Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Пришло письмо от нашего сотрудника в Пинском районе - Дмитрия Ш. Он опросил очевидца из дер. Вяз, столкнувшегося с... видимо, домовым. Вот его рассказ:

 

"В октябре месяце 2005 г. я ночевал в своем доме с детьми. Жена была на работе в ночную смену. Где-то около 5 часов утра я проснулся от странного ощущения, как будто кто-то сзади водит через одеяло по моим ногам. Я явно ощущал, что это были руки, на конце которых было что-то вроде длинных когтей. Я чувствовал, как они слегка драли одеяло. Это продолжалось 10 секунд. Я сначала подумал, что это кошка. Но кошки в доме не было, это точно. Потом я подумал, что может это мой сын семилетний, который спал рядом со мной на кровати, но он тихо спал, повернувшись ко мне спиной. Внезапно по-слышался стук в окно. Это пришла моя жена с работы. Когда она пришла в комнату, то я посмотрел на часы. Было 5 часов утра. Она спросила, что случилось, и была в насторо-женном виде. Но я ей не сказал. Пока. Примечательно то, что это действие продолжалось буквально секунды, и как только невидимая рука в последний раз погладила мои ноги, и послышался стук в окно, как будто кто-то хотел специально разбудить меня к приходу жены.

Интересно еще то, что где-то за месяц до этого такой же случай произошел с моим младшим 6-летним сыном. Однажды ночью он сильно начал кричать, разбудив всех. Ко-гда мы с женой начали узнавать в чем дело, он рассказал, что кто-то из-под кровати гла-дил его ногтями. Он был очень напуган".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Пришло письмо от нашего сотрудника в Пинском районе - Дмитрия Ш. Он опросил очевидца из дер. Вяз, столкнувшегося с... видимо, домовым. Вот его рассказ:

 

"В октябре месяце 2005 г. я ночевал в своем доме с детьми. Жена была на работе в ночную смену. Где-то около 5 часов утра я проснулся от странного ощущения, как будто кто-то сзади водит через одеяло по моим ногам. Я явно ощущал, что это были руки, на конце которых было что-то вроде длинных когтей. Я чувствовал, как они слегка драли одеяло. Это продолжалось 10 секунд. Я сначала подумал, что это кошка. Но кошки в доме не было, это точно. Потом я подумал, что может это мой сын семилетний, который спал рядом со мной на кровати, но он тихо спал, повернувшись ко мне спиной. Внезапно по-слышался стук в окно. Это пришла моя жена с работы. Когда она пришла в комнату, то я посмотрел на часы. Было 5 часов утра. Она спросила, что случилось, и была в насторо-женном виде. Но я ей не сказал. Пока. Примечательно то, что это действие продолжалось буквально секунды, и как только невидимая рука в последний раз погладила мои ноги, и послышался стук в окно, как будто кто-то хотел специально разбудить меня к приходу жены.

Интересно еще то, что где-то за месяц до этого такой же случай произошел с моим младшим 6-летним сыном. Однажды ночью он сильно начал кричать, разбудив всех. Ко-гда мы с женой начали узнавать в чем дело, он рассказал, что кто-то из-под кровати гла-дил его ногтями. Он был очень напуган".

Начитаешся таких историй и придется спать при свете.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Очень интерестная тема...

Сам сталкивался,хотелось бы узнать о наличии какой-нить литературы по данному вопросу.

Кстати,фото данного феномена где-нибудь выкладывались? Или может были мысли о специальной "охоте" с целью "найти и зафиксировать".

А как собственно классифицировать домового и в чём его принципиальное отличие от полтергейста?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
в чём его принципиальное отличие от полтергейста?

Ответ на этот вопрос будет весьма объемным, еслои отвечать детально.

Коротко - что такое полтергейст http://www.abc-people.com/phenomenons/polt...st/polter-4.htm

Обсуждение по теме http://anomalistica.ucoz.ru/forum/83

Много о домовом http://anomalistica.ucoz.ru/forum/82

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Антон, лучше всего обратись за соответсвующей литературой ко мне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Антон, лучше всего обратись за соответсвующей литературой ко мне.

Спасибо.

Обращаюсь :) .приеду на следующей неделе в Минск,подбери что сможешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Читаю темы на форумах по поводу данного феномена и всё больше удивляюсь несоответствию описаний домового в старых источниках и теперь.

Раньше это был добрый дух, этакий хозяин дома, помогал жителям своих владений, оберегал их. А теперь стал каким-то монстром - душит, пакостит, короче всё наоборот.

 

Возникает вопрос, в чём причина - люди изменились? Всё что писали о домовых враки?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Читаю темы на форумах по поводу данного феномена и всё больше удивляюсь несоответствию описаний домового в старых источниках и теперь.

Раньше это был добрый дух, этакий хозяин дома, помогал жителям своих владений, оберегал их. А теперь стал каким-то монстром - душит, пакостит, короче всё наоборот.

 

Возникает вопрос вчём причина - люди изминились? Всё что писали о домовых враки?

А кто сказал, что характер домового изменился. У меня и в настоящее время есть знакомая, которая грит, что у нее есть нормальный домовой, абсолютно нешалящий. А в записях этнографов прошлых лет тоже хватает историй о том, как домой "шалит", а то и "выгоняет из дому", и про "войны домового с пришлым чужим домовым" - чистейшей воды полтергейст. Так что все по старому. Просто в наши времена всплывают истории именно о "полтергейсте", а все прочие проявления считаются "фольклором".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По-моему, домовые - это просто очередное проявление полиморфизма полтергейста, который представлялся и инопланетянами, и агентами КГБ, и кемеровской милицией, и вообще кем он только не представлялся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
По-моему, домовые - это просто очередное проявление полиморфизма полтергейста, который представлялся и инопланетянами, и агентами КГБ, и кемеровской милицией, и вообще кем он только не представлялся.

 

Во всём этом нет логики. Ни в проявления, ни в целях. Илья, а бы-ли полномаштабные исследования феномена? Именно домового.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Во всём этом нет логики. Ни в проявления, ни в целях. Илья, а  были полномаштабные исследования феномена? Именно домового.

Не знаю как Илье, но мне такого рода инфа не попадалась, если не считать записи фольклористов. Знаю лишь, что в одной из своих книг Прийма упоминал, что обладает коллекцией косичек, якобы заплетенных лошадям домовым.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
мне такого рода инфа не попадалась, если не считать записи фольклористов. Знаю лишь, что в одной из своих книг Прийма упоминал, что обладает коллекцией косичек, якобы заплетенных лошадям домовым.

Вот это и удивляет. Никто толком не занимался а слухов и домыслов целый вагон. Корни домового из языческой веры пошли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А как ты себе представляешь методику изучения домового? Какими методами и средствами?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А как ты себе представляешь методику изучения домового? Какими методами и средствами?

Приборными VIK, а какими же еще?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да простят меня модераторы за то, что я процетирую кусочек книги Фоменко "земля, какой мы ее не знали".

 

3.2.1. Гипотезы мифических существ Домовой

 

Эта гипотеза появилась раньше всех других, когда ничем другим, кроме духов, люди еще не могли объяснить причины даже обычных природных явлений и поэтому для их объяснения одушевляли все окружавшее и все стихии, приписывая этим духам многие человеческие черты.

 

Из 35 таких существ, приведенных в классе мифических сущностей части европейских мифологий и 14 русских их разновидностей, мы рассмотрим для примера только одного - домового. Это наиболее частый персонаж из мифических существ, упоминаемых в предположениях "простых людей" об источнике ПГ. К тому же и полтергейст в вольном переводе, на русский - это домовой. Да и в нескольких ПГ на фазе контакта ПГ сам выдавал себя за домового или соглашался с высказанным предположением, что он домовой.

 

В литературе о домовых указывается, что представления о них возникли из дохристианских славянских культов, в которых "защитителями домов" и покровителями семей считались духи предков (ими до сих пор они считаются в Китае). У Гумилева ("Русь и Великая степь") упоминается о духах предков - навиях, живших по представлениям древних славян в банях, где им оставляли скромные угощения. Считалось, что это от них остаются на рассыпанной в бане золе куриные следы.

 

После победы христианства навии постепенно перешли в положение разновидностей нечистой силы - домовых, как постепенно были переведены в категорию нечистой силы и все другие объекты утраченных дохристианских верований и культов.

 

Рассказы о добрых духах - домовых или "домашних чертях" были в основном собраны этнографами и фольклористами в конце XIX - начале XX века (Максимов С. "Нечистая, неведомая и крестная сила". 1903 и 1989 гг.). Рассматривая их, современные этнографы (Померанцева Э. В. "Мифологические персонажи в русском фольклоре". М.: Наука, 1975) отмечают, что их образы, отсутствуя в народном изобразительном искусстве, в песнях, сказках и былинах, жили лишь в "деловой" прозе как информация об их существовании, поведении, отношении к скотине и людям. Это исключило романтические и поэтические преувеличения и значительно упрощает задачу сопоставления приведенной ниже обобщенной информации о них с особенностями ПГ.

 

1. Домовой - это дух заложенного в фундамент дома животного, считали некоторые крестьяне, уже забывшие, что он был духом пращура.

 

2. Домовой есть в каждом доме, но он неуловим и неуязвим и видеть его нельзя. Те, кто говорит, что видели его, лгут, считалось частью народа.

 

3. Домовые бывают двух родов - добрые (домовой-доможил) и злые (домовые-дворовые, причисляемые к злым духам).

 

4. По ночам домовой ходит в образе человека.

 

5. Домового можно увидеть невзначай у скотины или лошадей, глядя через хомут или надев его на себя. При этом надо накрыться бороной и целую ночь просидеть меж лошадей. Но смотреть надо одному, да и то, рискуя рассердить его.

 

6. Те, кто считал, что видели его, описывали его в виде седого старика, одетого в местную одежду, который круглый год ходит босой и без шапки. В праздничные дни приодевается. Тело его, кроме лица и рук (некоторые считали, что и руки), покрыто белой шерстью. Седая длинная борода. Лицом похож на хозяина дома, но уши - лошадиные. Есть и другие местные варианты. Например, черный, лохматый, страшный, здоровый, как медведь, на голове шапка. Или - невелик, немного больше кошки, и туловище, как у кошки, покрыто серой шерстью, а лицо и руки - человеческие.

 

7. При встрече с людьми домовой может принять облик мужчины или женщины и вступить в беседу, но при этом его может видеть лишь тот, с кем он беседует, а другие его не видят.

 

8. Услышать домового можно, не видя его. Слышат его тихий плач, глухие сдержанные стоны, мягкий и ласковый, а иногда отрывисто-краткий и глухой голос в виде ответов, когда умелые хозяева успевают спросить его в подходящих случаях. Но это опасно, можно и заболеть.

 

9. Так как домовой - дух, а духи могут превращаться, домовой тоже может принимать облик свиньи, теленка, серого барана, собаки, черного зайца, черной кошки, крысы, гадюки, лягушки, прыгающего мешка с хлебом или кормом и даже охапки сена.

 

10. Изредка считали, что по внешнему виду домовой близок к черту, что он черный, холодный, и, если его ударить, рука "разбивается"; у него чуть заметны рога и небольшой подогнутый хвост. Но черт он домашний и обрусевший.

 

11. У домового есть жена (доминя, домаха, домовиха, иногда кикимора, которая ночью выходит из подпола и прядет). Рассказывали, что есть у них и дети.

 

12. Домовой приходит на печку погреться, если озяб во дворе.

 

13. Домовые ходят в гости друг к другу. Иногда ссорятся, даже с ожесточением дерутся, чаще всего из-за корма, который воруют у чужой и носят своей скотине. Но отличить шум их драки от лошадиного топота и шараханья овец могут лишь чуткие люди.

 

14. Чужой домовой приносит вред. Но в Вологодской губернии считали, что домовой не вторгается в дома, занятые другими домовыми. Живут они в согласии и в зимние буранные ночи собираются на пляски в какой-нибудь нежилой избе на краю деревни. Из нее тогда слышатся топот, визг, вой, лай и мяуканье.

 

15. Местом пребывания домового считали верх потолка, подволоку (чердак), темные углы, запечье, под шестком, в чуланах, под порогом входной двери, подполье, а чаще всего - хлевы.

 

16. Домовой - покровитель скотины. Он подсказывает хозяину желательную масть, одобряет или не одобряет купленную лошадь и другую скотину. Если одобряет, то поит, кормит, холит и гладит ее, заплетает гриву косичками, хвост корове завязывает бантом. Если не одобряет - мучает животное по ночам, привязывает хвостом к яслям, отнимает корм, гоняет, забивает под ясли, добивается, чтобы его продали. Чтобы помешать конокрадам, он может, вырядившись в хозяйское платье, всю ночь расхаживать по двору с вилами в руках.

 

17. Домовые принимали еду, и им на заговины оставляли накрытый стол или выносили часть кушаний на скотный двор, где ставили их на топор, врубленный горизонтально, плашмя в левую верею ворот.

 

18. Домовой обогащает за доброе к себе отношение.

 

19. Он предсказывает будущее. Когда наваливается на спящего, отвечает на вопрос: "К добру или к худу?". Часто гладит сонных мягкой лапой. Это к добру.

 

20. Увидеть домового в шерсти - к богатству.

 

  21. Домовой шутит и проказничает: по ночам стучит в подзыбке, громыхает посудой, щекочет сонных.

 

22. Домовой перед несчастьем стонет, плачет или воет под печкой или в переднем углу подпола и непременно басом (перед пожаром, смертью, рекрутчиной). Если у трубы на крыше запирает заслонку - будет суд, кого обмочит ночью - заболеет тот человек, подергает за волосы жену - не спорь с мужем, а то прибьет, загремит посудой - угроза пожара. Если домовой скачет, песни играет, смеется, подыгрывает на гребешке - быть свадьбе в семье.

 

23. Как охранитель и вещун домовой очень ценился, и при переезде семьи его приглашали за собой рядом ритуалов. Считалось, что если этого не сделать, то не будет водиться скотина и ни в чем не будет удачи.

 

24. Домовой-доможил заботился о поддержании мира, порядка и благополучия в доме и не считался страшным. Он не губил, как коварная русалка, не топил, как могущественный водяной, не утаскивал в чащобу, как злой леший, а, рассердившись на недостойное поведение, непорядок в семье или в доме, за неуважительное к нему отношение или за неосторожное слово, лишь ущипнет, насадит синяков, спрячет какую-нибудь вещь и этим ограничится.

 

25. Ленивым и нерадивым он вредит и помогает запускать хозяйство: заезживает лошадей, мучает и бьет скотину, забивает ее в угол яслей, кладет ее вверх ногами в колоду, засоряет навозом двор, давит каждую ночь и сбрасывает с печи или полатей на пол хозяина, хозяйку и детей их. Чтобы помириться с ним, достаточно положить под ясли нюхательного табаку, до которого он большой охотник, подарить разноцветные лоскутки, старинную копейку с изображением Егория на коне или просто горбушку хлеба, отрезанную от непочатого каравая.

 

26. На злых домовых-дворовых "списывали" серьезные несчастья. Он мучает тех домашних животных, которых невзлюбил. Дружит только с собакой и козлом. Путает гриву лошадям, обрезает и ощипывает хвост. Не любит сивых, соловых, буланых (т.е. светлых) лошадей, белых собак и кошек. Может задушить новорожденных телят и овец, и поэтому их поселяли в дом. В отличие от доможила дворовый домовой весь мохнатый и относится к недоброй категории нечистой силы.

 

27. Дворовый домовой "водит", т.е. заводит человека в опасное место или туда, куда он не предполагал идти.

 

28. Ночью домовой душит хозяев, не освятивших дом, в основном главу семьи. Сейчас разобрались, что это проявления апноэ (медицинский термин) - ощущение удушья от остановки во время сна на некоторое время дыхания, которое бывает редко или часто у детей и пожилых людей. Большинство смертей (около 80%) начинается с апноэ. Когда оно слишком (на 5-7 минут) затягивается, сон переходит в потерю сознания и смерть.

 

29. Домовой наваливается на яблоню, и она сохнет, пока ее не освятят.

 

30. Ночью домовой в доме разбрасывает неубранную посуду, ищет еду, прядет, шалит и даже наносит людям увечья, столкнув с печи или с полатей.

 

31. Он прогоняет мужика, легшего спать на дороге.

 

32. Домовой выживает хозяина и ходит к женщине.

 

33. Домовой распространяет болезни, крадет детей.

 

34. Воспользовавшись неосторожностью людей, домовой обращает их в домовых или обращает умершего в домового.

 

Как видно из приведенной сводки особенностей домовых, занятия, приписываемые домовым, отражали чисто крестьянские мифы. В них практически нет ничего, соответствующего быту городского и ремесленного населения России.

 

Из перечня признаков домовых видно, что феномены ПГ не схожи с действиями домовых. Из более чем 320 упомянутых этнографами особенностей, признаков, свойств и специфических действий домовых лишь несколько (1,3%), да и то не полностью соответствуя, имеют место в ПГ:

 

- щипки невидимки и прятанье вещей за обиды, нанесенные ему (см. п. 3.2.1.24), но щиплет домовой только за дело, а не просто так, и не возвращает вещи, как это происходит в ПГ;

 

- домового видит лишь беседующий с ним (см. п. 3.2.1.7), что соответствует демонстрации призраков-галлюцинаций, изображения которых передаются при ПГ прямо в мозг;

 

- действия Гоши и вид его в ПГ совпадает с видом домового, но только по представлениям крестьян Шенкурского уезда Архангельской губернии (см. п. 3.2.1.6).

 

Это дает основание считать, что ПГ, случавшиеся на Руси, лишь в малой степени формировали миф о домовых и что представления о домовых, сохранившиеся до сих пор в устной традиции в деревнях и у части населения, недавно переселившейся в города, не могли послужить базой для описаний событий, фиксирующихся при ПГ, т.е. что ПГ не были вымыслом, заимствованным из поверий о домовых. Нет оснований предполагать, что ПГ мимикрировал в прошлых веках под домовых, так как из приведенных в п. 1.30 сведениях о ПГ XIX века в России видно, что содержание и почерк ПГ соответствуют современным, т.е. практически не изменились с тех пор.

 

Вообще мне кажется, что полтергейст просто подыграл суевериям, как он любит подыгрывать исследователям.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Приборными VIK, а какими же еще?

А чем это будет отличаться от исследования ПГ? Для начала тебе надо выделить домового как класс - определеить значение термина, выделить его видовые свойства и способы проявления, и главное - эффективность его исследования. Если он гладит хозяина по ноге раз в год... хм... даже не знаю, что посоветовать ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Приборными VIK, а какими же еще?

 

В каком спектре должен работать прибор, чтоб определить данный объект? Звуковой, электро-магнитный... и какие частоты. Есть универсальный прибор, проблема, мы не доверяем ему.

Домовые - реальность. Они как "неуловимый Джо", никому не нужен, поэтому и не ловят. Да и все дело в людях. Психология восприятия. Мы не замечаем то, что не укладывается в нашу модель восприятия. При встрече, мы либо вырубаемся от страха, либо зажмуриваемся, чтоб не разрушить привычное течение жизни. Поэтому и не восптинимаем их.

Домовые очени сильно эмоционально связываются с жителями дома. Выбирают того, с кем больше контачат. Обычно это люди чувствительные. Предупреждают о разных событиях. Чаще воспринимаются тактильным органом чувств (прикосновения). Реже зрительно и через звук. Предполагаю, подпитываются от эмоций людей. А сейчас, преобладают негативные выбросы.

Вик, Илья, давайте сделаем еще научное направление, где будем собирать, анализировать факты, разрабатывать научные гипотезы, идеи. Проверять их в экспедициях.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Если он гладит хозяина по ноге раз в год... хм... даже не знаю, что посоветовать  ;)

А что ты можешь посоветовать при исследовании феноменов НЛО, феномена шаровых молний (ещё более непредсказуемых в плане того где и когда их можно наблюдать) того - же полтергейста ? Место же обитания домового хотя бы известно. Есть много сходных черт с ПГ.

 

Что могу предложить?

 

1. Работа с жильцами и анализ скопившегося материала, что бы выяснить является домовой самостоятельной сущностью или это проявление каких-либо способностей одного из проживающих в квартире.

2. Провокация домового (если это овозможно), чтобы было не раз в год.

3. Приборы. Звук, прикосновения и как мне кажется остальные проявлении имеют материальную природу. А всё что подчиняется физическим законам может быть зарегистрировано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Вик, Илья, давайте сделаем еще научное направление, где будем собирать, анализировать факты, разрабатывать научные гипотезы, идеи. Проверять их в экспедициях.

Так этим и занимаемся... Сейчас проблемами энтропии занимаюсь. Как раз для исследований генератор случайных чисел выклянчил у Старлинга. Свежие идеи всегда приветствовались и приветствуются.

 

А что ты можешь посоветовать при исследовании феноменов НЛО, феномена шаровых молний (ещё более непредсказуемых в плане того где и когда их можно наблюдать) того - же полтергейста ? Место же обитания домового хотя бы известно. Есть много сходных черт с ПГ.

В других явлениях проще вычленить нужную характеристику для изучения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Читаю темы на форумах по поводу данного феномена и всё больше удивляюсь несоответствию описаний домового в старых источниках и теперь.

Раньше это был добрый дух, этакий хозяин дома, помогал жителям своих владений, оберегал их. А теперь стал каким-то монстром - душит, пакостит, короче всё наоборот.

 

Возникает вопрос, в чём причина - люди изменились? Всё что писали о домовых враки?

Так раньше домового подкармливали, другие "задобряющие" обряды выполняли. Еще у Сенкевича в "Крестоносцах" написано, что если домового не кормить, то он будет пакостить. Вообще в "Крестоносцах" куча всего про нечисть. Книга конечно художественная, но, по-видимому, точно отражает народные поверья.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
А что ты можешь посоветовать при исследовании феноменов НЛО,  феномена шаровых молний (ещё более непредсказуемых в плане того где и когда их можно наблюдать) того - же полтергейста ? Место же обитания домового хотя бы известно. Есть много сходных черт с ПГ.

 

Что могу предложить?

 

1. Работа с жильцами  и  анализ скопившегося материала, что бы выяснить является домовой самостоятельной сущностью или это проявление каких-либо способностей одного из проживающих в квартире.

2. Провокация домового (если это овозможно), чтобы было не раз в год.

3. Приборы. Звук, прикосновения и как мне кажется остальные проявлении имеют  материальную природу. А всё что подчиняется физическим законам может быть зарегистрировано.

Табаку ему положите, еды. а вокруг муки насыпте, что бы следы остались. вот и весь прибор.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Домовой (фр. Lutin, нем. Kobold, Nachtm an nchen, англ. Goblin) ? божество домашнего очага (см. Домашние боги), заменившее языческого Рода или Чура. Различные названия Д. и место, ему отводимое, указывают на связь понятия о Д. с культом огня и почитанием предков. Поляки называют Д. выгорище, великоруссы ? дедушкой, хозяином, малоруссы ? дiдько, господарь, белоруссы ? падпечка, сербы ? ведогонь. Место Д. обыкновенно под или за печкой, как и германского кобольда. По польским поверьям, привязанность Д. к дому очень велика: даже после пожара он не покидает печи обгорелого жилья. Кроме избы, Д. поселяется в банях, овинах, винокурнях и пр. ? словом, везде, где есть печь, отчего его иногда и называют банником, подвинником и гуменником. Древняя вражда родов отразилась в поверьях о том, что чужой Д. ? лихой, тогда как свой ? добрый. Оттого в заговорах испрашивается защита от чужого Д. У великоруссов и литовцев Д. мстит за обиды сожжением избы. Ночью он стучит и возится, проказничает, душит ради шутки сонного. Д. ? покровитель домашних животных, отчего он и носит названия хлевника, сарайника, конюшника, табунника и пр. У него всегда есть любимая лошадь, которую он холит, чистит, заплетает ей хвост и гриву, подсыпает ей больше овса и пр. Подобно скандинавскому Тору, Д. ездит на козле, которого поэтому и держат при конюшнях. Д. редко показывается человеку, и то перед несчастьем, предостерегая хозяев. Его можно видеть в ночь на Светлое Воскресение или Чистый четверг в хлеву: он космат, но более этой приметы нельзя упомнить, так как он отшибает память. Зимою на снегу обозначаются его мохнатые подошвы. 30-го марта Д. бесится, 28-го января его закармливают кашей. См. "Поэтические воззрения славян на природу" А. Афанасьева (М. 1869, т. II); "Дедушка-домовой" в "Архиве историко-юридич. сведений, относящ. к России", изд. Калачева (кн. I, СПб. 1876); "Остатки верований и убеждений старого времени" ("Духовный Дневник", 1865, 11 и 12); о Д. австрийских южных славян ? в "Знании" (апр. 1877), о Д. разных диких и варварских народов ? в "Первобытной культуре" Тэйлора, в главах об анимизме.

 

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Была вроде бы когда-то темка про зеркала и полтергейст, но я ее не нашел. Поэтому отпишусь тут, а модератор переместит если что в соотвествующую тему.

 

Вот, что читаем у В. Даля в "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа" (Спб., Изд. тов-ва Вольф, 1898).

 

Домовой более знается с мужчинами, но иногда проказит и с бабами, особенно если они крикливы и бестолковы. ... Следы проказ его нередко видны и днем: например, посуда вся очутится за ночь в поганом ушате, сковородники сняты с древка и надеты на рога ухвата, а утварь сиделая, столы, стулья переломаны или свалены все в одну кучу. Замечательно, что домовой не любит зеркала; иные даже полагают, что его можно выкурить этим средством из такой комнаты, где он много проказит".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кстати в тему про домовых. В том же словаре Даля: "Домовой м. домовик, дедушка, постен, постень, лизун, доможил, хозяин, жировик, нежить, другая половина олон., суседко, батанушка; дух-хранитель и обидчик дома; стучит и возится по ночам, проказит, душит, ради шутки, сонного; гладит мохнатою рукою к добру и пр. Он особенно хозяйничает на конюшне, заплетает любимой лошади гриву в колтун, а нелюбую вгоняет в мыло и иногда осаживает ее, разбивает параличом, даже протаскивает в подворотню. Есть домовой сараешник, конюшник, баенник и женский банный волосатка; все это нежить, ни человек, ни дух, жильцы стихйные, куда причисляют полевого, лешего, кикимору, русалок (шутовок, лопаст) в водяного; но последний всех злее, и его нередко зовут нечистым, сатаной. Домового можно увидать в ночи на Светлое Воскресенье в хлеву; он космат, но более этой приметы нельзя упомнить ничего, он отшибает память. Купил дом и с домовыми. Домовой не полюбит (скотину), не что возьмешь. На Иоанна Лествичника домовой бесится, 30 марта. На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему каши на загнетке, 28 января. Увидать домового, к беде, к смерти. Домовой стучит, возится. Его домовой душит."

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×