Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Звуковой прожектор в природе


Рекомендуемые сообщения

Только что по National Geographic просмотрел сюжет про звуковые прожекторы и невеольно вспомнил несколько загадочное происшествие из экспедиции на Яново прошлого сезона... (см.: http://ufo-com.net/forum/index.php?showtop...findpost&p=9000 ).

 

Так вот... закопался в инет и нашел аналогичнцю инфу про звуковые прожекторы:

 

-----------------------------------

 

Марк Фишетти

ЗВУКОВОЙ ПРОЖЕКТОР

 

Представьте себе, что вы не спеша совершаете покупки в вашем любимом супермаркете, и вдруг чей-то голос отчетливо произносит: «Мучает жажда? Купи меня». В недоумении вы останавливаетесь напротив дисплея с рекламой очередного прохладительного напитка. Перед вами никого нет, а продавцы, находящиеся неподалеку от вас, похоже, делают вид, что ничего не слышат… Вам кажется это странным, не так ли?

 

А вот и нет! Дело в том, что вы находитесь в самом центре звукового цилиндра. Если обычные динамики преимущественно распространяют звук во всех направлениях, подобно тому, как испускает свет лампочка, то направленный звуковой излучатель испускает концентрированный пучок волн подобно прожектору. Он состоит из ультразвуковых волн, не улавливаемых человеческим ухом, которые в результате взаимодействия с воздухом создают слышимые звуки. Описывая это взаимодействие математически, звукоинженеры могут заставить пучок ультразвуковых волн модулировать звуки голоса, музыку или любой другой звук.

 

znanie.jpg

 

Военные специалисты и гидроакустики начиная с 1960-х гг. пытались использовать данное явление в своих целях, но в результате лишь научились создавать сильно искаженные слышимые звуковые сигналы. В 1998 г. Джозеф Помпеи (Joseph Pompei) из Массачусетского технологического института описал алгоритмы, снижающие эти искажения всего до нескольких процентов. Вслед за этим он собрал усилитель, схемы и специальные излучатели для воспроизведения ультразвуковых сигналов, создающих достаточно чистые звуки в слышимом диапозоне, и приобрел права на использование технологии «звукового прожектора».

 

Сейчас акустические системы Помпеи установлены в вестибюле компании Holosonics, в Бостонском музее изобразительных искусств, в мировом центре Уолта Диснея в Эпкоте и в других местах. Дикторский текст слышен только тем, кто стоит непосредственно напротив экспонатов или видеоэкранов, не мешая при этом другим посетителям. Универсальные магазины пробовали запустить «звуковой прожектор» в розничную продажу. Оригинальной системой не преминули воспользоваться автомобилестроители: они встраивали ее в салон автомобиля таким образом, чтобы каждый пассажир мог слушать музыку или смотреть фильм на отдельном дисплее, не мешая при этом сидящим рядом с ним людям.

 

Такие устройства могут использоваться и в доме. Так, динамик, расположенный над креслом в гостиной, позволит отцу семейства смотреть телевизор, в то время как остальные члены семьи могут спокойно читать или заниматься своими делами...

 

Полностью материал можно прочитать в печатной версии журнала

 

В мире науки. 2007. № 7 (июль).

http://www.sciam.ru/2007/7/znanie.shtml

 

---------------------------

 

Вот я и подумал, не могут ли подобные вещи случаться в естественных условиях? Нечто подобное я встречал у книге "Тайны Живой Земли"... да и давно всем известно, что над водной гладью звук очень хорошо распространяется. Осталось разобраться в "аномальных эффектах" )))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сама контора(Холосоник) - http://www.holosonics.com/index.html

 

да и давно всем известно, что над водной гладью звук очень хорошо распространяется

Вообще-то это немного разные вещи. У Помпеи - звукочастотная модуляция нелинейных ультразвуковых волн, на этом же принципе работает американская СВЧ-звукопушка(там модулируют СВЧ, и человек слышит в голове "звук" от булькающих пузырьков кипящей жидкости, грубо говоря :) пока не помрет)

 

А приповерхностная дифракция - дело другое. Это бывает и без воды, когда в предгрозовой атмосфере из-за ионизации формируется волновод, и слышно звуки за многие километры.

 

Собственно, в системе Помпеи избыточная дифракция как раз вредна, именно из-за дифракции все разработки по таким "звукопрожекторам" 60-х годов отправили фтопку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А приповерхностная дифракция - дело другое. Это бывает и без воды, когда в предгрозовой атмосфере из-за ионизации формируется волновод, и слышно звуки за многие километры.

Да, знаю... просто хочется объединить в ветке процессы разной этиологии, но со сходными следствиями. Еще не известно, что послужило причиной тому, что мы слышали.

 

С одной стороны - мы находились фактически на берегу озера (метрах в 100-150)... и могли слышать, что происходит в других местах его береговой линии. НО! Слышать доводилось только внутри палаток. Когда я выоазил из палатки и стоял, прислушиваясь, - ничего. Можно предположить, что натянутые стенки палаток могли резонировать из-за чего-то и срабатывать по типу динамика.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Слышать доводилось только внутри палаток. Когда я вылазил из палатки и стоял, прислушиваясь, - ничего

Стоял? А лежать-слушать не пробовал? Может быть, именно высота играла роль? Акустика штука очень хитрая. Любой походник со стажем расскажет мульйон баек про горные, озерные и иже с ними звуковые феномены.

 

Можно предположить, что натянутые стенки палаток могли резонировать

Ну, упругость стенок палатки... кхе!.. позволяет им разве что хлопать и трещать на ветру.

 

Однако, мне вспоминается история с мужЫком с каф. геологии ТСХА. В далекие годы он где-то в саянской тайге ночевал, и вот среди ночи вокруг палатки "бродят", "скребут", "лезут"... Всю ночь просидел в обнимку с ножом и ракетницей, а под рассвет наконец устал и, с матом наперевес, вылетел наружу. И что же? На товарисча, с задумчивым удивлением, с расположенной в виду ночевки полянки, смотрели... коровы! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На ежиков тоже думали... Но не помню, чтобы их мы там вообще видели за три экспедиции.

 

Вот на Днепре под Оршей (на Купе) вечерами иногда было слышно очень хорошо, как детвора и отдыхающие возятся на противоположном берегу. Там все понятно... Под Кричевом Илья со товарищи словили ежика за руку (за лапу), когда он устроил переполох в лагере. А вот тут...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Помнится, в пещерах с картинками встречаются "тематические" звуковые эффекты. Ну, вроде как встав посреди зала, где на стене стадо быков, и хлопнув в ладоши/топнув ногой, получишь эхо точненько бегущее стадо быков. Я к тому, что всякие места с резкими границами сред(типа Яновского мыса) вполне могут иметь свою особую звуковую среду, и ее могли подметить и использовать строители древних мегалитов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В тему: О Киндяковском камне

(Московская обл., Дмитровский р-н, Шутов лес)

 

Ранее, во время экспедиции к камню летом 2007 года, в районе расположения камня отмечен ряд необычных физических эффектов. Например, при достаточно резком перепаде температур (с одной стороны, быстрое нагревание воздуха до температуры 30 градусов по Цельсию благодаря жару поднимающегося за холмом Солнца; с другой – холодная роса на траве, ледяная вода в протекающих реке и ручьях) на территории между дорогой и лесом возникает эффект волновода, внутри которого звуки распространяются таким образом, что от камня слышно, как переговариваются люди в деревне, находящейся в пятистах метрах от места наблюдения, причем слышно так хорошо, будто разговор происходит в нескольких метрах от наблюдателя. При этом звуки – шум двигателей проезжающих машин и голоса проходящих по дороге людей – перемещались в направлении противоположном направлению перемещения реальных объектов: объект перемещается относительно наблюдателя слева направо, а звук – справа налево, и наоборот.

 

Из наблюдений полевого сезона – 2008: таинственное происшествие с деревом и другие экспедиционные разыскания // Аномалия. Информационно-аналитический вестник Ассоциации «Экология Непознанного». 2008. № 4. С. 21.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Логично! Скорость звука у нас V~20sqrtT м/с( Т - абсолютная температура воздуха). При указанных ЕСЭ условиях имеем разницу в скоростях порядка 20 м/с. Вполне хороший волновод. Какчество звука будет хорошим, потому что источник почти у земли, и разница в длине пути мала. Сам волновод, следует думать, узкий. Собственно, считать его ширину и затухние, честно говоря, влом :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Формулы не понял... Можешь все расшифровать?

 

Если сравнивать оба случая... Ведь слышали-то мы ночью... Когда нагретая за день солнцем вода озера продолжала остывать не в пример остывшей уже земле... Могли ли при этом создаться сходные условия волновода?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, нам на метеорологии рассказывали, что микроклимат с таким "слоистым" распределением воздуха бывает. Характер ветров, а точнее тОков воздуха создает, как у Бонда, ситуацию "смешать но не взбалтывать" :) с резким градиентом температуры/плотности/скорости звука. Это, кстати, бывает заметно даже визуально - слои тумана разного вида, текущие в разных направлениях друг относительно друга.

 

Собственно, согласно вот этой работе, влажность воздуха имеет также большое значение, обеспечивая в некоторых условиях работу механизма самофокусировки пучка. Болотце, болотце...

 

А вот рассказ ЕСЭ иллюстрирует, что возникавший эффект имеет черты линзового волновода, со всеми вытекающими в виде оборачивания и т.д. Жалко, он запаздывание не померил(хотя бы очень грубо), было бы проще прикинуть границы волновода. И ничего не сказано о Скорее всего, зона градиента имела сложную форму, то есть не просто равномерно "размазана" на территории, а некое тело вращения с переменной толщиной.

 

Мобильники у валуна, насколько я знаю, тоже иногда любят играть в игры. Интересно и то, что рядом с Киндяково есть дер. Глухово. Глухо ли там, как в танке, не знаю :) Кстати, выше по р. Кимерше - одно из немногих в Подмосковье мест массового обитания ондатр :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати. Вот интересный график. Изменения электростатических показателей приземного слоя атмосферы 15-16.09.1999 на площадке лаборатории Борок:

 

ATM08.JPG

 

Видно, как в связи с образованием тумана и диффузным зарядом капель под утро формируется гигантская зарядная структура. Кроме того, виден еще пик в 1-2 часа ночи, видимо связанный с формированием градиентов температуры-плотности. Связь с формированием возможных волноводов и другими интересными эффектами очевидна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 weeks later...

Из новой книги Субботина (из чьего-то "отчета"):

 

...К тому же в зимней Зоне можно столкнуться с особыми феноменами, которых не бывает летом. Пример - феномен "замороженного звука". Не секрет, что звуковые колебания - это тоже энергия. И они могут при определенных условиях отпечатываться в "памяти поля". Зимой при охлаждении тел энергия высвобождается и можно услышать "запись" голосов и звуков. Так, однажды зимой в пустующей "Долине ужасов" Александров совсем рядом с собой услышал голоса и смех. Судя по содержанию, разговор велся летом во время купания. (с. 200)

 

------------------------

 

Оставим на совести автора отчета "освобождение энергии при охлаждении", а вот "слуховые галлюцинации" или "звуковые хрономиражи"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из новой книги Субботина (из чьего-то "отчета"):

 

...К тому же в зимней Зоне можно столкнуться с особыми феноменами, которых не бывает летом. Пример - феномен "замороженного звука".

Когда вода журчит, можно что хочешь услышать. Самая страшная стоянка - это у ручейка или места с регулярно капающей водой, особенно в пещере, постоянно мерещатся голоса, шаги. Что именно там услышал этот {редактирование}, мы не знаем. "Судя по содержанию" - текстовка есть? Текстовки нет. На основании таких "отчетов" делать выводы не то, чтобы сложно, а просто никак. Может быть, у него от температурного градиента и эмоциональной установки на Зону из памяти понавсплывало летних впечатлений. Само название "долина ужасов" предполагает такую установку у посетителя. Как раз зимой такое, думаю, и возможно. И "мираж" будет совершенно психологическим. Можно ли поставить проверочный эксперимент на эту тему? Не знаю. Наверное, можно попробовать индуктировать глюки у очевидца предварительным рассказом об "аномальном" месте. Можно ли вытрясти статистику по другим случаям? Тоже не знаю. Возможно, знание психологического портрета очевидца и особенностей его мозга позволит предположить, какие именно галлюцинации будут спровоцированы.

 

А доказать именно хроно-мираж можно только в случае наличия точной привязки по времени, чего в данном случае(и уж точно - в таком объеме информации) быть не может. Когда Силанов датирует свои миражи - оставим на его совести собственно подлинность этих снимков, которую до сих пор никто не доказал, и опыт не воспроизвел - он хотя представляет события с возможностью датировки.

 

Поскольку книжку не читал(как и всю остальную уфомакулатуру), спасибо за показательную цитату. Фантазмы авторов зашкаливают давно и упорно. Я представляю, чего Субботин увидит и придумает, глядя на свои архивные писульки, кои ему по высочайшему дозволению позволили ворошить. Видимо, поток сознания станет уже подобным цунами в Индонезии...

 

Вить, выкладывай все такое, что там есть, с паршивой зоны хоть лулзов клок! :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...
Кулагиной почему-то не доверяли больше, чем многим другим обладателям феноменальных способностей. То искали невидимые нити, с помощью которых она тянет по поверхности стола спичечный коробок, фужер или колпачок авторучки. То просили, соскрести лак для ногтей на предмет выявления в нем магнитной пудры. А был случай, предположили размещение магнита в самом укромном месте. Хотя проверяльщики должны были прежде повредиться в уме, чтобы заподозрить, что стеклянный фужер способен притягиваться к магниту.

 

Профессор Маринов, завкафедрой физики Высшего механико-технологического института в Софии, принимал участие в изучении опыта по телекинезу, проводившегося в Ленинградском Физтехе имени Иоффе. В этот день все у Кулагиной получилось блестяще: колпачки авторучек проскользили по столу как привязанные. Поддавшись общему искушению, Марин тоже пересек ребром своей ладони пространство между руками Нинели Сергеевны и колпачками. Ну не натянуты там невидимые нити - легкого объяснения не будет.

 

Сама Кулагина утверждала, что передвигает предметы взглядом. "Зачем же вы сопровождаете их руками?" - спросил ее Маринов. "Так мне легче", - простодушно ответила женщина.

 

Один физтеховский лаборант сообразил установить возле рук Кулагиной во время сеанса телекинеза микрофон. Который, впрочем, тотчас сломался. Раздобыли, другой - его постигла та же участь. Физикам, стало ясно, что на мембрану, колеблющаяся в электромагнитном поле, действует ударная нагрузка, превышающая предел прочности мембраны.

 

Тогда профессор Маринов предложил использовать пьезодатчики, выдерживающий огромную мощность. Его применяют для замера давления порохового заряда в артиллерийском стволе. Пьезодатчик не сломался, уцелел возле рук Кулагиной. Благодаря этому выяснилось, что от них идет мощное ультразвуковое излучение. Оно создает невосприниманиваемую человеческим ухом ударную волну, которая, как видно, и приводит в движение легкие предметы.

Даниил Земляк, На грани невозможного 26(357),2004

http://www.biolocation.ru/forum/index.php?topic=3437.msg33447

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Данилов камень

(Кингисеппский район, Ленинградская область)

 

С Даниловым камнем связаны и современные былички. Так, по одним рассказам, возле камня "чудится", можно услышать разные звки и голоса. Странные звуки действительно можно услышать у камня (чему стали свидетелями участники нашей небольшой экспедиции в марте 2007 г.).

 

Мизин Вячеслав. Фрагменты мегалитической мозаики: северо-запад России в кн. А. Платов Мегалиты русской равнины. М., Вече, 2009. С. 211.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Расположение камня исключает «случайное» разведение костра на нем, например отдыхающими, очевидно, камень уничтожен намеренно. Что касается расположения, то камень расположен своеобразно, буквально зажат в висячем положении соседними камнями. Можно предположить, что акустические свойства валуна связаны именно с этими особенностями.

При ударе по разным частям камня звук действительно получался разным по тональности, но все же далеким от звона. Возможно, подвешенный камень был своеобразным камертоном, удары по которому вызывали резонансные явления, генерирующие звук. Вероятно, вся хитрость была в особом расположении камня относительно соседних валунов.

Говорить об абсолютной уникальности этого каменноакустического феномена нельзя. Еще в Древнем Китае были известны каменные музыкальные инструменты - литофоны. Они представляли собой особым образом подвешенные и ориентированные в пространстве камни специальной формы, при ударе по которым возникали звуки. Акустические феномены сопровождают и многие другие каменные памятники древности, от менгиров Британии до египетских колоссов Мемнона.

[…]

В Карелии, также в болотистой местности, имеется гора Колгевара, в окрестностях которой в 2004 году петрозаводские энтузиасты обнаружили «поющий камены). По сообщению информагенства Интерфакс (2004 г.):

«Как заявил "Интерфаксу" Алексей Попов, легенды, бытовавшие на карельском побережье Белого моря, говорят о валуне, лежащем на скале среди болот. По легенде, этот валун поставлен древними жителями Карелии таким образом, что днем и ночью "поет" разные мелодии. Древние считали, что этот камень обладает магическими и лечебными свойствами. Попов сообщил, что карельские ученые при содействии местных жителей обнаружили этот камень близ реки Чурумжа в Кемском районе Карелии. Валун находится на вершине скалистой возвышенности и лежит на плоской каменной подпорке. В результате наблюдений, сказал Попов, члены экспедиции установили, что благодаря узкой щели между плоской вершиной скалы и нижней частью валуна камень издает музыкальные звуки, временами напоминаю-щие полифонические. "Все зависело от силы ветра и от положения камня", - пояснил Попов. По его словам, временами камень раскачивается.

"Получается, что плоская каменная подставка служит не только для создания пространства между вершиной скалы и камнем, благодаря чему, собственно, и возникают звуки, но и выступает в качестве своеобразного шарнира", - отметил Попов».

 

Мизин Вячеслав, там же. С. 214-219.

 

И еще две интересных статьи: 1) Дольмены - акустические установки

 

И вторая:

 

Кроме биолокационных отклонений один из сейдов Воттоваары является и источником магнитной аномалии(40) – стрелка компаса вокруг этого сейда буквально движется по кругу. Является сам камень магнитной аномалией или просто поставлен над ней остается невыясненным, но сам факт наводит на мысль о гораздо больших познаниях древних шаманов, в том числе и о магнитных свойствах Земли. Вероятней всего объяснение феноменов сейдов лежит в синтезе нескольких направлений – воздействии особых геологических факторов, влиянии формы и расположения (арктический аналог китайского Фэн-шуй?) на психику человека и природу. Вполне возможно, что воздействие геологических факторов сочеталось с какими-либо космическими ритмами – фазами Луны, равноденствиями, многодневными полярными зорями и специально усиливалось сейдами, как некими доисторическими техническими устройствами. Как известно некоторые западноевропейские мегалиты менгиры и кромлехи при восходе солнца «звучат» в ультразвуковом диапазоне, возможно, что и полярные мегалиты возводились и «работали» с учетом подобных факторов. Кроме того, кристаллическая структура камней приподнятых над землей на подставках, вполне возможно обладает и интересными пьезо-электрическими свойствами – на эту мысль наводит и «разнопородный» выбор камней для сейдов и их подставок. Приняв гипотезу о сейдах, как непросто выделяющихся из общего ландшафта абстрактных святилищах, а неких «технических устройствах» становится понятным многое – наличие большого количества сейдов в местах разломов вполне возможно способствует усилению и возможно направлению в нужное строителям русло земных энергий, системы в расположении сейдов создают нужное воздействие в определенном месте. Неустойчивое положение – не прихоть, а единственно возможная форма постановки для функционирования неизвестных нам процессов, возможно связанных с резонансом. Из этого можно заключить, что знаменитая лапландская магия не что иное, как обрывки реального, абсолютно научного знания забытого доисторического народа. Вполне логично, что среди саами лишь небольшая прослойка шаманов-нойд смогла перенять и адаптировать эти знания, для остальных осталось лишь примитивное почитание и свод запретов связанных с камнями. Исходя из предположения, что сейды технические устройства для использования энергий Земли, можно попытаться восстановить для каких целей они применялись. Очевидно, что не для вяления рыбы и сушки дров, бытовое значение исключено, остается магическое. Во все времена люди стремились к силе и знанию (не все конечно, но весь прогресс заслуга именно стремившихся). Вероятней всего именно в расчете на человека и строились данные комплексы, управляя энергиями Земли, их строители могли воздействовать на человека – изменяя сознание, излечивая болезни, проводя обряды инициации. Конечно, это абсолютное знание замыкалось не только на то, что в определенных точках сквозь земную кору сквозит некое неведомое нам излучение недр, несомненно, что была и цикличность использования святилищ – вероятно расположенные в Арктике, они могли менять свойства в связи сезонами года, фазами Луны и подобными факторами. В общих чертах можно сказать, что древние обладали знанием и пониманием свойств Земли, позволяющим им создавать практически универсальные комплексы для воздействия на человека – возможно в определенные дни можно излечиться от болезней, в другие медитировать, «расширить сознание» (опять намек на саамское «мерячение»?), а следующие лучше вообще не появляться, либо находиться ограниченно.

 

Строители комплексов сейдов использовали их примерно также как в современной медицине используются радиоактивные элементы, рентген, ультрафиолет – губительные по сути, но в определенных условиях излечивающие. Возможно знание этих «определенных условий» и есть основа понимания сейдов. Вероятно это был довольно сложный комплекс знаний, хранившийся особой кастой шаманов, в последствии у саамов понимание этих процессов было утрачено, оставшиеся крохи позволили создать примитивный «культ сейдов», где к некоторым сейдам приближаться было запрещено (атавизм знания о цикличности «работы» сейдов?), другим нужно приносить жертвы для удачи на охоте и здоровья (остатки знания о укрепляющем и оздоровительном воздействии комплексов на организм и психику перед охотой?), возле сейдов нельзя шуметь (если учесть что неустойчивые сейды могли быть и резонаторами акустических колебаний, инфра- и ультра– звуковых, подобно другим мегалитам, этот запрет вполне объясним: посторонний шум мог нарушить эти колебания с нежелательными последствиями для посетителя?). Интересно, что комплекс на горе Воттоваара известен тем что рядом с сейдами раздаются щелкающие звуки(подобное непонятное щелканье там слышал и автор этих строк в 2003, но не возле сейдов) а также "гудение горы" ночью(63)

 

Акустические свойства сейдов подтверждаются находкой летом 2004года в районе карельского города Кемь экспедицией "Петрозаводской Академии Меганауки", так называемого «поющего камня» – древнего сейда установленного на вершине сопки так, что воздушные потоки проходя под камнем издавали звуки напоминающие пение(44). Причем камень так искусно сбалансирован, что может раскачиваться на вершине. В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний. Предположив в сейдах сугубо рациональное «техническое» начало необходимо сразу определить ту категорию сейдов, в которой оно проявлено – очевидно, что это будут самые тяжелые и сложные конструкции, как единичные так и в комплексах. В общем все те мегалиты сооружение которых не соответствует возможностям кочевых охотников-рыболовов. Случайны ли природные, магнитные и акустические феномены сейдов? Маловероятно что это случайность (хотя и такое объяснение нельзя оставлять без внимания), получается, что часть сейдов сооружалась все таки с определенными техническими требованиями.

http://perpettum.narod.ru/seid-6.htm
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...

Небольшой смешанный лес Медведев Остров возле деревни Пудаков Хойницкого района Гомельской области также никак не используется местными жителями. Люди даже не хотят туда. В результате у сельчан сложилось представление о том, что в этом лесу живут медведи. Неиспользуемое поле рядом с бывшем страшным лесом Свистень носит название Медведок.

 

Рогалев, А. Ф. Скрытый смысл географических названий, легенд и преданий (на материале Беларуси) / А.Ф. Рогалев. – Гомель: Барк, 2012. – С. 134.

 

Вырубленный в недавнее время лес возле деревни Бабичи Чечерского района Гомельской области носил название Свистень. Лес был необычайно густой и темный. Люди боялись его поскольку он издавал странные свистящие звуки, а по ночам сильно скрипел. При наступлении сумерек из леса доносился жуткий волчий вой.

 

Около деревни Тульговичи Хойницкого района Гомельской области находится болото с названием Леший. Как рассказывают жители деревни, это болото постоянно звучит, по вечерам возле него бродит леший, созывающий лесных духов, а у самого болота рассаживаются русалки.

 

Там же. С. 132.

 

Возле деревни Морозовка и Круговка Добрушского района Гомельской области находится Ревучее озеро, которое по словам местных жителей, "по ночам шумит, ревет, стонет, плачет". Еще в начале XX века географы предположили, что на дне водоема находятся карстовые провалы, которые и являются причиной необычных звуков, исходящих от озера.

 

Там же. С. 73.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 years later...

Нашел практически идентичную историю с произошедшей со мной в экспедиции. Заставляет задуматься над тем, что звуки «расстегиваемой молнии» и прочее я слышал отнюдь не случайно…

 

Наша небольшая группа в составе 3 человек 7-9 мая 2011 года проводила изыскания в районе города Каменногорска, одной из целей обследования местности были пещерки горы Соканлиннавуори, к которым мы вышли 8 мая. Обследовав пещерки, вечером мы располагались на ночлег. Возле пещерок нет под­ходящего места для палатки, я и Дарья решили остановиться на единственном ровном месте – огромной плоской плите меж­ду пещерками, когда-то отслоившейся от скалы, а наш коллега Эсгал заночевал в одной из пещерок (в другой – сыро, места для двоих мало, да и «пол» в ней под углом). Стало темнеть, мне вдруг резко и беспричинно расхотелось спать на плите, походил, поискал другое место, но не нашёл... Возникло даже шуточное предположение, что эта плита была у древних людей алтарём, мы на нём спать собрались... Но, тем не менее, когда стали залезать в палатку – лопнул один надувной матрас, мы располо­жились вдвоем на оставшемся (впрочем, за ночь сдулся и он). Всю утварь убрали в палатку. Ночью началось «шоу» – было ощущение, что выли все собаки в ближайшей деревне, почему так громко – не ясно, то ли скала отражает звук, то ли пеще­ры усиливали (там акустика странная), но если нет, то в деревне, наверно, был переполох, как там люди вообще спали, непонят­но. Нам казалось, что они выли где-то рядом, и очень слаженно, единодушно...

Ночью я услышал звук ударов котелка по скале у входа в пе­щерки, при этом чётко осознавал, что котелок у нас в палатке (!), а наш коллега Эсгал спит в пещерке, где ничего металличе­ского нет. Дарья тоже слышала эти звуки. При этом у меня не было ощущения чьего-то постороннего присутствия, страха или тревоги – просто звук, абсолютно реальный, совершенно обы­денный, но... невозможный. В начале мая солнце восходит уже рано, с рассветом запели птицы, но примерно в 5 или 6 часов утра они вдруг, как по команде, замолчали, и палатка содрогну­лась от удара по ней сверху, как будто кто-то бросил ветку или небольшой камень. Осмотрев плиту вокруг палатки, упавших веток и камней не нашли (перед тем как ставить палатку, мы очистили скалу от всего лишнего). После этого птицы снова за­пели и далее всё пошло как обычно. Утром Эсгал поведал, что мочью много раз слышал не звук ударов котелка по скале, а звук... расстёгиваемой на нашей палатке молнии (?), хотя мы ночью не вылезали (!) и даже спальники не застёгивали, ну и, естественно, ничего подобного не слышали. Т. е. получалось, находясь рядом, мы слышали совершенно разные звуки, если это конечно были именно звуки, в привычном нам «акустическом» их понимании.

Из этого разового наблюдения можно сделать несколько пред­варительных выводов:

  1. В месте с уникальной акустикой необычные явления про­явились именно в акустическом аспекте. Если проходить мимо пещерок-«яиц» на определённом участке (прямо перед входом) эхо в них отражает звук (голоса, шаги); для древних людей, ве­роятно, это могло значить, что в этих пещерках «живут духи», если учесть, что о природе эха они не знали (или придавали ему некий мистический характер).
  2. «Нереальные» звуки слышались всеми участниками нашей небольшой экспедиции.
  3. «Звуки» слышались нами из-за определённой границы: у Эсгал снаружи пещеры. у нас – снаружи палатки. Т. о. получалось, что «реальность» «меняется» за некоторой «чертой» или
    «границей», доступной для слуха, но при этом недоступной для зрения (?!). Но меняется как если объективно – то до какой-то степени? Звуковой хрономираж? Ведь услышанные нами звуки, по сути, «озвучивали» наши действия предыдущего вечера? Или из некоторого набора действий почему-то фиксируется одно-два? Возможно, активизируется «память места»? Но к чему тогда отнести совершенно «материальный» удар по палатке под утро и реакцию птиц на это? При этом повторюсь, ощущения присутствия кого-либо постороннего, человека или зверя, не было.
  4. Вероятно, что подобные странные случаи в древности и являись основанием для возникновения волшебного фольклора особого отношения к подобным местам, включая «культ».

Мизин В. Культовые камни и сакральные места. СпБ: Центр сохранения культурного наследия, 2014. 240 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, похоже ;)

Молнию на входе моей палатки точно никто не расстегивал, хоть ты это и слышал.

А мне все время слышалось, как-то постоянно ходит по нашему лагерю... Две ночи подряд!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...