Перейти к содержанию

Языческие идолы на территории Беларуси


Butoff

Рекомендуемые сообщения

А что насчёт этого креста скажите? Четвертый???

http://www.bykhov.by/?p=108308

 

Нет, не четвертый. Еще раз откройте три примера типа женского идола с ребенком и сравните: http://www.ufocomm.ru/topic/3879/?p=29868

 

Разница налицо. Крест из Быховского р-на является именно крестом (четкая форма), в котором высечена антропоморфная фигура (с отсутствующими руками, потому еще вопрос - контур человека ли?), которая занимает весь объем креста, то есть это не изображение ребенка. Крест этот, безусловно, интересен, но по своим конструктивным чертам он все же отличается от тех, о которых шла речь.

 

И кроме того, этот крест из Быховского р-на, что далековато от Лельчицкого. И никак не подтверждает Ваши слова, что "именно таких идолов в округе деревни ну очень много". Будет фото "такого идола" из той округи - другой разговор. А пока только попытка найти хоть какой-то похожий из любого района страны.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И это говорит человек от науки? Увидев разницу Быховского креста, он при этом с уверенностью относит крест из Буйнович к типу женского идола с ребенком, но при этом не хочет называть КРАЕВЕДА и не может предоставить фото этого креста, т. е. верит ему на "слово", при этом сам никогда этот крест и не видел. :angry:  Сплошная "мамонтовая свинья" получается. Вот почему и книги по истории у нас написаны таким языком....... и  :angry:

Спорить не буду - летом подкопаю крест и предоставлю фото. Эх вы - "навукоуцы" от стола. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эх вы - "навукоуцы" от стола.

 

Прежде чем обвинять всех вокруг посмотрите лучше на себя. Я знаю автора, как человека который постоянно участвует в полевых выездах (в том числе и наших), так что это точно не про него. А вот зачем вы придумали про Дучиц - это уже нужно спросить у вас. Только чтобы подчеркнуть, что ни один археолог им не интересовался? Но, как оказалось, это не так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 months later...

Саскевич Н.А. Легенда о каменном кресте // Полесье и этногенез славян. Предварительные материалы и тезисы конференции / отв. ред. Н.И. Толстой. М.: Наука, 1983. С. 145-147.

 

1. В селе Погост Житковичского района Гомельской области, расположенном в начале междуречья Припяти и его правого притока Ствиги, бытует легенда о каменном кресте, приплывшем против течения по Припяти и «вознесшемся» на ее берег напротив села. Местные жители называют его: божы крэст, каменна божа мацер, чэсны крэст. Еще в 30-е гг. ХХ столетия на массовые поклонения кресту, ежегодно происходившие на престольный праздник Воздвиженья, прибывали жители из окрестных и дальних селений, удаленных от места «вознесения» на 50-100 км, причем поклонение носило типичный религиозно-обрядовый характер (например, оно аналогично поклонению источнику в с. Челхов в Климовском р-не Брянской обл., расположенному на 300 км восточнее, - согласно наблюдениям автора).

 

2. В ночь перед поклонением кресту молодежь в ночном «чудила»: сжигала кепки в костре, обрезала уздечки на лошадях, у других табунщиков воровала трубы для отпугивания волков и др. По-видимому, эти «чудачества» носят более древний характер, чем поклонение кресту. /С. 145.

 

3. Ко дню поклонения в селе была приурочена большая ярмарка. Одним из обычаев Погоста является то, что его жители на ярмарке никогда ничего не продавали, а только покупали или воровали (те, которые «чудили» в ночном). /С. 145-146.

 

Текст легенды:

 

З колісьнёго так росказваюць: тоды ў селе екіх тры роды жыло. Осеньнёе ночы каменные кресты по рэцэ плулі, тры брацьця йіх плуло, не меньш. Да проці ж воды. Одзін проці Семурэдзец ўознёсса, другі проці Погоста, трэці проці Турова. Удзень людзі огледзелі ёго да на собе ў веліку цэркоў занеслі – вона ў конце села стояла, дзе зарэ клуб, коло Тура. Аж крест за ноч назад явіўся. Поп побачыў да сказаў: “Ето божы крэст. Трэ цэркоўку дзереўяну кругом камня, з куполом, алтарем. Поп посвеціў. А над рэкою на шпілю зробілі крэст на подставі з цэглы, метры на поўторы. Его, значыць, указаніе божое мацер.

 

Да сталі людзі наеждаць кожны год к етому дню. Ето шчыталосо Уоздвіжэньне; ўоздвінуцца ўсе людзі сюда на поклон чесноу кресту. Наезждало, што божэ мой! Возамі, лодкамі, пехотою шлі... з Пінска, Городка, з Лельчыц, Петрыкова, Мозыра. Зо ўсёго свету. По 20-30 чоловек ночовало ў кожной хаці. А колькі ў селе хатоў? Упарану ў велікой церкві служаць да йдуць селом к каменной божой мацер. Дзьве божых мацеры по тры чоловекі неслі, бліскучые, два хвонаре, малые корогі по одному чоловеку несло. Ідуць, а звоны звоняць. Зайдуць да ў церкоўцы служаць. У правом вуглу чесны крест стоіць, свечкі коло ёго гораць. Велікі-велікі крест, чоловек п’яць подымалі. Да ек бу на чоловека вудае: і голова, і плечы, і рукі ў ёго, а ўнізу ек стоўп. Людзі поўстройваные. Цоловалі чесны крэст коло грудзей. На ёго навешаюць, шо божэ мой! А краму, а полотна, а хвартухоў!.. Прынесе хустку, шо вона сто рублей варта. Не шкодуе, ето ж оброк, - обрекалася, шоб бог просціў ее грехі. Шо обхорошаць ёго!.. І грошы – не копейкі. Покладдзе, так покладзе! Ето ж усе церкві доход.

 

Ярмолок буў кругом цэркоўкі. Петрыкоўцы – чоботы, городчукі – жалезяч’е, туроуцэ – крам, полешукі – грыбу сушаные, чорніцы. Усе було, усе, шо на свеці е, звонкі даже продавалі, шо на коней чеплялі. А куповалі за грошы... Погошчане не продавалі. /С. 146.

 

Ек перэд Уоздвіжэньнем коней уночы хлопчакі пасьцілі, то ў чугунцэ сц... одзін одному. Обруці поотрэзваюць; трубу, шо воўкоў пужаць, украдуць у другом табуні. Ек хто засне, то ёго світу пропаляць, шапку ў огонь кінуць да згорыць. А на другу ноч усе ў новух шапках – на ярмолку ўкрадуць. Вучуджвалі.

 

 

Интересно, насколько этот крест антропоморфен?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, насколько этот крест антропоморфен?

 

Переадресуй этот вопрос Дучиц, возможно она его осматривала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...