казалось бы, необычном событии была бы любопытной, но четыре или пять таких историй о беспокойных гробах на таком маленьком острове действительно примечательны. Детали всех из них, похоже, не зафиксированы, хотя одна известна. В конце концов я нашел отсылку к этой истории: в книге «Самые жуткие места мира» отмечается, что история Склепа Чейзов «имеет параллели с другой историей о семейном склепе Уильямсов, также на острове Барбадос» (Курран 2012). Речь идет о валлийце по имени Уильям Эсигелл Уильямс, который переехал на остров в 1600-х годах. Причиной неприятностей, как это часто бывает, стала религия. Сын из убежденно протестантской семьи Уильямсов влюбился в девушку-католичку и женился на ней, вырастив их детей как католиков, к большому гневу своей семьи.

Когда невестка генерала умерла в начале 1700-х годов, ее похоронили в семейном склепе. Спустя несколько лет, когда хранилище снова открыли, обнаружилось, что несколько гробов переместились, по-видимому, по собственной воле. Предполагалось, что мертвые протестанты возмутились погребением католика и перенесли свои гробы подальше от ее гроба. Эта история была хорошо известна на Барбадосе и, возможно, повлияла на рассказ о Склепе Чейзов. (Курран 2012, стр. 34)

Несколько других кратких версий истории, найденных в сети, описывают повторяющиеся беспорядки при различных захоронениях в этом склепе.

Я нашел независимое подтверждение этого в книге «Генеалогия семей Барбадоса: по материалам Кариббеаны и Журнала Музея Барбадоса и Исторического Общества», где упоминается «семейный склеп, построенный генералом Уильямом Асигеллом Уильямсом. […] В последующие годы этот склеп стал субъектом популярных легенд и многих семейных историй» (Брандо 1983, стр. 593). Записи датируют склеп по крайней мере 9 января 1741 года, демонстрируя, что Склеп Уильямсов старше Склепа Чейзов как минимум на шестьдесят лет.

Это, конечно, отличительная черта фольклора; легенды адаптированы для разных регионов и включают в рассказы местных жителей, места и события, добавляя правдоподобия и актуальности. Легенда о склепе Уильямса легко могла мигрировать на несколько километров через небольшой остров, переходя от одной сварливой, богатой, рабовладельческой европейской семьи колонистов к другой, с добавлением масонских отсылок по пути, когда история была приписана Чейзам в приходе Церкви Христа [4]. Как отмечает Ланг, «тенденция возрождать и обновлять старые истории, перенося их в современность и знакомые места, ныне вполне усвоена» (Ланг 1907, стр. 376).

Несмотря на многочисленные заявления об обратном – и предположение Конан Дойля о том, что «факты не подлежат сомнению» – многовековая тайна Склепа Чейзов не является ни правдой, ни обманом; напротив, это именно то, чем кажется: легенда. Нет никаких доказательств того, что кто-либо (масон или кто-либо другой) намеренно создал или подделал эту историю; вместо этого они сделали то, что делают все люди, когда слышат хорошую историю: они пересказывали «правдивую историю» и изменяли ее в процессе, подчеркивая и добавляя элементы в соответствии со своими убеждениями и текущими событиями. История Склепа Чейзов – это не масонская легенда; скорее, это одна из версий более общей легенды о движущемся гробе, которая, как оказалось, проникнута аллегорией масонов. Она служила своей цели более века, давая пищу любителям загадок и напоминая барбадосцам о доброте друг к другу.

Благодарности

Я благодарю Тима Бинга, Целестию Вард и Шану Педрончелли за их исследовательскую помощь при углублении в историю Склепа Чейзов.

Примечания

1. Несколько авторов указали неверную информацию о возвышении Склепа Чейзов. Ридаут (2018) утверждает, что «склеп находится на высоте около 100 футов над уровнем моря», в то время как Даннинг (2014) помещает его на высоте тридцать три метра или 108 футов; Никелл (1982) предлагает оценку «около 250 футов», что ближе; вход находится на высоте около 210 футов над уровнем моря, согласно измерениям iPhone GPS.

2. Дойл утверждает, что «все психические явления, кажется, показывают нам, что бестелесные не обладают собственной силой, но что она всегда происходит от эманаций живых, которые мы именуем животным магнетизмом или другими названиями… Если тканевые перегородки кабинета [духовного медиума] могут задерживать эти эманации и конденсировать их, то насколько же больше могут твердые стены этого склепа. Чтобы принести эти тяжелые свинцовые гробы, окружающее пространство должно было быть заполнено разгоряченными неграми, и когда плита сразу была герметично закрыта, эти выделения были закрыты и оставались там, обеспечивая возможный источник материальной энергии, необходимой для материальных эффектов» (цитируется по Дойл 2011).

3. Примечательна тема самоубийства как индикатора «плохой смерти», способной вызвать присутствие призраков. Самоубийства были табу в большинстве сообществ, и тем, кто умер от своей руки, часто отказывали в похоронах на священной церковной земле. История склепа Буксгевден содержит конкретную ссылку на самоубийство, и Ланг отмечает, что «Рис (1864) говорит, что негры на Барбадосе приписывают эти неприятности самоубийству» (Ланг 1907, стр. 385), и отмечает, что полковник Чейз, возможно, убил себя сам, и – по мнению местных жителей – принес на кладбище свои посмертные беды. В самом деле, говорит Ланг: «Можно заметить, что рассказы об Эзеле и Барбадосе совершенно схожи во всех отношениях, включая предполагаемую причину неприятностей – присутствие трупа самоубийцы» (Ланг 1907, стр. 386).

4. Интересно узнать, появляются ли масонские аллегории, которые Никелл находит в истории Склепа Чейзов, в истории Склепа Уильямсов; кажется столь же вероятным, что легенду об Уильямсе (или другую подобную ей) услышали в приходе Церкви Христа и приписали семье Чейзов люди, которые оказались масонами.

Литература

Brandow, James (Ed). 1983. Genealogies of Barbados Families: From Caribbeana and The Journal of the Barbados Museum and Historical Society. Baltimore, Maryland: Clearfield Company.

Curran, Bob. 2012. The World’s Creepiest Places. Pompton Plains, New Jersey: The Career Press.

Doyle, Arthur Conan. 2011. Delphi Complete Works of Sir Arthur Conan Doyle. London: Delphi Classics.

Dunning, Brian. 2014. The moving coffins of Barbados. Skeptoid (January 28). Available online at https://skeptoid.com/episodes/4399.

Gould, Rupert T. 1928. Oddities: A Book of Unexplained Facts. London: Geoffrey Bles. (Reprinted 1966).

Hines, C.J. 2019. Interview by the author in Bridgetown, Barbados (March 31).

Lang, A. 1907. ‘Death’s deeds’: A bi-located story. Folk-Lore 18(4) (December 31). Transactions of the Folklore Society.

Lewis, Linden. 1990. Exploring the folk culture of Barbados through the medium of the folk tale. Caribbean Studies 23(3/4): 85–94.

Nickell, Joe. 1982. Barbados’ restless coffins laid to rest. Fate. Part I, 35(4) (April): 50–56; Part II, 35(5) (May): 79–86.

Radford, Benjamin. 2010. The White Witch of Rose Hall. In Scientific Paranormal Investigation: How to Solve Unexplained Mysteries. Corrales, New Mexico: Rhombus Publishing Co.

Ridout, Brian. 2018. Research note: An analytical review of the Chase Vault mystery at Christ Church, Barbados. Journal of the Society for Psychical Research 82(4): 219–239.

Saunders, Christopher. 2019. Things that are not: The case of the dancing coffins. The Avocado (March 9). Available online at https://the-avocado.org/2019/03/09/things-that-are-not-the-case-of-the-dancing-coffins.

Schomburgk, Robert. 1848. The History of Barbados, Comprising a Geographical and Statistical Description of the Island; a Sketch of the Historical Developments Since the Settlement; and an Account of its Geology and Natural Productions. London: Longman, Brown, Green, and Longmans.

Об авторе

Бенджамин Рэдфорд – научный сотрудник Комитета по Скептическим Расследованиям и заместитель редактора Skeptical Inquirer. Его многочисленные книги включают «Научное исследование паранормальных явлений», «Исследование призраков», «Плохие клоуны», «Таинственный Нью-Мексико», «По следам чупакабры» и «Обманы, мифы и мании» (совместно с Робертом Бартоломью).

Оригинальная публикация: Radford B. Reopening the Chase Vault Mystery / B. Radford // Skeptical Inquirer. – 2020. – Vol. 44. – № 3. – P. 46–52. Пер. с англ. Р. Солженицына, специально для сайта Проекта «Уфоком».

 


[1] Ныне эстонский город Курессааре на острове Сааремаа (бывший остров Эзель). (Прим. пер.)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

С событиями в Аренсбурге тоже далеко не все ясно. Мы знаем их из третьих рук в записи Оуэна, причем посредником был весьма неоднозначный барон Гульденштуббе (в переводе "Ребуса" - Гильденштуббе), прославившийся "спиритическим письмом" на могилах знаменитостей, и его дочь, которая ответственна за целый ряд других невероятных баек. Вот полный текст этой красочной истории:

Цитата

Аренсбургское кладбище

Явления, происходившие в часовне на острове Эзель в 1844 г.

Около самого Аренсбурга, единственного города на о. Эзель, находится общественное кладбище. Изящно распланированное и хорошо содержимое, засаженное деревьями и отчасти окруженное рощею, испещренную вечнозелеными растениями, кладбище это составляет любимое место прогулке городских жителей. Кроме всевозможных надгробных памятников, начиная от беднейших и кончая роскошными, здесь находятся несколько частных часовен, служащих местом погребения различных знатных семейств. Под каждой из таких часовен устроен вымощенный досками склеп, в который ведет лестница, начинающаяся внутри здания и запирающимися дверями. Обыкновенно гробы недавно умерших членов семейства остаются некоторое время в часовне. Впоследствии их переносят в склеп и устанавливают рядами на железных перекладинах. Эти гробы делаются обыкновенно из массивного дуба, они очень тяжелы и плотно сколочены.
Столбовая дорога проходит почти у самого кладбища. Лицом к ней стоят три часовни, видные всякому прохожему. Из них самая большая, с фасадом, украшенным колонами, принадлежит дворянскому семейству Буксгевденов, выходцев из Бремена. Часовня эта служила усыпальницей уже нескольким поколениям этой семьи.
Поселяне, приезжавшие верхом или в телегах на кладбище, имели обыкновение привязывать своих лошадей крепкими веревками как раз против упомянутой часовни, близ украшавших ее колон. Обычай этот сохранился, не смотря на то, что лет за восемь или девять до описываемых нами явлений стали со временем ходить неясные слухи таинственного свойства о том, что в часовне нечисто, но слухам этим, не имевшим никакого достоверного источника, мало верили, и владельцы часовни смеялись над ними.
Родственники погребенных на кладбище съезжаются сюда обыкновенно со всех сторон острова на Троицу и следующие за нею дни - соблюдающиеся здесь так же, как и 2-е ноября в большинстве католических стран.
На второй день Троицы, в понедельник, 22-го июня (по новому стилю) 1844 г. жена портного Дальмана, жившего в Аренсбурге, приехала в тележки с детьми на могилу своей матери, находившуюся за Буксгевденской часовней и по обыкновению привязала лошадь перед часовней, не разнуздывая животное, так как намеревалась, помолившись, отправиться в деревню к приятельнице.
Молясь на коленях перед могилой, она неясно слышала, как припомнила впоследствии, какие-то звуки в стороне часовни, но погруженная в иные мысли, не обратила тогда на них никакого внимания. Помолившись и намереваясь продолжить свой путь, она вернулась к лошади и нашла ее - обыкновенно спокойное животное - в необъяснимом возбуждении. Она была покрыта потом и пеной, дрожала всеми членами и, казалось, была в смертельном страхе. Когда хозяйка отвязала ее, то она едва могла идти, так что женщина вместо предполагаемой поездки должна была возвратиться в город и позвать ветеринара. Последний сказал, что лошадь чем то чрезвычайно испугана, пустил ей кровь, прописал лекарство, и животное выздоровело.
День или два спустя после этого, женщина эта пришла в замок одной из древнейших лифляндских дворянских семей, а именно барона Гильденштуббе, у которого она занималась шитьем, и рассказала барону о бывшем с нею происшествии; но барон отнесся к рассказу легко, думая, что швея преувеличила и что лошадь была напугана чем нибудь случайно.
Обстоятельство это было бы вскоре забыто, если бы за ним не последовали другие явления того же характера. В следующее воскресенье многие лица рассказывали, что они, привязав лошадей у той же часовни, нашли их вспотевшими, дрожавшими и в величайшем ужасе, и некоторые из рассказчиков прибавляли, что сами слышали раздававшийся как бы из склепа часовни гремящие звуки, по временам переходившие в стоны (что могло быть просто действием воображения).
Но это был лишь приступ к дальнейшим постепенно участившимся беспокойствам. Случилось однажды в следующем июле месяце, что близ часовни привязано было одиннадцать лошадей. Несколько человек, шедших мимо и слышавших, по их словам, громкий шум, исходивший как бы из под здания, подняли тревогу, а когда хозяева лошадей подошли к месту, то нашли своих коней в плачевном состоянии. Некоторые из них, порываясь уйти, попадали на землю и барахтались лежа, другие едва могли стоять или ходить, и все были так сильно взволнованы, что пришлось прибегнуть к кровопусканиям и другим успокоительным средствам. Три или четыре лошади, несмотря на все меры, издохли через день или два.
Это уже были не шутки. Некоторые из потерпевших обратились с формальной жалобой в Аренсбургскую консисторию.
Около этого времени умер один из членов семейства Буксгевденов. На похоронах его, во время отпевания тела в часовни, к величайшему ужасу некоторых из присутствующих, в особенности прислуги, внизу раздавались как бы стоны и другие странные звуки. Лошади, впряженные в катафалке и в экипажи, были заметно встревожены, но не настолько, как в вышеупомянутых двух случаях. После погребения три или четыре человека из присутствовавших посмелее других сошли в склеп. Очутившись там, они ни чего не слышали, но к величайшему своему изумлению увидели, что многочисленные гробы, поставленные в склеп в должном порядке, были смещены и лежали в беспорядочной куче. Тщетно искали причину этого явления. Двери всегда старательно запирались, и замки были в порядке. Гробы были снова поставлены на свои места.
Происшествие это возбудило много толков и обратило внимание на часовню и на явления, якобы в ней происходящее. Если лошадей привязывали у часовни, то оставляли при них детей, но последние слишком пугались, чтобы долго оставаться на указанном месте, а некоторые из них говорили даже, что видели какие-то черные, парившие около часовни привидения. Впрочем, последнее - и не без основания, конечно - было приписано тому страху, который ребятишки испытывали. Однако родители стали реже брать с собою детей на кладбище.
Волнение росло, и в консисторию поступили новые жалобы; решено было произвести следствие по этому делу. Владельцы часовни воспротивились было этому, считая все дело злой шуткой и оскорблением со стороны своих врагов. Но тщательно осмотрев пол склепа, через который мог бы как-нибудь проникнуть в усыпальницу снизу, они не нашли ни чего подтверждающего их подозрения. Когда же барон Гильденштуббе, бывший в то время представителем консистории, побывал в склепе вместе с двумя членами семейства Буксгевденов и нашел гробы в прежнем беспорядке, владельцы часовни, приказали снова поставить гробы на место, и согласились на официальное расследование дела.
Следствие было поручено барону Гильденштуббе, как председателю, а лифляндскому епископу, как вице-председателю консистории, кроме того, еще двум членам консистории, врачу Луцэ и назначенным от городского управления бургомистру Шмидту, одному из синдикатов и секретарю.
Следственная комиссия в полном составе осмотрела склеп. Как и раньше все гробы, за исключением трех, были сдвинуты с мест. Из трех гробов, составлявших исключение, один принадлежал бабке тогдашнего главы семейства, умершего лет за пять до описываемого времени, а в двух остальных покоились кости двух маленьких детей. Бабку при жизни почитали почти как святую за ее благочестие и постоянную благотворительность.
Первая мысль комиссии при виде такого положения вещей была та, что беспорядок могли произвести воры, проникающие сюда с целью грабежа. (Незадолго до того в склеп соседней часовни забрались грабители, которые срезали и унесли богатую золотую бахрому и дорогой бархат, украшавшие гробы.) Но при самом тщательном осмотре не найдено было ни чего, что подтвердило бы это предположение. Украшения гробов оказались не тронутыми. Комиссия приказала открыть некоторые из гробов, чтобы удостовериться в целости колец и других надеваемых на покойников драгоценностей, из которых иные были весьма ценными; но все было в порядке. Один или два из этих трупов истлели почти в прах, но украшения их безделушки все еще лежали на дне гроба.
Затем комиссии пришло в голову предположение, что кто-нибудь из врагов Буксгевденов, людей богатых и решившимся причинить последним неприятность и скандал, проложили подземный ход, начинающимися где-нибудь незаметным и скрытным входом и выходом в Буксгевденский склеп. Если бы это оказалось верным, то объяснение беспорядка между гробами и странных слышанных извне звуков было бы найдено.
Чтобы проверить это предположение, позваны были рабочие, которые подняли весь пол склепа и внимательно осмотрели весь фундамент часовни, но без всякого результата. При самом тщательном осмотре никакого тайного входа не было найдено.
Нечего было делать - пришлось все привести в прежней порядок, причем точно замечено было положение гробов и приняты особенные предосторожности против будущих вторжений в подземелье. Обе двери, как внутренняя, так и внешняя, были тщательно заперты и на них наложены двойные печати - печать консистории и печать городского управления.
Деревянный пол склепа, лестница, ведущая из него в часовню, и пол самой часовни были посыпаны тонкой древесной золой. Наконец, часовые от городского гарнизона, часто сменявшиеся, поставлены были у часовни на трое суток для наблюдения за тем, чтобы никто не приближался к зданию.
По прошествии этого срока следственная комиссия возвратилась, чтобы проверить результаты. Обе двери были найдены крепко запертыми и печати нетронутыми. Вошли. Слой золы представлял все ту же мягкою ровную поверхность; ни в часовне, ни на лестнице, ведущей в склеп, не было никаких следов ни человека, ни животного. Склеп достаточно освещен был сверху, и все находившееся в нем отчетливо было видно. Спустились вниз. С замиранием сердца взглянула комиссия на представившееся ей зрелище. Не только все гробы, за исключением вышеупомянутых трех, были сдвинуты с места и разбросаны в беспорядке по полу, но многие из них, не смотря на свою тяжесть, были поставлены ногами вверх, так что голова покойников находилась внизу. Но и это еще было не все. Крышка одного из гробов была отчасти взломана и в отверстие была просунута повыше локтя скорченная правая рука покойника; часть этой руки пониже локтя обращена была к потолку склепа.
Оправившись от потрясения, произведенного в первую минуту этим поразительным зрелищем, комиссия приступила к тщательному осмотру и описанию всему найденному ею.
Ни в склепе, ни в часовне, ни на лестнице не найдено никаких человеческих следов. Не было открыто никаких признаков воровского взлома. Вторичный осмотр убедил, что ни внешние украшения гробов, ни драгоценности, украшавшие некоторых из покойников, не были унесены. Все было приведено в беспорядок, но ничто не было взято.
С сильным волнением подошли члены комиссии к тому гробу, из которого торчала рука, и с ужасом убедились, что это был гроб того из Буксгевденов, который сам наложил на себя руки. Благодаря влиянию семьи, дело это было в свое время потушено, и самоубийцу похоронили с обыкновенными обрядами; но всему острову было известно, что его нашли с перерезанным горлом и с окровавленной бритвой в правой руке - той самой руке, которая была теперь высунута из гроба, как бы для страшного напоминания о необдуманном поступке, который ввел нечестивого человека незваным в иной мир!
Официальное донесение о состоянии часовни и склепа во время наложения комиссией на двери печатей, о нахождении через трое суток печатей этих нетронутыми, а слоя золы неповрежденными и наконец о том положении, в котором комиссия нашла склеп через трое суток после наложении печатей, было составлено бароном Гильденштуббе, как председателем, и подписано им самим, епископом, бургомистром, врачом и другими членами комиссии как свидетелями. Донесение это, занесенное в дела консистории, храниться в ее архивах и каждый имеющий приличную рекомендацию путешественник может, обратившись к секретарю, видеть этот документ.
Никогда не бывав на острове Эзеле, я не имел возможности лично просмотреть эту бумагу. Но вышеизложенные факты сообщила мне в Париже 8-го мая 1859 г. m-lle Гильденштуббе, дочь барона, жившая в описываемое время в доме своего отца и знавшая все подробности этого дела, которые, кроме того, подтвердил и брат ее, теперешний барон.
M-lle Гильденштуббе говорила мне, что происшествие это произвело такое сильное впечатление на острове, что из его 50.000 жителей вряд ли нашелся бы хоть один, которому дело это было неизвестно. Она прибавила, что оно произвело на врача, господина Луцэ, такое впечатление, которое вызвало в нем радикальные изменения в религиозных воззрениях. Человек умный, искусный в своей специальности, знавший ботанику, минералогию и геологию, автор известных сочинений по этим наукам, он еще студентом проникся материалистическим учением, распространившемся в то время между учеными европейского материка, и держался его до той минуты, пока не убедился в склепе Буксгевденов в том, что существуют, кроме земных, еще и другие силы, не от сего мира и что земная жизнь не есть наше конечное существование.
Остается прибавить, что беспокойства продолжались еще в течение нескольких месяцев после следствия, пока наконец Буксгевдены, желая избавиться от этих неприятностей, не решились сделать попытку закопать гробы в землю, что и было исполнено. Гробы были зарыты довольно глубоко. Средство удалось. С этого времени из часовни не раздавалось больше звуков; лошадей можно было безнаказанно привязывать у здания, и жители, отдохнув от страха, стали по-прежнему приходить со своими детьми на любимое кладбище. Ничего не осталось кроме воспоминания, которое исчезнет со смертью теперешнего поколения, а новое взглянет на это происшествие, как на пустую невероятную легенду.

(Robert Dale Owen, Footfalls on the Boundary of Another World, 1872, p. 260-269)
Перевод: Ребус, 1886, № 25 и 26.

Потом этой историей заинтересовался граф Петрово-Соловово, сделал запросы в Ригу и Аренсбург, разыскал живущих тогда Буксгевденов и узнал, что она как минимум изрядно приукрашена Гульденштуббе, вписавшими в нее свое личное участие,  и Оуэном, а сами Буксгевдены не видят в ней ничего сверхъестественного и считают причиной смещения гробов грунтовые воды:

Arensburg-JSPR-Vol-13.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, мне тоже эта история вспомнилась. Вполне возможно, что в основе этих легенд на острове все же лежал некий реальный эпизод, вероятно единичный, и, очевидно,  не со склепом Чейзов. Просто сам антураж происшествия - кладбище, склеп, гробы, - поневоле наводил очевидцев на мистическую трактовку событий. Будь это обычный подвал или погреб, может быть все и забылось бесследно со временем. Ну, а когда слухи поползли по острову, история была фантастически раздута, со временем переселяясь на соседние кладбища. Было бы интересно узнать, не публиковались ли эстонскими фольклористами или историками какие-то публикации по эпизоду на Эзеле, возможно там тоже не единственная версия этой легенды существует.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 weeks later...
Цитата

Было бы интересно узнать, не публиковались ли эстонскими фольклористами или историками какие-то публикации по эпизоду на Эзеле, возможно там тоже не единственная версия этой легенды существует.

Связался с эстонскими фольклористами. Они только отметили, что у них есть стандартные мотивы, как домой ходит мертвый человек, а также как "в гробе возникает человек, который всем показался как мертвый". Также хочу отметить, что я лично просмотрел всю русскую фольклорную коллекцию ERA (подробнее о ней вот тут или тут), собранную на границе Эстонии и России. Это огромный архив, у меня на его изучение ушло несколько месяцев и, хотя, он собирался на пограничье с Россией, ничего похожего на историю Эзеля я вспомнить не могу. При этом в нем содержится большое количество самых невероятных баек того времени (он собирался в первой половине XX века, в основном, в период с 1934 по 1942 год). Некоторые из них трансформировались в современные истории-былички, достаточно там случаев с описанием полтергейстов (на эту тему будет отдельная статья на сайте) и т. п. Есть много рассказов о покойниках, которые вылезают из гроба и преследуют живых людей и т. п. Однако данный сюжет действительно пока представляется уникальным и немного искусственным...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное это связано с незначительным распространением захоронений в склепах, это ведь в принципе дорогое удовольствие. А обычным зарытым в землю гробам как-то сложно демонстрировать на поверхности признаки "беспокойства".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, Asket сказал:

Наверное это связано с незначительным распространением захоронений в склепах, это ведь в принципе дорогое удовольствие. А обычным зарытым в землю гробам как-то сложно демонстрировать на поверхности признаки "беспокойства".

Думаю, так оно и есть. Распространение подобных историй, если судить по книге Руперта Гулда, где упоминаются их аналоги, довольно ограничено. Кстати, я был в Курессааре и спрашивал про эту историю, но нынешнее население острова ее не знает.

Barbados_Vault_Gould_Oddities.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть еще такая вот книга: Благовещенский, А.А. Остров Эзель, город Аренсбург и их достопримечательности / А.А. Благовещенский. – Санкт-Петербург : Тип. Имп. Акад. наук, 1881. – 191 с. https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1301722 Там тоже никаких упоминаний о событиях на кладбище, хотя есть интересная история об обнаружении останков замурованного рыцаря в замке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот всем для изучения еще материалы по событиям на Барбадосе на английском.

И чтобы два раза не ходить, о загадочной находке гроба на большой глубине среди нетронутых пластов и окаменелостей:

Barbados - Fantastic v07 n04 (1958-04).pdf

Barbados - Unexplained.pdf

Barbados Coffins - Fanthorpe - WGUM.pdf

Barbados coffins - Fate, March 1952.pdf

Barbados coffins - Fate, Nov-Dec-1951.pdf

Barbados coffins - New Horizons Journal.pdf

Barbados vault - Pursuit, July 1970.pdf

Barbados vault 1907.pdf

MYSTERIOUS VAULT - EXPLORING THE UNKNOWN - 196106.pdf

Pages from Godwin - This baffling world.pdf

Restless coffins - JSPR Vol 34.pdf

Restless coffins - light_v54_n2785_may_25_1934.pdf

Occupied coffin found at 40 feet below ground surrounded by fossils in 1903 England.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А я уж подумал, что у меня мышка перестала работать, увидел курсор на скриншоте вырезки и долго пытался его сдвинуть с места.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...