Butoff 0 Жалоба Опубликовано 14 сентября, 2012 Белорусские народные представления о метеорах Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butoff 0 Жалоба Опубликовано 17 сентября, 2012 Интересный вопрос: а что все-таки изображено на старой плитке на иллюстрации. Вот эта хвостатая звезда (сверху слева) может символизировать метеор, а может, например, пулю. По крайней мере аналогичные звезды есть на копьях воинов. Вот что могут значить эти "метеоры на копьях"? Или может это знамение какое-то перед битвой или вообще нечто совершенно иное? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 17 сентября, 2012 А где вообще была сделана эта находка? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butoff 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 Материал предоставлен автором, место он не указал. Он пишет: "Лічыцца, што зоркі на кафле, якія там сустракаюцца, гэта сімвалічна перададзена агнестрэльная зброя. Калі ўважліва паглядзець, у левым верхнім куце знаходзіцца зорка з хвастом. Праз вобраз хвастатай зоркі перадалі, відаць, кулю, ці нешта падобнае". Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 Он пишет: "Лічыцца, што зоркі на кафле, якія там сустракаюцца, гэта сімвалічна перададзена агнестрэльная зброя. Не прокатывает. Это притягивание обьяснения за уши. Зачем тогда нужно было изображать лес копий, если в качестве вооружения у воинов можно было бы нарисовать пару пищалей и орудий? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butoff 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 Ну вот как историк предложи что-нибудь другое. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 Ты мне предлагаешь бросить все текущие дела и заняться изучением проблемы интерпретации изображений 16 века? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butoff 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 Да я просто спросил.... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 Ну если свободно пофантазировать на тему... то можно найти и иные более правдоподобные предположения. Если обратить внимание на "звезды", которые находятся не в "свободном полете", то можно отметить, что они закреплены на шестах с крестообразными навершиями. Эти посохи с крестами несут люди, возглавляющие отдельные группы воинов. Может, это священники, а может и нет. Но очевиден христианский подтекст. Центральная фигура на сохранившемся фрагменте плитки - всадник со "звездой в руках". А теперь подумаем, что иносказательно могло подразумеваться под "звездами" (вспомним при этом, что средневековье - время расцвета аллегорий и символизма, причем именно в религиозном ключе). Если изображен военный поход, то почему бы "звездам" не обозначать символически божью благодать и покровительство в отношении его участников? Ну и естественно, что основное средоточие этой благодати должно быть у военачальника, который и держит ее в своих руках. То бишь, сюжет получается не только историческим, но и идеологическим ))) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butoff 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 А звезда на бреющем полете тогда что? Летающая "божья благодать"? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 18 сентября, 2012 А звезда на бреющем полете тогда что? Летающая "божья благодать"? А звезда под лошадкой? След от попадания пули? Как в тире или компьютерных играх? ))) Во-первых, мы не располагаем полным вариантом изображения, а только его фрагментом. Соответственно, мы не можем судить о всей картине в целом, что и почему там было изображено. Во-вторых, мы не знаем ни о месте находки, ни о вариантах дешифровки надписей, ни более точной датировке, чтобы атрибутировать сюжет и привязать его к какому-либо историческому событию. К слову сказать, в правой части, по моему мнению, может быть написано "у нову городе" (в новом городе, в Новгороде или что-то вроде этого). Но опять же, мы не знаем, в какой степени сохранности находился сам рисунок и надпись и насколько точно его смогли воспроизвести. В-третьих, исходя из вопроса степени сохранности оригинала, мы не знаем, был ли там "хвостик" у "звезды" изображен сознательно, либо это какой-то дефект или повреждение. А ты хочешь сразу ответ получить по поводу "бреющего полета". А полет ли это, и бреющий ли? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
radioman 0 Жалоба Опубликовано 19 сентября, 2012 Между прочим, в религии есть еще один важный символ -Вифлиемская звезда. Которая вела волхвов к месту рождения Христа. Так что с точки зрения символизма - данный военный поход мог преследовать какие-то религиозные цели. Распостранение христианства или что -то в этом роде. Тут действительно масса вариантов. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 19 сентября, 2012 Нашел одно форумное обсуждение по этой же картинке: Встречал более или менее подобные изразцы среди белорусских находок. Но только изображения ещё более условны.Датируются первой половиной 16 века. Кто-нибудь может предположить, что за звёздочки на фото? Если б не обилие копий, я бы рискнул предположить, что это процессия посвященная Рождеству. На хоругвях изображены "Вифлиемские звезды", они же (только настоящие) и на небе. Вроде как, когда колядуют, такие "звезды" на шестах и сейчас носят? Но зачем на колядках столько копий??? Кстати, на приведённом мной изразце сбоку читается "...к великому Новугороду...Выходит, он явно отображает поход или нечто в этом духе. Уточнил датировку - Штыхов, который и нашёл изразец, датирует его 17 веком. Хотя нашёл в яме с находками 11-12 века. Трусов и Зданович, в силу отсутствия на изразце предметов, которые можно считать огнестрельным оружием, сместили датировку к первой половине 16 века. Может быть ещё какие-нибудь версии появятся, что это за звёздочки? Буду весьма благодарен. Взято отсюда Там же есть еще одна картинка с изразца: Подписано: Изразец из раскопок в Москве конец16-17вв. Тоже видим всякие символические фигуры. Вот еще... 19 века, правда, но со звездочками ))) Источник Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 19 сентября, 2012 Вот еще публикация по изразцам: Московские красные рамочные изразцы конца 16-17 вв. Красные рамочные изразцы являются самыми ранними из московских изразцов и представляют собой яркий самобытный материал, вызывающий много интереса. Лучше всего изучен «золотой век» московского изразца, начавшийся с середины XVII в. Более ранний период производства архитектурной керамики, XVI – первая половина XVII в., изобилует белыми пятнами. Коллекция изразцов, найденных при археологических раскопках, постоянно пополняется, но они часто фрагментированы. Находки часто выглядят разрозненными, и трудно понять генезис изразца на русской почве.... Происхождение сюжетных изразцов до сих пор остаётся загадкой. Вероятно, эта традиция сформировалась под влиянием западного печного изразца, однако большинство сюжетов достаточно самостоятельны, и отражают интересы горожан того времени. Многие фантастические персонажи, изображенные на изразцах, также имеют аналогии в древнерусской белокаменной резьбе. Типология сюжетных изразцов была разработана Р.Л. Розенфельдтом. В первую группу он включил изразцы с «батальными сценами». Их всего пять, и они рассказывают об осаде «града Египта» царем Александром Македонским (сюжет из популярной тогда «Александрии», ходившей в списках по рукам). Предположительно, изразцы располагались в облицовке печи горизонтальным поясом. Один из них, с изображением крепости, был центром композиции, другие четыре располагались по сторонам от него, фигуры на них были повернуты, соответственно, влево или вправо. На центральном изразце изображена крепость, «град Египет», с зубцами в виде ласточкиных хвостов, меж которых стоит пушка. Два воина с пищалями в руках отбивают приступ. Ещё выше воинов изображены шатры с развевающимися флагами. Другой сюжет – осада крепости с лестницей, которая стоит наклонно, по ней два воина лезут на приступ. Третий воин, стоящий под лестницей, в разных вариантах может держать в руках саблю, топорик или рогульку, которой осадную лестницу поднимают на стену. На другой части изразца – всадник с булавой или саблей в руке, рядом с ним флаг. Разное оружие в руках воинов объясняется тем, что, изображая один и тот сюжет, каждый мастер всё же вносил отдельные изменения либо дополнения. Тот же сюжет встречается в более позднем исполнении – на узкорамочном изразце с подписью «ПРИСТУПАЕТЪ». Третий сюжет – царь во главе конного отряда. Царь в трехзубой короне, с луком и стрелой в руках, едет во главе отряда, за ним три конника, первый – со знаменем, двое других – с пищалями. Полностью виден только конь под царем, от других коней – часть крупа, ноги, хвосты. В более раннем варианте фон изразца заполнен растительными побегами, характерными московскими звездочками, веточками («елочками»), уголками, в более позднем – фон свободен, но есть пояснительная надпись «(ПРИСТУ)ПЪ АЛЕКСАН(ДР)А Ц(А)РЯ КО (ГР)АД(У) ЕГИПТУ». Такие надписи гораздо чаще встречаются на муравленых изразцах, на красных лишь изредка. Появление надписей относят к середине XVII в., более позднему периоду формирования красного изразца. Четвертый сюжет - конница и пехота в походе. В верхней части изразца показаны два конника в развевающихся плащах и с пищалями в руках. В нижней части – четыре пеших воина: с флагом, пищалями, луком. Последний сюжет этой серии – пушкарь с пушкой и воины. В руках пушкаря – правило и пальник, пушка стоит на лафете, рядом сложены ядра. Идущие один за другим воины вооружены копьем, пищалью, луком. Один из них несёт знамя. По археологическим материалам, время появления этих сюжетов - конец XVI в. или первая четверть XVII в. Есть мнение, что изразцы этой сюжетной линии появились непосредственно после окончания Смуты. Вторая сюжетная линия - с изображениями зверей, птиц и охотника... Так что, может быть, что находка Штыхова - вариация в тему изразцов с батальными сценами. А звездочки там - для заполнения фона. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butoff 0 Жалоба Опубликовано 20 сентября, 2012 А каково лексическое значение выражения «московские звездочки»? Нигде не упомянуто про метеор, получается мы не можем интерпретировать изображение на изразце как его визуализацию и не можем иллюстрировать данную публикацию этой картинкой? Все же кажется, что вопрос этих звезд недостаточно проработан. Как-то по поводу различных элементов изображения еще много вопросов, а вот эти «московские звезды» сваливаются с потолка как данность. Например, на нескольких иллюстрациях ясно видно, что звезда эта летит то есть к ней пририсован хвост. Вифлеемская звезда вряд ли летала, если только под Вифлеемской звездой в то время не понимали как раз комету. Начало 16 века вроде исключает наличие стрелкового оружия, как я понял? То есть это и не пуля. С моей точки зрения информации непосредственно о звездах явно не достаточно и имеют они лишь характер предположения. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 20 сентября, 2012 А каково лексическое значение выражения «московские звездочки»? В данном контексте, как понимаю, имелось ввиду зафиксированный в московских изразцах способ декорирования пустого пространства. За неимением каких-либо обоснованных аргументов мы пока можем говорить об этих "звездочках" только как элементе декора. И это наиболее правдоподобно. Когда я гуглил по изразцам той эпохи, мне еще попалалась картинка с вышивкой на элементах облачения монаха примерно того же периода. Там тоже пустое пространство было заполнено похожими звездочками. а вот эти «московские звезды» сваливаются с потолка как данность Почему сваливаются. Думаю, это был какой-то временный модный тренд в декорировании. получается мы не можем интерпретировать изображение на изразце как его визуализацию Пока для этого не вижу оснований. Может это и метеор. Но для этого сначала нужно атрибутировать изображенный сюжет, привязать его к конкретному историческому событию и посмотреть, не было связано с ним каких-либо небесных явлений, упоминаемых в письменных источниках. Начало 16 века вроде исключает наличие стрелкового оружия, как я понял? То есть это и не пуля. Почему исключает? В Википедии написано: "официально считается, что в Европе огнестрельное оружие возникло в XIV веке". На московских изразцах примерно того же периода со схожими сюжетами изображены пищали и пушки. Но в рассматриваемом нами сюжете таковые отсутствуют. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Butoff 0 Жалоба Опубликовано 20 сентября, 2012 Все понял. Может попросить интерпретировать сюжет на картине у той девушки-искусствоведа, что писала нам? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
VIK 0 Жалоба Опубликовано 20 сентября, 2012 Насчет "попросить интерпретировать" затрудняюсь сказать. Полученное образование, соответствующее теме, еще не значит того, что именно в данном вопросе она хорошо разбирается. Можно просто ей показать, если будет что сказать - выслушаем, если ей станет интересно - пусть займется. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты
Demetr 0 Жалоба Опубликовано 27 декабря, 2012 А где вообще была сделана эта находка? Эта кафля была найдена в 1983 г. при раскопках замчища в д. Городище Минского р-на. Датируется первой половиной 16-го века. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на другие сайты