Перейти к содержанию
Уфологический форум
VIK

В поисках нарубов: некрополи Кобринского района

Рекомендуемые сообщения

Я так и не понял, в ходе прошедших экспедиций был ли сделан новый вклад в дело изучения нарубов? Или он только планируется в ходе дальнейших обобщений и поисков?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я так и не понял, в ходе прошедших экспедиций был ли сделан новый вклад в дело изучения нарубов? Или он только планируется в ходе дальнейших обобщений и поисков?

Этому было положено только начало.

 

- По части проверки опубликованных ранее данных наличие нарубов в одном нас. п. не подтвердилось, в двух - подтвердилось. Так надо прошерстить по всему материалу.

- Надо искать не только в известных по публикациям населенных пунктах, но и в тех, которые не были охвачены ранее вниманием исследователей. Так случайно удалось найти "обруб" в д. Мазуры.

- Надо фиксировать в каждом отдельном случае тип формы наруба для их классификации.

- Надо обращать внимание на датировки захоронений с нарубами, где это можно сделать. На это до сих пор как-то слабо обращалось внимание.

- В местах, где обнаруживаются нарубы, надо специально опрашивать старожилов по части поверий, которые могут быть связаны с этим типом надгробий.

 

Работы более чем достаточно, и не на один год. Так что итоговая публикация появится не скоро.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Получается связь нарубов с вамирологией частично подтвердилась? Насколько помню, во время экспедиции № 101 в 2011 году (А. Рысевец) в ходе опроса населения в д. Паре не удалось подтвердить такой связи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Получается связь нарубов с вамирологией частично подтвердилась? Насколько помню, во время экспедиции № 101 в 2011 году (А. Рысевец) в ходе опроса населения в д. Паре не удалось подтвердить такой связи.

Ну так здесь вопрос скорее в интерпретации. Про Паре это было зафиксировано до экспедиции "Парамира" корреспондентом "Пинского вестника". Почему не удалось зафиксировать это в 2011 году Насте - я могу с ходу предположить кучу причин. Начиная с того, что правильные вопросы надо еще уметь задавать. Судя по тексту статьи Рафеева, гомельчанам в 2002 году также не удалось никого раскрутить на откровенность. Это не так уж и легко - заслужить доверие. Местным жителям только уфологов и журналистов не хватало )))

 

К слову, существуют еще и фольклорные записи по украинскому Полесью, в которых также эта тема отслеживается. Надо искать.

 

Что касается интепретации...

1. Надо исходить вообще из понятия "привалить"... Могилы самоубийц и им подобных заваливали всяким хламом, могилы вампиров приваливали тяжелыми камнями и т.п. Поэтому "привалить дубом" в этом же смысле - могло быть запросто вторичным более поздним народным объяснением.

2. Надо обратить еще внимание на семантику дуба, которая в том числе была непосредственным образом связана с погребальной обрядностью со времен язычества и кремации. Подумайте над смыслом до сих устойчивого выражения "дать дуба". Я думаю, что дубовое надгробие может быть связано с архаическими погребальными ритуалами, в которых дуб использовался для погребального костра, могильных подкурганных сооружений, тех же дубовых колод аля гробов для покойников. А все остальное... надо еще осмысливать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тут сразу возникает вопрос - нарубы ставили на абсолютно стандартные могилы или все же на те, где был повод заподозрить в чем-то покойника

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тут сразу возникает вопрос - нарубы ставили на абсолютно стандартные могилы или все же на те, где был повод заподозрить в чем-то покойника

Я еще не встречал упоминаний, чтобы наруб устанавливался по случаю «хождения» покойника. Кроме одного фольклорного упоминания, где не понятно, шла ли речь о нарубе вообще. Дубовые колоды, как и памятники сейчас, устанавливались примерно спустя год после смерти, либо к приуроченным поминальным дням. В разных регионах по-разному.

 

Сегодня я прокатился в деревни Малые и Большие Радваничи Брестского района. По литературе – это самая западная точка распространения обычая устанавливать нарубы. На кладбищах они не сохранились, но местная бабуля 1930 г.р. сообщила мне, что на закрытом маленьком кладбище в Мал. Радваничах таковые действительно были. Ставили их спустя год-два после похорон – те, кто мог себе это позволить. Такой кусок дуба еще раздобыть нужно было, например, купить в лесничестве и т.п. Здесь их воспринимали как символические столы для покойников. Здесь же в свое время практиковалась трапеза в поминальные дни, некоторые даже стелили скатерти на могилах.

 

Надеюсь, на этом примере я вполне достаточно прояснил ситуацию, что наруб – это не обязательно ходячие покойники  B)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Тут сразу возникает вопрос - нарубы ставили на абсолютно стандартные могилы или все же на те, где был повод заподозрить в чем-то покойника

Здесь же в свое время практиковалась трапеза в поминальные дни, некоторые даже стелили скатерти на могилах.

 

 

У нас і зараз так сцелюць абрус на радуніцу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вчера имел разговор с другом, его дел захоронен на старом кладбище в д. Заречка. На могиле положили деревянный наруб.. давно еще... Но появилась странная традиция, те, кто приходил к нему на могилу отколупывал кусочек дерева и уносил Осталась "головешка".. объясняли тем, что дед при жизни лечил односельчан от суставных хворей.. а эти кусочки с могилы тоже помогают. На днях пойдем с Витей более подробно побеседуем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

«Замки» на могилах, упыри и костомахи. Репортаж из белорусской «деревни вампиров»

 

Никогда не слышал про костомах... Это какие-то новые фольклорные персонажи или а-ля фантазии Шпилевского?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Очень значимое открытие, поздравляю! Про ходячих покойников применительно к нарубам еще собрали какие-то сведения? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Очень значимое открытие, поздравляю! Про ходячих покойников применительно к нарубам еще собрали какие-то сведения?

Нет, в этих местах с ним точно ничего не связывали... по крайней мере, об этом нынешние старожилы ничего не знают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В субботнем выпуске "Зари" вышла статья о экспедициях по теме нарубов. Дали там клич, чтобы люди сообщали, если кому известны места бытования этой традиции. Уже появился первый отклик из Ивацевичского района.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Витя, свяжись с Дучиц, у нее есть материал по нарубам. Но лучше на следующей неделе, на этой у нее гости.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

деревня Еремичи упоминались  - упоминалась

этнолингвистических экспедици - этнолингвистических экспедиций

одного оградки - одной

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ирина Климкович поделилась ссылкой, может будет интересно: Вуглiк I. Медыятар — нарубы // Культура. 2014. № 17 (1143) 26.04.-02.05.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, эта публикация у меня есть )))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×