Перейти к содержанию
Авторизация  
Butoff

Опубликованы результаты научных исследований Благодатного огня

Рекомендуемые сообщения

К размышлению...

Навсегда открытый вопрос

 

В апреле этого года в православных и светских СМИ остро обсуждалось заявление Иерусалимского патриарха Феофила по поводу Благодатного Огня. Его Блаженство, отвечая на вопрос российских журналистов на английском языке, назвал схождение Благодатного Огня таким же representation (изображением), как и все другие церемонии Страстной седмицы. Эти слова вызвали настоящую бурю эмоций среди сторонников чудесной природы Благодатного Огня и тех, кто считает его схождение лишь красивой рукотворной церемонией. В газетных и электронных СМИ цитировались самые разные свидетельства: от средневековых арабских источников до мнения современных православных историков и богословов. Однако никакого результата дискуссия не принесла: вопрос о схождении Благодатного Огня остается открытым.

 

Прокомментировать проблему мы попросили Николая Николаевича ЛИСОВОГО, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН, заместителя председателя Императорского Православного Палестинского общества.

 

Русские богословы и церковные историки XIX века очень осторожно и целомудренно подходили к вопросу о Святом Огне. Ни епископ Порфирий (Успенский), ни архимандрит Антонин (Капустин), ни профессор А. А. Дмитриевский о чуде не говорят. Они пишут о «литании Святого Огня» или о «раздаянии Святого Огня».

 

В прежние времена не только православные, но и западные богословы и историки верили в чудо. В эпоху Даниила Паломника (он посетил Святую Землю в первые годы после освобождения Иерусалима крестоносцами, в 1106–1108 гг.) Огонь сходил и при латинском патриархе. В некоторых католических службах до сих пор остались «литании Святого Огня». Однако современные католики относятся к этому феномену критически, без веры, хотя и без нападок. В отличие от других христианских конфессий (армян, коптов, сиро-яковитов), католики не принимают участие в службе Благодатного Огня.

 

Что касается комментариев нехристиан, самыми ранними по времени являются здесь мусульманские свидетельства. Есть большая работа И. Ю. Крачковского, написанная в 1912 году «Святой Огонь по арабским источникам». Цитируя арабский текст, Крачковский свидетельствует, что, начиная с IX в., арабы, в том числе арабские ученые-естествоиспытатели, такие как (аль-Бируни, Авиценна и др.) писали и говорили о Святом Огне как о фальсификации, выдаваемой за чудо.

 

Богатую дань «разоблачениям» отдали в свое время и католические авторы. В XIX веке отголоски этой рационалистической тенденции дошли и до русских церковно-исторических сочинений. Например, архимандрит (впоследствии епископ) Порфирий (Успенский) в автобиографической «Книге бытия моего» сохранил рассказ митрополита Вифлеемского Дионисия, относящийся к 1848 г., о том, как якобы Ибрагим-паша, возглавлявший в 1830-е годы египетскую администрацию в Сирии и Палестине, решил однажды удостовериться, “действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Господня”. Паша объявил, что сядет в самой Кувуклии в момент получения огня и будет следить, как все происходит. По рассказу Владыки Дионисия (больше похожему, увы, на анекдот), испуганные епитропы (патриаршие наместники) собрались на совещание и митрополит Петро-Аравийский Мисаил признался будто бы, что он “в Кувуклии зажигает огонь от лампады, скрытой за движущейся мраморной иконой Воскресения Христова, что у самого Гроба”. “Но с той поры, -- продолжал свой доверительный рассказ митр. Дионисий, -- Святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня».

 

Так что скепсис в отношении Благодатного Огня -- старая традиция.

 

Обсуждать этот вопрос можно и нужно. Но, во-первых, нужно говорить честно и объективно, подробно разбирая аргументацию «за» и «против». Во-вторых, надо говорить благочестиво и спокойно. Совершенно недопустим тон, в котором об этом говорилось, например, в статье бывшего диакона Александра Мусина, опубликованной несколько лет назад в «Известиях». В статье заявлялось, что Огонь, который загорается в храме Гроба Господня каждую Великую Субботу, -- это «пиротехническая мистификация, давно разоблаченная в богословской литературе».

 

Я сам был на службе Святого Огня. Как можно устроить, чтобы на Кувуклию шел буквально ливень молний из купола Ротонды, я не представляю.

 

Есть еще очень важный аргумент. Матушки, которые постоянно живут в Иерусалиме, мне рассказывали, что бывают случаи, когда световые явления в Храме Гроба Господня, именно световые, не огненные, случаются и в другое время.

 

Русские литургисты -- в том числе Алексей Афанасьевич Дмитриевский и Аким Алексеевич Олесницкий, профессор Киевской духовной академии, -- действительно говорят аккуратно, что это служба Святого Огня. Просто есть такая служба, на которой свершается схождение и раздаяние Святого Огня. Можно это объяснять деликатностью и целомудрием, можно это объяснять еще чем-то. У Дмитриевского можно прочитать, что раньше Святой Огонь сходил именно в полночь, но потом, чтобы не было такой сумятицы и неблаголепия на пасхальной заутрени, его перенесли на два часа дня. Естественно, возникает вопрос, что если его можно перенести и приурочить к какому-то времени, то речь заведомо не идет о чуде. Хотя опровержением чуда никто -- ни Дмитриевский, ни Олесницкий, ни Антонин (Капустин) -- никогда не занимался.

 

Но, с другой стороны, повторяю, все-таки у меня, просто как у физика по образованию, остаются вопросы. Я собственными глазами видел сходящие на Кувуклию молнии, и откуда они берутся, я не знаю. Уж явно не из потайного ящичка за движущейся мраморной иконой, как передает епископ Порфирий. И в то же время, из тех, кто писал о Святом Огне, никто никогда своими глазами не видел, как Патриарх получает Огонь. Хотя все видят некие необъяснимые с точки зрения современной физики светоизлияния -- когда вдруг изливается в храме Гроба Господня свет, или струятся молнии из купола на Кувуклию.

 

В свое время я сопоставил это с библейскими свидетельствами о молитве, сводящей Огонь с неба. Как Илия Пророк в молитве своей свел огонь с неба, точно также многотысячная толпа верующих, собирающихся в храме в Великую Субботу, своей молитвой, своим огненным ожиданием зажигает этот Огонь. Это взаимодействие молитвы человеческой и благодати Божией.

 

При таком подходе понятно и то, что можно изменить время службы. Не человек для Благодатного Огня, а Благодатный Огонь для человека. Разумеется, это лишь мое мнение. Но мне кажется, что без человеческого участия, а именно -- веры, нужды в Боге -- чуда не происходит. В том числе -- и без участия арабской молодежи, кричащей, буквально вопящей свои молитвы, танцующей и гарцующей друг у друга на плечах, как некогда царь Давид скакал перед Ковчегом Завета.

 

Если попытаться резюмировать, я бы сказал так: проблема Благодатного Огня очень непростая, и нуждается в крайне целомудренном благоговейном подходе. Вопрос остается открытым, и это нормально. Возможно, навсегда открытым! Никакое чудесное явление, или, во всяком случае, воспринимаемое как чудо целыми поколениями, не может быть доказано в ходе физического исследования. Где и что вы возьмете за точку отсчета?

 

Правда, есть, пожалуй, единственная такая точка. Русский церковный писатель XI века Иаков Мних (т.е. монах) в своем «Слове об Ольге и Владимире» описывает гробницу святой Ольги в храме. В гробнице сделано окошечко для того, чтобы можно было приникнуть и увидеть мощи. И Иаков говорит: «И аще кто с верою приникнет, то видит святые мощи благоверной княгини, а кто без веры посмотрит -- ничего не видит». Вот что можно ответить Хаму, именно в буквальном смысле библейскому Хаму, который всегда и везде пытается разоблачить наготу отца своего.

 

Нескучный сад. 2008. №5(34).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Слова не дорого стоят, а вот факты говорят что люди тут вторичны, потому что глупы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Насчет того, что огонь не обжигает. Когда несколько лет назад по телевизору шла прямая трансляция с места событий, верующие, чтобы доказать, что благодатный огонь не обжигает проводили над свечами ладонью. Абсолютная чепуха. Каждый из нас может провести ладонью над обычной свечой и не почувствовать боли. Я проверял. Вот если бы человек сунул в огонь палец и подержал бы так минуту, то было бы совсем другое дело.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Иерархи армянской церкви о благодатном огне: видеоинтервью

Православные сами придумали себе это чудо.

 

Отсюда вопрос: что там на самом деле исследовала экспертная группа Флоренского?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×