Перейти к содержанию
Авторизация  
Butoff

Массовые обновления икон в 1949-50 гг.

Рекомендуемые сообщения

Наредкость добротная статья ;) И наредкость толковое высказываение со стороны церкви:

 

«…Таким образом, на лицо имеется возбудитель повышенной религиозной настроенности до состояния экзальтации, причём, - и это имеет важное значение, - возбуждение охватывает многих, которые, как это всегда происходит в таких случаях, взаимно подогревают один в другом это состояние. Появляется неопределённое желание видеть ещё и ещё нечто чудесное. Экзальтация массы доходит до состояния религиозного экстаза, когда сперва отдельные лица, а затем и многие другие видят необыкновенный свет, яркие лучи, исходящие от иконы, горящую свечу перед ней и даже Самого Спасителя нашего Иисуса Христа, как живого. Вот обстановка, в которой происходило /и может быть будут ещё происходить некоторое время/ обновление икон в обследованных комиссией селениях».

 

То есть все можно списать на массовый психоз, и это будет совершенно верно. И слово правильное сказано - религиозная экзальтация, особенно в смутное время (вспомним события, которые нашему поколению ближе - Чумака с Кашпировским).

 

Связь психоза с "смутными временами" очевидна. Но только ли в психозе дело? Навскидку, могу предположить, что "смутные времена" влияют не только на психологическую, но и на самую что ни на есть ОБЫЧНУЮ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКУЮ атмосферу в доме, где находится икона. Например, недостаток средств на дрова приводит к их экономии, долгосрочном измененении температуры в доме. Это что касается температуры.

 

Еше можно приплести влажность воздуха (еда готовится или нет - есть нечего) и его хим. состав (допустим, картошку варить деньги есть, а вот мясо - нет).

 

Вот такие мысли по поводу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Связь психоза с "смутными временами" очевидна. Но только ли в психозе дело? Навскидку, могу предположить, что "смутные времена" влияют не только на психологическую, но и на самую что ни на есть ОБЫЧНУЮ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКУЮ атмосферу в доме, где находится икона.

Я к тому и веду. В основе моей работы тезис о возможности человека мыслью непосредственно воздействовать на окружающие среду, в том числе и на материальные предметы. А тут массив коллективного сознания /подсознания/. Поэтому я и заинтересовался кременецким ритуалом управления погодой. Есть у меня еще кое-что в рукаве, но это еще подготовить нужно. B)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Гость biofizik
... о возможности человека мыслью непосредственно воздействовать на окружающие среду

А то! Вот мы когда 21-го числа на митинге по Байкалу были - оно и видно сразу было. Весь день над Москвой носились ужасные грозовые тучи, лило жутко! Только собрались на Воробьевых - тут же, причем точненько над нами, солнышко засветило, стало тепло и радостно. А в сторону центра посмотришь - так над всякой Госдумой и иными местами тусовки нашего госворья фиолетовые тучи, дождь к земле прибивает и ветер жуткий. Даже милиционеры как это увидали - поверили, что тут у людей стопудово доброе дело!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати, любопытный случай произошел накануне (или уже после нее, в первые дни) Чернобыльской аварии в Могилевской области.

На иконе Серафима Саровского появилось странное облачко, будто нарисовал кто-то (хотя никто к иконе даже не прикасался).

 

serafim.jpg

 

Можно ли рассматривать аварию на ЧАЭС как еще один циклический этап "обновления" и "плача" икон на Беларуси? Учитывая масштаб катастрофы, можно ответить утвердительно на этот вопрос.

Правда факты эти еще предстоит собрать.

 

ПС: Ну, кто-нибудь, скажите, что это радиация вступила в химическую реакцию с краской...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
На иконе Серафима Саровского появилось странное облачко, будто нарисовал кто-то (хотя никто к иконе даже не прикасался).

 

Никто не прикасался? 24 часа в сутки велась видеослежка - иначе откуда ты делаешь такие выводы?

 

1. Если эта хрень выглядит как лошадь и ржет как лошадь, и бегает, как лошадь, и копыта у нее, как у лошади, и хвост, как у лошади, значит это лошадь и есть.

 

ПС: Ну, кто-нибудь, скажите, что это радиация вступила в химическую реакцию с краской...

 

2. Запросто. Из-за слухов о радиации стали дольше находиться в доме. Любые продукты тщательно вываривать в кипятке, чтобы уничтожить радиацию. Тот же хлеб - долго держать в печи, подпаливать, "чтобы уничтожить заразу". В результате - изменение микроклимата. Да и если жарить что-то, химия еще та выделяется. Вот тебе и радиация, вступившая в реакцию с краской.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Можно ли рассматривать аварию на ЧАЭС как еще один циклический этап "обновления" и "плача" икон на Беларуси? Учитывая масштаб катастрофы, можно ответить утвердительно на этот вопрос.

Правда факты эти еще предстоит собрать.

Я что-то сомневаюсь в этом. Иначе что-либо об этом было бы слышно. Илья, я думаю, что это зависит не от "масштаба катастрофы", а от масштаба восприятия ее людьми. А об аварии на ЧАЭС не сразу узнали, да и к тому же не представляли тогда себе всей опасности, которую несет радиация.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
не от "масштаба катастрофы", а от масштаба восприятия ее людьми.

Не скажи. Какая авария по масштабности хоть близко стояла с этой? Если верить некоторым источникам, то о ней было даже предсказано в Библии (про звезду "полынь"). Что по сравнению с этим распад Союза?

А факты должны найтись, я еще что-то слышал, читал, но просто не придавал этому особого значения...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

О "полыни" ничего не скажу. Это все равно, что делать предсказания по Нострадамусу.

А по 1986 году припоминается только эпизод с НЛО в Омневичах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Еще расскажу про икону, которая висит в доме в углу у моих бабушки и дедушки. Незнаю как она называется. Там изображен молодой святой с копьем, который едет на лошади. Она даволи таки большая и старая. Дедушке досталась от его матери. Так вот странность в том, что икона эта как-бы разделена на две части вертикальные. Одна очень тусклое изображение, краски все облезшие, а вторая - краски яркие и расыщенные. Так вот бабушка рассказывала историю, почему икона такая. Это было вначале 20 века 20-е-30-е года. Сидели за столом отец моего дедушки, другие люди из деревни, кушали, выпивали. Один мужик говорит: "смотрите, икона обновляется". Как только это увидели, обновление остановилось, а икона до сих пор такая. Еще бабушка тогда рассказала, что в те годы много у кого происходили такие чудеса. Когда буду у бабушки с дедушкой, сфотографирую и покажу.

http://rebenok.by/community/index.php/topic,131067.540.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Незнаю как она называется. Там изображен молодой святой с копьем, который едет на лошади.

Георгий Победоносец...

 

Задал автору по личке вопрос по поводу места обновления

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
За "плач" иконы однажды даже приняли ее простое запотевание. В 1934 году в Пружанах (Белоруссия) в холодной церквушке собралось много верующих, и от их дыхания на поверхности иконы божьей матери появились капли воды. Это было принято за "чудо".

Вопрос. Чем, какие чудом, можно объяснить случаи появления "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов? Из сборника 100 ответов верующим. М., политиздат, 1974.

http://krtdiv.narod.ru/2/2/2.2.2.htm

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Еще немного в копилку фактов, относящихся к тому времени:

 

После установления Советской власти иконы почему-то вообще перестали рыдать, хотя именно это время было наиболее благоприятным для плача икон, чтобы тем самым бог мог выразить своё возмущение так называемыми «дьявольскими гонениями» безбожной власти против религии и церкви. Возможно, в данном случае иконы просто поопасались, что очередное разоблачение тайного (разумеется, божественного) механизма сотворения данного чуда может обернуться явно не в пользу организаторов этого "чуда"» Так или иначе, но божий протест с помощью плачущих икон при Советской власти не проявлялся.

ПОЧEМУ ПЛАЧУТ ИКОНЫ? (Перепечатка из книги «Спутник атеиста», с небольшим добавлением. М., 1959,с.514-515, Раздел «Чудеса религии»).

 

Шевченко в стихотворении "Іржавець" писал: "Заплакала Матір Божа сльозами святими. Заплакала милосерда, неначе за сином. І Бог зглянувсь на ті сльози, пречистії сльози! Побив Петра, побив ката на наглій дорозі." После поражения казаки тайно перевезли икону на Черниговщину в городок Иржавец. "Поставили в Іржавиці в мурованім храмі. Отам вона й досі плаче та за козаками". Может, плакала бы и поныне, если бы в 1934 году ее вместе с храмом не уничтожили комсомольцы.

Последний случай: в 20-х годах в селе Калиновка Винницкой области потекла кровь с креста перед тем, как настали страшные времена тоталитаризма и голодомора. Но если подобными весточками Бог предупреждает о катастрофах, то нечего печалиться, что у нас никакие изображения не плачут и тем более -- не кровоточат. Значит, в Украине все будет хорошо. Что касается портрета адмирала Макарова, то пан Дмытро, как богослов и историк иконы, не склонен видеть в нем чуда, аналогичного Иржавецкой Матери Божьей.

http://krtdiv.narod.ru/2/2/2.2.10.htm

 

- 20-е годы прошлого века в России - время особо свирепых гонений на Церковь, разорения храмов, гибели тысяч священнослужителей. Но те же годы отмечены и многочисленными (десятки случаев!) чудесными знамениями - обновлением икон. Эта волна затронула некоторые уезды Новгородской губернии. Власти восприняли события как контрреволюционные происки и ответили массовыми репрессиями. Сейчас мы знаем об этом из судебного отчета, тогда же напечатанного для служебного употребления.

http://krtdiv.narod.ru/1/1.3.4.htm

 

В 1910 году в деревне Лыщи, Доброслав-ского прихода, Пинской губернии, на холщовой иконе с правой стороны лика Христа появилось туманное изображение богородицы. Служитель культа Хлебцевич уверял, что это "нерукотворный" образ, но не позволил произвести специального расследования. И не случайно: он хорошо понимал, что химический анализ "чуда" разоблачит истинного "чудотворца".

Вопрос. Случаи явления "нерукотворных" икон засвидетельствованы в истории. Почему же они оспариваются атеистами? Из сборника 100 ответов верующим. М., политиздат, 1974.

 

С другой стороны, могло ли быть массовое мироточение икон в 50-е годы? Отвечаю - нет, этого просто не могло быть! Почему? А потому что икон не было, церквей не было… А сейчас - слава Богу, храмы восстанавливаются, икон много.

Мироточение: почему иконы плачут? http://pi.zen.ru/arhiv/2002/000/mirotochenie.shtml

 

Просматривая литературу по этому вопросу, мне показалось, что еще в 1995-2001 годах было гораздо больше случаев мироточения и обновлений, чем сейчас. Либо же феномен немного приелся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересные сведения приводятся в книге Д. Орехова "Чудо мироточения", которую я приобрел на oz.by в главе Массовые знамения от икон в эпоху большевистских гонений на церковь (1920-е годы).

 

Большая работа в этой области была проделана архиепископом Мефодием (Герасимовым), итогом которой стала вышедшая в 1925 году в Харбине книга «О знамении обновления святых икон». В книге были собраны свидетельства не только лиц, проживавших на территории Маньчжурии и Китая, но и беженцев из России. Именно благодаря этому труду мы достаточно хорошо знаем о знамениях в Приморском крае и в Амурской области, а в частности о массовых чудесах в Благовещенске, породивших настоящее смятение в рядах местных работников ГПУ.

 

На примере этой части России мы также можем пронаблюдать, как географически шло распространение чудесных явлений.

http://fictionbook.ru/author/dmitriyi_orehov/chudo_mirotocheniya/read_online.html?page=3

 

Волны обновлений на Дальнем Востоке

 

Первые знамения в этих краях были зафиксированы в начале 1923 года. Архиепископ Мефодий писал, что «благодать Божия сперва посетила знамением обновления Приморье». Приморский край тогда уже был занят большевиками и отрезан от епархии, и в Харбин, по словам архиепископа, доходили только «отрывочные и неопределенные слухи о совершившемся знамении, производя неопределенное впечатление какого-то странного, непонятного явления».

Как отмечалось выше, волны знамений прокатились в те годы по всей России, и свидетелями их стали Петроградская, Новгородская, Псковская губернии, Украина, юг России. Данные об этом сейчас можно почерпнуть в судебных хрониках. В губернских архивах по фактам обновления отложились многочисленные материалы: оперативные сводки и докладные записки местных аппаратчиков и уполномоченных ОГПУ. Сообщениями о знамениях обновления буквально пестрят сводки агентов НКВД, присланные с мест. Вот лишь несколько примеров.

http://fictionbook.ru/author/dmitriyi_orehov/chudo_mirotocheniya/read_online.html?page=4

 

В многовековой истории Православной Русской Церкви, кажется, еще не было времен, когда чудесные явления от икон в каких-либо областях следовали одно за другим. Подобные знамения наблюдаются в России только в ХХ веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов. Множество обновлений икон засвидетельствовано в Петроградской и Псковской епархиях (только в Новгородском и Старорусском уездах - более 150), в Оптиной пустыни, на Украине ("Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде, - писал С. А. Нилус в 1929 году. - Обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях. В Ростове-на-Дону таким образом обновился собор и много церквей. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где бы не совершилось подобное чудо..."20). Десятки тысяч людей стали очевидцами обновления куполов и икон киевской Скорбященской церкви 6 июля 1923 года. На Дальнем Востоке, в Приморье, в пределах Владивостокской и Харбинской епархий в 1923-1925 годах обновилось около 300 икон - этому чуду посвящена книга архиепископа Харбинского Мефодия (Герасимова) "О знамении обновления святых икон" (Харбин, 1925; 2-е изд. Джорданвилль, 1963).

Алексей Любомудров. Знамения Божии от святых икон 1991-1996. Вэб-Центра "Омега", Москва, 2000.

 

Получается, что "волны" можно охарактеризовать как "фляпы". Известны несколько подобных волн в России, но не разу я не находил упоминания о Беларуси. Тема очень интересная, вполне вероятно такие волны накрывали Беларусь несколько раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Известны несколько подобных волн в России, но не разу я не находил упоминания о Беларуси.

Кто ищет, тот всегда найдет. Думаю эти сведения будут также интересны Виктору Гайдучику. Как я и предполагал, неизвестная нам волна все же была в нашей стране, но немного позже, т. е. как бы двигалась из России (1923-1927) через Украину (1928-1929) к нам (1930-1932) (что тоже требует своего осмысления). Интересно также и то, что география обновлений 30-х годов предвосхитила места массовых обновлений в 1949-1950 годах (тоже Кобринский и Пружанские районы). Точную географию следут наверное нанести на карту (случаев по Беларуси я уже набрал очень много).

 

В середине января 1927 года произошло чудесное явление в деревне Пияны Хоревского прихода Пружанского повета. Житель деревни Феодор Кузьмич Кобринец, шестидесяти двух лет, православный, засвидетельствовал:

«В день Нового года по старому стилю, при восходе солнца, по окончании моей утренней молитвы, зашел ко мне сельский староста Демьян Гришкевич. После его ухода жена говорит мне: «Видишь что у нас на окне?». Я посомотрел. Вижу на стекле наружного окна с внутренней стороны с права, за зимней рамой совершенно отчетливое изображение шестиконечного креста с округленными концами, длинной до полутора вершков, темноватого цвета, на совершенно читстом стекле в верхней половине […].

 

В 1930 году на Рождество Христово обновились иконы Божией Матери в селе Доменичи Хмелевского прихода Брестского повета у крестьянина Димитрия Яцевича. В том же селе обновились еще три иконы.

 

В том же году чудесно обновилась икона Богоматери в имении Лепасы Кобринского повета. Икона висела в углу гостиной много лет и очень потемнела. Накануне праздника Благовещения владелица имения госпожа Гросмани заметила, что икона сияет необыкновенным светом. Особенно сияли казавшиеся живыми лики Богомладенца и Его Матери. В сумерках следующего дня было замечено, что над иконой то появлялось, то исчезало сияние в виде короны, звезд и кругов. Происшедшее очевидцы подтвердили под присягой. Обновившуюся икону перенесли в кобринскую Свято-Петропавловскую церковь.

 

Тогда же в деревне Теляки Озятского прихода Кобринского повета, в доме крестьянки Феклы Блохи, обновились иконы Воздвижения и Божией Матери. Не менее семи случаев обновлений икон произошло в 1931 году. У жителя деревни Плянты Радостского прихода Брестского повета Тимофея Белевца 26 января обновилась икона великомученицы Варвары. В деревне Ратайчицы Тростяницкого прихода Брестского повета, в доме Анастасии Печко, 9 мая обновилась икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Лю-бови. В местечке Дивин Пятницкого прихода Кобринского повета, у Галактиона Давидюка, 19 мая обновилась икона Божией Матери Казанской. У супругов Захарии и Екатерины Черняк из деревни Бояры Речицкого прихода Пружанского повета 26 июня обновилась икона Божией Матери. В июне обновилась икона святителя Николая на придорожном кресте около деревни Пугачево Брестского повета. У крестьянки деревни Бляжки Вежнянского прихода Пружанского повета Вассы Мельничук обновилась икона Богоматери «Знамение».

 

В доме жителя деревни Слонимцы Пружанского повета Павла Субботы 9 декабря обновилась икона Божией Матери Владимирской.

 

15 мая 1932 года обновилась икона Рождества Богородицы в доме бывшего народного учителя Василия Марцуты. Проживавшего в селе Качановичи Пинского повета. 14 июня, при огромном стечении верующих, икону перенесли в местный храм. […].

А. Семенова. Почему плачут иконы. Чудеса мироточения и обновления. Санкт-Петербург. "Вектор", 2010. С. 90-93.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
За "плач" иконы однажды даже приняли ее простое запотевание. В 1934 году в Пружанах (Белоруссия) в холодной церквушке собралось много верующих, и от их дыхания на поверхности иконы божьей матери появились капли воды. Это было принято за "чудо".

 

Вопрос. Чем, какие чудом, можно объяснить случаи появления "плачущих" икон и "кровоточащих" крестов? Из сборника 100 ответов верующим. М., политиздат, 1974.

 

Вот подробности:

 

9 апреля [1934], после вечерни, благочестивые женщины, лобызая икону Божией Матери на так называемой «Голгофе», заметили у стоп Богоматери влагу. Велик был их трепет, когда они увидели, что на иконе, сверху вниз, проходит влажная струя, текущая из очей Пресвятой Девы. Слезы протекали по Пресвятому Лику, образуя у крестообразно сложенных рук большое влажное пятно. Оттуда, вначале тремя малыми, а затем, соединившись, одной большой струей они стекали к стопам.

Страх и трепет, объявший собравшийся народ, увеличился после того, как кто-то, усомнившись в чуде, платком стер слезы на Лике Богоматери: они вновь появились на очах Девы, стекая вниз.

Весть о чудесном явлении мгновенно разнеслась по Пружанам и его окрестностям. Толпы народа устремились в храм […].

[…]

По поводу этого чуда народ говорил, что оно предвещает особые испытания для Западной Белоруссии.

 

А. Семенова. Почему плачут иконы. Чудеса мироточения и обновления. Санкт-Петербург. "Вектор", 2010. С. 95-96.

 

А в твоем архиве, Витя, ничего по этому периоду нет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Нашел немного любопытной инфы в библиотеке. Вполне вероятно, что обновления этих лет не были узко локализованы в Западной Беларуси, распространялись и дальше вплоть до Смоленска.

 

Оказывается, что «чудо самообновления» иконы наблюдалось в Смоленской области и в 1949 году. Тоже самое произошло в 1956 году в одном из многоквартирных домов города Сталино [теперь Донецк - butoff], после того как там переночевала прохожая богомолка. Еще больше «самообновлений» происходило раньше. В 1900 году произошло одно из первых «обновлений» иконы казанской богоматери. А немного погодя «самообновление» приняло массовый, эпидемический характер. Вот, например, что писал по этому поводу архиепископ одесский и херсонский Иустин обер-прокурору синода Победоносцеву: «Обновление икон в Херсонской епархии – явление самое обыкновенное, ежегодно повторяющееся и даже по нескольку раз; в настоящем же году оно приняло характер в некотором роде эпидемический». Действительно, в 1904 году в Херсонской епархии только за три месяца было десять обновлений.

 

[...] Помимо «чуда самообновления» икон можно встретить и «чудо самообновления» церковных куполов и крестов. В первые годы после Октябрьской революции в нашей стране «чудо самообновления» церковных куполов и крестов являлось в Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове и других городах.

Пинчук Л. Т. «Чудеса» религии. Всесоюз. О-во по распространению полит. и науч. Знаний. – Изд. 2, доп. И переработ. – М. : Знание, 1959.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Из публикаций скептиков:

 

Чудесное обновление икон

Старые картины и иконы, написанные красками на основе свинцовых белил, со временем темнеют. Однако, если такое изображение протереть слабым раствором перекиси водорода, которая известна с 1818 г., то образовавшийся под воздействием сероводорода черный сульфид свинца перейдет в бeлoe соединенне - сульфат свинца. Картина просветлет, обновится. Используя это явление, церковники неоднократно "чудесным образом" "обновляли" иконы, дурача верующих.

Для обновления сначала использовали концентрированный раствор уксуса, а в конце XIX - начале XX в. пользовались для этой цели уксусной эссенцией, прекрасно смывавшей черневший от времени слой олифы, которой всегда покрывалась живопись икон. Как видно, никакого чуда в таком "обновлении" нет.

Некоторые чудеса, связанные с фосфором и свинцом / Skeptik.net

1.Библейское мирро. Мирра, мирро - название пахучих масел, изготавливаемых их зерен эфирных и масляничных растений. Значительный удельный вес в нем занимает мирта (мирра), которая и дала название маслу. Оно известно из давних библейских времен (Песнь песней, 1:12; 3:6; 4:6;5:13; Исайи, 41:19; 55:13; Захарии, 1:3; Неемии, 8:15). Известная в округе блудница, узнав о пришествии в ее селение Иисуса Христа, "принесла алавастровый сосуд с миром; и ставши позади ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги его, и мазала миром"(Лука, 7:37-38). Подобно этому, как сообщают евангелия, миром неоднократно обмывали ноги Иисуса Христа и другие женщины сходного поведения (Матфея, 26:7; Марка, 14:3; Иоанна, 11:2; 12:3). Сто литров смеси смирны и алое израсходовал некий Никодим для погребения Иисуса Христа (Иоанна, 39-40). В воскресенье утром женщины пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать его тело миром. Этих женщин в православной церкви называют женами мироносицами.

 

2.Церковное миро. В процессе оязычивания христианства церковники постепенно вводили в религиозную практику верующих обряды, поклонение ангелам и святым, изготовляли истуканов (иконы и скульптуры)... Все это строго-настрого запрещается Священным писанием (Библией) Старого (Исход, 20:4-6; Левит, 26:1; Чисел, 14:18; Второзаконие, 5:8-9; Псалом 96:7) и Нового (Иоанна,4:21-24; 2-ое коринфянам, 3:17; филипийцам, 3:3) Заветов. В VIII-X столетиях христианская церковь вводит 7 так называемых Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Венчание, Священство и Елеоосвящение, - . в которых "видимом образом верующим преподаются дары божьей благодати". Миропомазание - это "дары Духа Святого, которыми через видимое помазание мирром и слышимое произнесение определенных слов молитвы/заклинания верующему подаются силы божьей благодати для проведения христианского образа жизни или для выполнения отдельного служения". В православной церкви таинство Миропомазание совершается священником сразу же после крещения ребенка или взрослого. В католической церкви Миропомазание, которое называется Конфирмацией, совершается епископом над детьми, достигшими 8-12-летнего возраста. В православных церквах монархического правления (Византии, Грузии, Болгарии, Румынии) главой церкви страны совершалось еще Миропомазание монарха/царя на царство.

 

Для совершения миропомазания во время патриаршего богослужения на Страстную (перед Пасхой) неделю варилось мирро, в состав которого должно входить около двадцати растительных благовоний. После Пасхи изготовленное патриархом мирро рассылается по всем церквям для совершения послекрещального Таинства Миропомазания.

 

С середины XVII столетия на Руси впервые начинают демонстрироваться чудеса истечения мира из черепов киево-печерских святых. В начале XVIII столетия в Санкт-Петербурге была сделана первая попытка произвести миротечение из иконы Пресвятой Богородицы. Поскольку это чудо сопровождалось антиправительственными проповедями о плаче Богородицы, то Петр Первый вмешался в чудотворение, на совместном заседании Сената и Священного Синода разоблачил механизм "слез Богородицы" и написал строгое предписание: "Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью".

 

В прошлом и сейчас истечение мира из черепов киево-печерских святых производилось Богом через нечистые и загребущие руки насельников монастыря. Когда чудо мироточивых голов в 1854 году показывали царю Николаю Первому, то последний спросил монаха-экскурсовода:

- Скажи-ка лучше, когда в последний раз ты подливал масло вот в этот череп?

- В пятницу, Ваше Императорское Величество, - ответил оторопевший монах.

 

За годы советской власти мироточивые черепа Киево-Печерской Лавры находились в ведении научных сотрудников Музея-Заповедника. За последних 70 лет ни один из этих черепов не зачудотворил. Миротечение из черепов начало пробиваться с начала 90-х годов нашего столетия. Сейчас мироточивые черепа киево-печерских святых производят количество мирра в строгом соответствии со спросом верующих: ни капельки больше, ни капельки меньше, что тоже следует считать чудом.

 

3.Елей, лампадное масло, постное масло. С незапамятных времен на Востоке люди научились изготавливать из косточек оливы масло, которое получило название оливкового масла или елея. Елей сначала использовался в пище, в лечебных и косметических целях, а со временем - для освещения жилищ и храмов, вошел в богослужебную практику. На Руси елей назывался еще лампадным маслом. Елей использовался в таинстве Елеосвящения, или Соборования,- богослужением над умирающим человеком. Сейчас Елей повсеместно заменен подсолнечным маслом. Это же подсолнечное масло с успехом заменяет миро в современных чудесах мироточения из черепов киево-печерских святых и из икон Пресвятой Богородицы.

 

Дулуман Е.К. Миротечение - Ерунда на постном масле / Skeptik.net

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Еще у меня сохранился текст статьи об обновлениях икон, который я в 2006 году скопировал с портала некоей Поповой Н.А. Сейчас там ее не обнаруживаю, вероятно удалена...

 

ОБНОВЛЕНИЕ ИКОН, чудесное, самопроизвольное прояснение изображения на иконах. Характер обновлений разнообразен. Иногда икона обновляется постепенно, в течение нескольких дней или недель, иногда — мгновенно, при этом от нее может исходить сияние или вспышка света. Порой просветляется лишь часть изображения. Случается, что обновившаяся икона начинает благоухать.

 

Обновление иконы Церковь воспринимает как знак милости Божией, как призыв народа к покаянию и усердной молитве. Факты чудесного обновления икон известны в Православной Церкви с давних пор. Так, в 1739 Калитинский, владелец местечка Тыврово Подольской епархии приобрел список чудотворной Ченстоховской иконы Божией Матери и поместил его в своем доме. Спустя год от иконы стало исходить необычайное сияние. Икону перенесли в местную церковь и поставили в алтаре на горнем месте; на поклонение к ней стекалось множество богомольцев, получавших помощь и исцеление. Чудотворный образ получил название Ченстоховский-Тывровский.

 

В феврале 1840 в Херсонской губ. помещица Касперова во время ночной молитвы перед иконой XVI в. заметила, что лики Богоматери и Богомладенца просветлели. Впоследствии от иконы, получившей название Касперовской, совершилось много чудес и исцелений, на основании которых она была признана чудотворной.

 

В истории России известен случай и чудесного потемнения иконы. Феодоровская икона Божией Матери прославилась чудотворениями еще в XII в. Именно ею в 1613 в Ипатьевском Костромском монастыре был благословлен на царство первый из Государей династии Романовых — Михаил Феодорович, и с той поры она считалась фамильной святыней Дома Романовых. В период с 1914 — 18, перед арестом и злодейским убийством последнего Государя и Его Августейшей Семьи, древняя чудотворная Феодоровская икона, находившаяся в Костроме, внезапно почернела, хотя еще в 1913, как свидетельствуют фотографии, были отчетливо видны детали изображения. Потемневшей икона остается на протяжении всего XX столетия.

 

Вплоть до XX в. обновления икон были редкими, одиночными случаями. Массовые знамения наблюдаются в России в XX в. Первый такой период приходится на 1920-е. Множество обновлений засвидетельствовано тогда в Петроградской и Псковской епархиях (только в Новгородском и Старорусском уездах — более 150), в Оптиной пустыни, на Украине («Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде, — писал С. А. Нилус в 1929. — Обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях. В Ростове-на-Дону таким образом обновился собор и много церквей. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где бы не совершилось подобное чудо...»). Десятки тысяч людей стали очевидцами обновления куполов и икон киевской Скорбященской церкви 6 июля 1923. На Дальнем Востоке, в Приморье, в пределах Владивостокской и Харбинской епархий в 1923 — 25 обновилось около 300 икон — этому чуду посвящена книга архиеп. Харбинского Мефодия (Герасимова) «О знамении обновления святых икон» (Харбин, 1925).

 

Владыка Мефодий так осмыслял эти события: «Со времени озарения русского народа светом Христова учения Российская Церковь в первый раз еще переживает такую годину скорби, как теперь. Но умножились скорби, умножилось и утешение от Бога. Никогда прежде на всем протяжении Российской Церкви не было такого обилия благодатных знамений, как теперь; проторглась как бы многоводная река благодати Божией, явившая себя в дивных знамениях обновления святынь». Они посланы для высокой спасительной цели: во время уныния и скорби ободрить унывающие души, удостоверить, что Милосердный Господь слышит вопли «избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь» (Лк. 18:7). «Ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание святых икон, храмов Божиих и других святынь. Знамением обновления благодать Божия явственно утверждает истину почитания святых икон, святость храмов Божиих и православного богослужения и обличает безумие хулителей святых икон, безбожников и сектантов».

 

Иконы обновлялись и в храмах, и в домах мирян. Как правило, они были простой работы, из недорогого материала, а их владельцы, в основном, — обыкновенные простецы, встречавшие чудо с чистосердечной молитвой. Большинство таких икон были родительским благословением и почитались потомками как родовые реликвии. Однако известны случаи обновления у людей маловерующих и даже нецерковных.

 

Начало другого периода повсеместных знамений от икон относится к 1991, когда Россия оказалась ввергнута в пучину новых скорбей и испытаний. С этого времени сообщения о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест России. Это не только обновления, но и мироточения и плач икон. В 1990-е стали известны сотни только официально засвидетельствованных случаев. Церковные газеты и журналы этого периода, местные и центральные, наполнены сообщениями о подобных явлениях. В 1920-е годы обновление икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. В 1990-е местом знамений стала вся Россия: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей.

 

Как в 1920-е, в начале 70-летнего пленения, Господь укреплял и утешал Своих людей, призывая к стойкости и верности до конца, — так и в последнее десятилетие XX в., в эпоху новых раздоров, кровавых войн и разгула зла, во время внутренних и потому более опасных шатаний в Церкви, Господь, с одной стороны, указывает на множество грехов и предуготовляет ко многим скорбям, а с другой — свидетельствует об истинности Своей Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

 

Один из знаменательных случаев — обновление образа Покрова Богоматери в Иоанновском монастыре в С.-Петербурге. Совершенно темная икона Покрова Божий Матери, написанная на холсте, на котором с трудом различалось изображение, была пожертвована вновь открывшемуся монастырю в 1991. Икону поместили в алтаре храма Двенадцати Апостолов. Вскоре после Пасхи 1992 Лик Пречистой Девы просветлел. Затем образ стал постепенно обновляться сверху вниз, от Лика к стопочкам Богоматери: краски становились яркими и насыщенными, мелкие трещины сами собой зарастали. К Пятидесятнице почти все изображение обновилось. Икона из грязно-серой стала небесно-голубой. Сама Матерь Божия засияла неземной красотой. Узнав о чуде, патриарх благословил перенести икону в храм для всенародного поклонения и еженедельно петь пред ней Акафист Покрову Божией Матери. Позже на обратной стороне холста обнаружили надпись, свидетельствующую, что образ написан в 1901 в Леонинском монастыре, находившемся под духовным окормлением св. прав. Иоанна Кронштадтского. По Промыслу Божию икона, связанная с памятью о. Иоанна, пришла в монастырь его имени, где и совершилось ее чудесное обновление.

 

В Петербурге в храме Воскресения у Варшавского вокзала обновились иконы «Царь царем», «Умиление» (Серафимо-Дивеевское) и другие (в 1992 — 94); на подворье Валаамского монастыря — иконы Спаса Нерукотворного и Казанской Божией Матери (в 1994). 27 мая 1994 в Успенском храме Ставрополя на глазах присутствующих на иконе свт. Николая Чудотворца появилась светлая полоса, распространившаяся от киота к лику. В 1994 обновились иконы в нескольких домах жителей г. Молочанска Запорожской обл. Одну из них передали в городской Петропавловский храм. Настоятель храма с другими священнослужителями пронесли обновленную икону крестным ходом по городу и совершили перед ней торжественный молебен. На праздник Сретения 1995 одна из прихожанок нового храма в честь прп. Сергия Радонежского в г. Навои (Узбекистан) принесла чудесно обновившийся образ Матери Божией. Икону поместили в алтарь, где ее обновление продолжилось. В том же храме на богослужении Великой субботы молящиеся наблюдали яркое сияние от лика Казанского образа Божией Матери на хоругви, длившееся около часа.

 

В 1998 чудесное обновление иконы Рождества Христова письма XIX в. зафиксировано епархиальной комиссией в петербургском храме Богоявления Господня на Гутуевском острове. Готовясь к всенощному бдению, двое псаломщиков неожиданно заметили, что помещенный на солее старый, потемневший образ выглядит так, будто вернулся из реставрации. Яркими и четкими стали фигуры, лица, нимбы, другие детали изображения. Проступила Вифлеемская звезда, которой раньше не было видно. Пожертвованная храму Художественно-промышленной академией имени В. И. Мухиной и провисевшая в нем без реставрации пять лет, икона засияла как новая. На иконе остались капельки воска, следы подтеков от лампадного масла, частицы свечной копоти, свидетельствующие о том, что к ней никто не прикасался. Чудо произошло вечером 14 марта, в канун праздника «Державной» иконы Божией Матери и дня отречения от престола Царя-Мученика. Храм связан с именем последнего Государя: он построен и освящен в апреле 1899 в память чудесного спасения Наследника Цесаревича Николая Александровича при нападении на него японского самурая на Фоминой неделе 1891. После возвращения храма епархии в 1992 без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенная живопись, причем этот процесс начался с картины «Уверение апостола Фомы».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну эта перепечатка гуляет с тех пор по интернету в разных интерпретациях. В этом плане "новыми фактами" дополнена только эта публикация: http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/37.htm'>http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/37.htm

 

16 февраля 1922 года в с. Софьино у крестьянина этого же села на глазах у граждан обновилось 3 иконы, среди них — Серафима Саровского. В двухнедельной госинсводке уполгуботдела по Кирсановскому уезду с 5 по 22 марта 1922 года говорилось: «В Инжавинской волости распространяются слухи, что в лесу, 4 версты от Инжавино, в пустыне, где живут монашки, обновилось 2 иконы. В с. Усово Куровщинской волости обновились 2 иконы. За февраль и половину марта по Кирсановскому уезду обновилось 13 икон». В госинсводке с 20 марта по 5 апреля 1922 года сообщалось, что «Кирсановский уезд подвергся эпидемии распространения обновленных икон. За этот период обновилось 37 икон. Они изъяты, ведется расследование. К обновленным иконам приглашаются священники для совершения молебнов, где граждане обращаются за разъяснением, в большие рассуждения не входят, а говорят, что благодать Божия. Такие случаи в Кобяках, Соколово, г. Кирсанов».

 

За 1924 год, по официальным данным, обновилось до 1000 икон. В 1925 году Липецкий у ком сообщал, что только «в одной Грязевской волости обновилось в 10 селах около 60 икон».

 

Из села Павловки Сосновской волости докладывали, что ««в июле 1926 года на краю села открылся «чудотворный колодец». В августе к колодцу был совершен крестный ход, собравший до 1000 человек. Паломничество продолжалось до глубокой осени. Только 7 ноября «колодец был закрыт, часовня разобрана, сруб сломлен, икона передана верующим».

http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/37.htm

 

 

Вплоть до XX века мироточение или елеоточение иконы было редким, исключительным явлением. Массовые знамения наблюдаются в России только в XX веке. Первый такой период приходится на начало 1920-х годов.

 

Первообразом чудес в объятой смутой России было открытие иконы Николая Чудотворца, написанной над Никольской башней Кремля. Произошло оно весной 1918 года и описано множеством очевидцев. Будущий архиепископ Иоанн (Шаховской) видел его еще мальчиком. Образ святителя Николая, поврежденный при Наполеоне, а затем уязвленный при расстреле Кремля большевиками, сохранился все-таки в основе своей невредимым, и поэтому новые власти завесили его красным полотнищем.

 

И вот в тихий солнечный день москвичи увидели, что оно сперва разорвалось сверху донизу, а потом ленточками стало отрываться и спадать вниз. Собралась толпа молящихся, а 22 мая со всех концов первопрестольной пришел с молитвою большой крестный ход.

 

Второе чудо обновления произошло в матери городов русских — Киеве, находившемся тогда временно также в оковах богоборцев. В одно октябрьское утро вдруг обнаружилось, что купола почитаемого древнего храма неожиданно ночью сделались как бы вновь позолоченными. Местные жители рассказывали, что площадь вокруг него осветилась ярким облаком, которое приняли за пожар. А потом оказалось, что не только купол засиял червонной позолотою, но и росписи с иконами внутри, включая старенькую Плащаницу.

 

Обновления стали настолько многочисленными, что в одном только Новгородском уезде (не губернии) их в 1925 году перепугавшиеся противники веры насчитали более полутора сотен. Причем они, по их кощунственным отчетам, «поражали» одну за другою деревни. Совершенно новым стало пиление изображений Пречистой Девы на стекле. В середине 1920-х годов в подмосковной деревне в избе на окне стал проявляться лик Казанской Заступницы, причем только когда пастух вечером вел мимо по дороге стадо. Нагрянувшая комиссия установила, что стекло было принесено из разграбленного помещичьего дома, где стояло перед чтимой иконой. Тайну возникновения отображения не раскрыли, но на всякий случай его вынули и разбили.

 

В 1964 году молния ударила в старинный деревянный храм ХУЛ столетия во имя Иоанна Богослова на Ишне, что близ Суздаля. Она спустилась вдоль иконостаса, завязала узлом увесистый бронзовый подсвечник — а потом, пройдясь по иконе Распятия Христова, обновила ее и вылетела вон. Об этом невиданном прежде случае написал замечательный исследователь нашей отечественной старины и новизны Александр Николаевич Стрижов, видевший нерукотворно «отреставрированную» икону вскоре после происшествия.

 

В 1923 году прокатилась череда обновлений икон. Так, 9 июля 1923 года у прихожан станции Пограничная Георгия Васильевича и Елизаветы Ивановны Журицких обновилась икона святого мученика Иоанна Воина. Эта икона была достаточно ветхой, очень темной с едва заметным ликом.

 

Долгое время она находилась в киоте под стеклом, которое не открывалось. Икона была написана на дереве, она была украшена ризой и венчиком вокруг из фольги золотистого цвета. Совершенно неожиданно икона стала необыкновенно светлой, с отчетливо прояснившимся ликом святого и обновившейся фольговой ризой. После столь чудесного события владельцы иконы пожертвовали ее в местный храм.

 

10 июля того же года обновилась Казанская икона Божией Матери и икона святителя Николая у жителя соседнего с Пограничной поселка Благовещенского Ивана Дмитриевича Кондратюка. Владельцем этой иконы Иван Дмитриевич являлся уже 42 года, за это время Казанская икона заметно потемнела и утратила отчетливость своих очертаний. Однажды хозяйка дома во время утренней молитвы заметила просветление иконы. Обратив внимание на чудесное явление, хозяйка немедленно позвала дочь, которая также стала свидетельницей самого процесса просветления иконы.

 

Практически в это же самое время были зафиксированы следующие факты обновления икон:

 

1) Икона Спасителя у прихожанки станции Пограничная Матрены Викуловны Мотях. Икона была приобретена хозяйкой 42 года назад. Ее писали красками, и несмотря на свою простоту, она была достаточно хорошо сделана. После обновления хозяйка пожертвовала икону в Харбинский собор.

 

2) Иверская икона Божией Матери у прихожанина Михаила Прокопьевича и Варвары Андреевны Романюк.

 

3) Икона святого великомученика Георгия Победоносца в доме большевика, но верующего человека Василия Ананьевича Беликова. Икона была приобретена его матерью, богобоязненной женщиной, 16 лет назад. Ее образ был отчеканен на жести. После обновления икона стала блестеть, как будто только что была изготовлена на фабрике; остались только кое-где ничтожные пятнышки, показывающие, какой икона была до обновления. Обновление иконы произошло в тот момент, когда хозяин молился. Икона висела в переднем углу. Во время молитвы хозяин заметил яркий блеск, причем обновление иконы последовало в течение суток. О просветлении иконы он никому не говорил, кроме своей матери, боясь различных кривотолков. До обновления икона была совершенно темная, покрыта пылью и засижена мухами.

 

Весной 1925 года произошло обновление Иверской иконы Божией Матери У Василия Александровича и Марии Михайловны Ушановых, проживающих в Харбине. Обновление сопровождалось особенным, необыкновенным знамением. Сами владельцы иконы описывают это знамение следующим образом. В. А. Ушанов, придя домой, по обыкновению направился помолиться перед иконами в другую комнату. В комнате горела лампада. Перейдя через порог, он почему-то начал читать «Воскресение Христово видевше...» и увидел «полон угол огня»... Это явление вызвало у него смущение, он испугался, не стал молиться и вышел из комнаты, но о случившемся никому ничего не сказал. В среду перед Троицей дети заметили белое пятно по подбородку лика Божией Матери. Затем постепенно стали просветляться все черты лика, как Божией Матери, так и Спасителя. В течение двух месяцев просветлели пречистые руки и ноги Божией Матери и Спасителя. Явление света, виденное И. А. Ушановым, повторилось 16 августа. Около 9 часов вечера вдруг увидели в углу, где иконы, несколько раз вспыхивавший о нет голубого и белого цвета. Вспышки свети повторялись до 25—30 раз.

http://www.bibliotekar.ru/rusIcon2/38.htm

 

Еще вчера в библиотеке нашел книгу Николай Сербский (1880-1956) Чудеса Божии. - Минск: Белорусский Экзархат, 2007. - 223 с. там есть данные по обновлениям в Харбине, вот только пока не сравнивал там идет перепечатка уже известных данных или есть что-то уникальное...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Еще ищу публикацию: Сошинский С.А. Чудо обновления // “Новый мир”. 1992. № 6. С. 234-236.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Георгий Победоносец...

 

Задал автору по личке вопрос по поводу места обновления

Что-нибудь прояснилось с этим вопросом?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Что-нибудь прояснилось с этим вопросом?

Никто до сих пор не ответил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
"Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью".

Кстати эту фразу цитируют все сайты... Но на самом деле в оригинале ("о деяниях Петра Великого") ничего подобного нет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×