Перейти к содержанию
Авторизация  
VIK

Мак как средство-апотропей в традиционной народной культуре Полесья

Рекомендуемые сообщения

В крайней экспедиции, которая прошла несколько недель назад в Мостовском и Зельвенском районах Гродненской области мы зафиксировали схожие рассказы об использовании мака. Было бы интересно проследить - а где заканчивается граница его использования? Т.е. достигает ли она севера Беларуси, продолжается ли далее в Новогордскую, Псковскую области или даже в Ленинградскую и далее? Захватывает ли Польшу, Прибалтику?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Т.е. достигает ли она севера Беларуси, продолжается ли далее в Новогордскую, Псковскую области или даже в Ленинградскую и далее? Захватывает ли Польшу, Прибалтику?

В Дзержинском районе тема мака была нами зафиксирована в сюжете про чернокнижника - как способ дать "работу" чертям, чтобы не донимали. На это надо тоже обращать внимание при опросах. На Полесье рассказы про чернокнижников не развиты, поэтому этот мотив здесь точно должен отсутствовать, а вот к северу...

 

В Польше мак тоже использовался как апотропей, в том числе и против опасных покойников, но целостной картины у меня пока нет. Копаю в этом направлении. Складывается впечатление, что мотив встречается в нескольких оторванных друг от друга регионах, например, на Поморье и в пограничном с Беларусью Люблинском воеводстве. Но по Польше приходится пока искать разрозненные упоминания в куче источников, репрезентативных по этой теме сборников фольклорных текстов пока еще не находил. Знаю, что в этнографическом и этнолингвистическом архивах Люблинского университета такие записи есть, только они не опубликованы в должной мере.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Под первой картой надо исправить "наименовая мака" :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Под первой картой надо исправить "наименовая мака" :)

Спасибо, исправлено.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Цитата

В пользу последнего допущения говорит то обстоятельство, что полноценными заменителями мака в качестве апотропея на территории Полесья при аналогичных обстоятельствах могли выступать также семена льна (самосейны лён, лушчык) и конопли, реже – просо, пшено, крупа, зерно, освященная соль. Все эти средства обладают одним общим свойством – дробностью и многочисленностью.

Интересно, что в Брянском Полесье и на Брянщине встречаются, в основном, рассказы о конопле, а не о маке или чем-либо еще и также как отгонное средство от покойника используется конопляное масло.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Там еще встречаются упоминания про мак, равно как в российских областях к востоку от Украины. Это связано с расселением в этих областях этнических белорусов и украинцев. Вот у русских (великороссиян, как их именовали в XIX веке), похоже, про мак не знали... только про лен, коноплю и пшено.
Про мак мне встречались редкие упоминания и в Сибири, но это, опять-таки, связано с переселенцами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Цитата

выступать также семена льна (самосейны лён, лушчык) и конопли, реже – просо, пшено, крупа, зерно, освященная соль. Все эти средства обладают одним общим свойством – дробностью и многочисленностью.

Но вот интересно, как объясняют, например, использование именно семян льна в борьбе с "ходячим покойником" в Нижегородской области - якобы на семенах льна есть небольшой крестик и именно поэтому их используют.

Мифологические рассказы и поверья Нижегородкого Поволжья / Сост. Е. К. Корепова, Н. Б. Храмова, Ю. М. Шеваренкова. СПб.: Тропа Троянова, 2007. С. 194. (запись №816)

Из того, что бросилось в глаза, до Нижегородской обл. традиция использования мака почти не доходит, встречаются лишь единичные упоминания об этом (чуть больше о лне или изделиях из него), в большинстве случаев в качестве отгонного средства тут выступают различные травы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тема получила развитие - в публикации, вышедшей в соавторстве с археологами из Института этнологии и археологии Польской академии наук, на английском языке в одном польском научном периодическом издании по теме археологии:

Kurasiński T., Skóra K. and Gayduchik V. 2018. A grain against a vampire? Some remarks on so-called antivampire practices in the light of archaeological and folkloristic-ethnographic data, Sprawozdania Archeologiczne 70, 173-202.

Файл для скачивания доступен по данной ссылке.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поздравляем!!! :) Только там не доступен сам файл в ПДФ, у меня получилось его просмотреть только в браузере, а сохраняется он в виде громоздкого html.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
4 часа назад, Butoff сказал:

Только там не доступен сам файл в ПДФ, у меня получилось его просмотреть только в браузере, а сохраняется он в виде громоздкого html.

У меня скачалось архивом, а в нем полноценный пдф. Для этого надо нажать в левой колонке на ссылку "Download".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да уж, они бы запрятали ее еще куда-нибудь в подвал сайта...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 часа назад, Butoff сказал:

Да уж, они бы запрятали ее еще куда-нибудь в подвал сайта...

Так сделано на всех сайтах электронных библиотек, находящихся на платформе dLibra.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×