Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Граница 1772 года


Рекомендуемые сообщения

Было бы интересно заняться поисками остатков "эха" времен разделов Речи Посполитой. Как свидетельствуют источники, граница первого раздела 1772 года была определенным образом оформлена. если там что-то сохранилось до сих пор, то это также может стать историческим памятником.

 

Из предписаний полоцкой губернской канцелярии. Извлечение из Ордера Бригадиру Друманту № 40 от 30 августа 1772 г.:

От имени моего объявление и провождая мой плакат от (…) вам высочайшую Ея Императорского Величества волю в присоединении польских провинций к российской империи, ваше высокородие быв в Динабурге исполнить следующее,

…20-е. Изготовленные с российским гербом столбы того ж самого дня поставить при берегу реки Двины на способных вышинах по обе стороны города Динабурга а протчие с определенным нарочным офицером отправить на подводах для расставления по всему воеводству Инфландскому что ныне называется двинская провинция чрез одну милю.

Национальный исторический архив Беларуси (г. Минск), ф. 3267, оп. 1, д. 52, л. 16.

По окончательному разграничительному акту крайним западным пунктом польско-русской границы стало устье впадающей в Двину с правой стороны речки Авиксты до устья речки Черногостья, впадающей в Двину с левой стороны. Далее граница шла сначала по течению этой речки, а затем шла до речки Гезеницы и озера Стержена. От этого озера она шла к верховьям р. Друти к деревне Безделичам, м. Толочину и м. Ордве (или Ораве), лежавшим у этой реки, далее шла по р. Друти до впадения ее в Днепр (у г. Рогачева), и по Днепру до впадения в нее р. Сожи. На начальном и конечном пунктах новой польско-русской границы обоим государствам предоставлено поставить каждому на своем берегу (Двины и Днепра) каменные пограничные столбы с государственными гербами. На сухопутной же границе сразу же поставлены деревянные столбы с российским гербом. В будущем всюду по этой границе решено поставить каменные столбы с гербами обоих государств. По самой пограничной линии решено вырыть ров (в тридцать локтей ширины), а в лесах, кроме того, устроить просеку; на речных островах решено тоже поставить столбы с гербом того государства, которому остров предоставлен.

Жукович П. Управление и суд в Западной России в царствование Екатерины II // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1914. № 2. С. 287-288.

Валов в уезде известно четыре. Самый большой идет от р. З. Двины к Друти на протяжении около ста верст. От озера Стержень вал направляется на юг чрез Ульяновичскую, Замочскую, Высокогородецкую и З.-Толочинскую волости, около селений Рыбаковщины, Нового Села, Вядца, Липович Больших и Малых, Устья, Барсуков, Бобовки, Корсунова, Волошинцев, Стуканов, Б. Козки и у д. Безделич упирается в Друть*. Вышина его снаружи 2-3 арш. изо рва 8 арш., ширина 4 арш. Составлял границу 1772 года. Второй длиною 1 вер. у дер. Старые Лавки Черейской волости, затем валы в пять сажен находятся у д. Ладикова и Каплан вместе с курганами. Это – валы погребальные. (Взято из: Романов «Мог. Старина» вып. 1. Карта Могилев. наместничества 1786 г.)

Аникевич К.Т. Сенненский уезд Могилевской Губернии / Издание Могилевского Статистического Комитета. Могилев: Губернская типография, 1907. С. 64.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Примерно сухопутная граница может выглядеть также как нынешнее состояние Закамской засечной черты, строившейся в 1652—56 гг.:

 

zakam_cherta2.jpg

Участок Закамской черты. д. Новый Белый Яр. 13.06.2005.

 

zakam_cherta3.jpg

Участок Закамской черты.д. Боровка. 18.06.2005

 

Источник: http://www.fortification.ru/forum/index.ph...m=19&topic=2118

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще один документик где-то с 1783 года:

 

Радищев А.Н. Отзыв о докладе белорусского генерал-губернатора Пасека.

 

1-е. О местах, назначенных для пребывания таможенным объезщикам и пограничным надзирателям

Из приложеннаго при докладе, поднесенном е. и. в. от белорусскаго генерал-губернатора Пассека, назначения мест, где таможенным объезщикам иметь свое пребывание, равным образом и из присланных им карт, на коих назначены таковыя места, усматривается, что он, г. генерал-губернатор, места пребывания объезщиков и их жилище назначает не чрез десять верст одно от другаго, как то повелено 4 статьею высочайшаго указа о учреждении таможенной пограничной цепи и стражи, но в тех местах, где есть дорожки и тропинки, [[124 об.]] и там, где есть на белорусской или польской стороне при границе местечки или селения. Как то он, г. генерал-губернатор, объясняет в поднесенном им е. и. в. докладе. Но как в 4 статье помянутаго указа точно сказано, чтобы два объезщика были на каждых десяти верстах, и само по себе разумеется, что равное разделение разстояний может лучшее произвести надзирание, и пребывание объезщиков по городам и селениям может скорее их отвратить от их должности, нежели пребывание в пустом месте; то непременно нужно, чтобы дома объезщиков построены были чрез десять верст один от другого, [[125]] и на самой границе елико то возможно. Что же касается до надзирания за местечками и селениями, как на белорусской, польской и курляндской стороне лежащими, то как по местному положению своему они все почти находятся по рекам, границу российскую с Польшею и Курляндиею составляющим, и в 9 статье тюмянутаго указа написано: «в тех местах, где будут по границе реки или озера, смотря по обстоятельствам и надобности иметь по одному или более гребных небольших и легких судов для употребления к лучшему наблюдению по усмотрению таможеннаго пограничнаго надзирателя», [[125 об.]] то надзирание за оными лучше можно произвесть сими судами. А объезщики не будут отвлеченны, для смотрения за селениями, от предписанных им разъездов, суда же, разъежжая пред селениями, удобнее могут усмотреть все, что в оныя чрез реку переправляется, то ежели то может видеть объезщик на сухом пути, которой разъежжает на разстоянии 10-ти верст, ему порученном. Как 18 статьею того же указа позволено с безпошлинными вещами и продуктами из заграницы и заграницу ездить на те места, где находится таможенной пограничной надзиратель, то нужно без сомнения, как то и г. генерал-губернатор полагает, чтобы оныя надзиратели пребывание свое имели при больших проезжих дорогах, дабы удобнее могли смотреть не везется что либо под видом безпошлиннаго, пошлине подлежащее, и дабы таковой осмотр не вверен был простым объезщикам. [[126]]

 

2.-е. Об определении числа судов и их содержание

В поднесенном от белорусскаго г. генерал-губернатора докладе назначено число домов для объезщиков и надзирателей, также во что они стать могут, но [не] меньше, нужно было бы назначить также число судов, кои положено иметь в следствие 9 статьи высочайшаго указа о учреждении пограничной таможенной стражи и цепи, во что они стать могут и их содержание, ибо хотя он г. генерал губернатор и полагает в проектованном им стате иметь объезщикам свои лодки, но как объезщикам предписано разъезд иметь днем и ночью, то оной водою и сухим путем одним людям производить не можно. Равным образом надлежало бы определить и те места, где реки протекают из Белоруссии и впадают [[126 об.]] в реки пограничныя, дабы на устье оных определить разъездные суда, когда береговой объезщик чрез реку, текущую из нутра Белоруссии, переехать не может, таким образом предписанной денной и ночной разъезд безпрерывно производим быть может.

 

3-е. О требуемом числе излишних 39 досмотрщиков

В том же докладе он, г. генерал-губернатор, объясняет, что, разделя пятую часть объезщиков надзирателей в силу 5 статьи указа о таможенной страже, то при таможне не останется ни одного человека, и полагает иметь при таможне еще 5-ю часть объезщиков. Сие требование его, г. генерал-губернатора, весьма основательно и тем более заслуживает утверждения, что сие излишнее [[127]] число объезщиков можно употреблять сверх случающихся посылок, на разъезд на судах летом, а зимою на лучшее разведывание о покушениях к тайному провозу или для отвращения онаго, когда по требованию пограничнаго надзирателя нужно будет отрядить большее число объезщиков. Посредством пограничной стражи, требовании свои в случае нужды надзиратели могут доставлять в таможню или к советнику таможенных дел и получать их приказании, тем удобнее, что, яко верховая почта, может она, отдавая из рук в руки известии, доставлять от крайней границы до надлежащего места с наивящею поспешностию. Что он, г. генерал-губернатор, по известности ему тамошняго местнаго положения представляет справедливо.

 

4-е. О будках на столбах

Как местное положение г. генерал-губернатору известно, что и представление его о построении будок на столбах при разлитии Днепра ниже Рогачева может быть основательно, и если нет возможности, чтобы домы для жития объезщикам построены были так возвышенно на таковом же фундаменте, как будки, что вода их затоплять не будет, [[127 об.]] то, построя будки, нужно при них иметь лодки или малыя суда, как о том и г. генерал-губернатор представляет.

 

5-е. О стате

Как генерально о статах всех таможен велено разсмотреть Комиссии о коммерции, то и сии статы оставить можно до того времяни; предварительно однако же приметить можно, что жалованье объезщикам полагается весьма мало, то есть 100 р. с их одеждою, содержанием, лошадьми и лодками; следовательно им должно содержать от себя и гребцов, но высочайшим указом о пограничной страже 9-й статьею положено иметь суда особо, почему объезщиков не надлежит обязывать содержанием судов или лодок. [128]

 

6-е. О товарах, кои клеймить можно, и о тех, кои клеймить нельзя, находящихся в Белоруссии и остзейских провинциях и городах

Статья четвертая высочайшаго указа, пред общим тарифом напечатаннаго, первым отделением позволен мещанам городов рижской, ревельской, выборгской и белорусской губернии, тако ж города Нарвы, «свободной внутренный торг на основании государственных узаконений, каков сам по себе оной выходит из уничтожения всех застав и таможен до сего времяни заграждавших между сими и другими губерниями удобность сообщения к крайнему утеснению народному». А в 24 статье того ж указа сказано: «Издаваемому ныне тарифу и всем принадлежащим к нему распоряжениям начать действие свое с 1-го генваря следующего 1783 года». [[128 об.]] В следствие сего указа все внутренния таможни и заставы, равным образом, и бывшей при оных осмотр уничтожаются, почему и трудно или невозможно почти будет иметь присмотр за вывозом таковых товаров из тех губерний в Россию, и кажется будет для торговли отяготительным, когда уже помянутым указом внутренния досмотры товаров отменены, и городов тех губерний мещанам пожаловано преимущество пользоваться свободным внутренним торгом. Для отвращения же чтобы ныне находящиеся в тех губерниях запрещенные товары, которые были вывезены для тамошняго расхода, не вошли в Россию, да и все другие товары, платившия [[129]] малую по прежним таксам пошлину и вывезенныя равномерно для тамошняго же расхода, надлежит публиковать, буде кто запрещенной по общему тарифу товар повезет из тех губерний в Россию, и в том изобличен будет, то с тем поступать на основании 19 статьи высочайшаго указа, при общем тарифе изданнаго, а с теми, кто таковые товары в России продавать, покупать или носить будет, поступать также по тому указу и по вновь изданному о сем положению. Если же кто товары, кои клеймить можно, из сих губерний повезет в Россию, или таковыя неклейменные товары там найдены будут, то с оными поступать [[129 об.]] по предписанию таможеннаго устава, главы 4, § 1-го. Что же касается до товаров, кои не клеймятся или клеймить не можно, в числе коих должно полагать все напитки, то оные надлежит оставить свободными, ибо всякой оных осмотр, или же взятье пошлин противно будет высочайшему указу при общем тарифе изданному, и торгу внутреннему навлечет отягощение, а хотя чрез сие казна не получит некотораго числа пошлин, то ущерб сей наградится собираемой пошлиною по общему тарифу со вновь привозимых товаров, торг же внутренней никак стеснен не будет.

 

[«Отзыв о докладе белорусского генерал-губернатора Пассека»] печатается впервые, по рукописи Радищева, хранящейся в собрании Воронцова № 862, лл. 124–129.

Доклад Пассека, на который Радищев написал свой отзыв, хранится в Центральном Государственном Историческом архиве в Ленинграде в бумагах Комиссии о коммерции (фонд 4, оп. 1, № 575). В бумагах Комиссии имеется копия отношения графа А. Р. Воронцова от 29 октября 1782 г., которая объясняет обстоятельства написания доклада Пассеком. Воронцов пишет в Комиссию о коммерции:

«По издании нового общего тарифа для всех российских в Европе лежащих портов и пограничных таможен, ея императорское величество высочайше указать соизволила Комиссии о коммерции немедленно приступить к рассмотрению и поправлению таможенных обрядов и инструкций до ныне действуемых, также и штатов всех таможень, начиная сперва с Санктпетербургской губернии, а о протчих потребовала бы объяснений и мнений от генерал-губернаторов и правящих ту должность и губернаторов, в ведомстве коих состоят какие-либо торговые или пограничные таможни, под общий тариф соединенные; а потом все то рассмотрела бы и взнесла на апробацию ея величества».

Объявляя об этом указе Екатерины II, Воронцов в конце своего отношения пишет: «И для трактования сего дела пригласить к общему оной Комиссии собранию господина статского советника Даля». Даль, в свою очередь, перепоручил составление новых таможенных штатов Радищеву. Радищеву же было поручено затем просмотреть и доклад белорусского генерал-губернатора Пассека. Доклад был написан Пассеком 31 декабря 1782 г. В Комиссию о коммерции доклад поступил, согласно помете на нем, 4 января 1783 г.

Радищев представил свои примечания на доклад Пассека, а также соображения о таможенных обрядах и инструкциях, в мае 1783 г. Об этом свидетельствует следующее официальное извещение в Комиссию о коммерции из Петербургского губернского правления от 18 мая 1783 г.:

«Сему правлению надворный советник Радищев в небытность господина таможенных дел статского советника Даля, на сделанное ему Далем от сего правления предписание относительно доставления требуемого оной Комиссией сведения о всех таможенных обрядах и инструкциях, также и штатах таможень здешней губернии, репортом представил, что таковое требуемое Комиссией о коммерции сведение во оную со всяким обстоятельством доставлено от Санктпетербургской портовой таможни. Почему Губернское правление Комиссии о коммерции сим и сообщает».

 

Радищев А.Н. Полное собрание сочинений в 3 т. Т. 3: Труды по юриспруденции, деловые бумаги, дневники и письма.  М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 59-63, 583-584.

http://www.rvb.ru/18vek/radishchev/01text/...customs/041.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Погуглил немного и нашел одну подозрительную линию неа отрезке деревень Бобовка - Волосово. По атласу автодорог (двухкилометровке) дорогой это быть не может. Направление совпадает с указанным у Аникевича. Так что есть вероятность, это это остатки пограничной линии 1772 года.

 

1772google.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел погранполосу на трехверстках царского времени.

Хочется когда-нибудь организовать экспедицию, чтобы пройти пешком всю ее сухопутную часть от Друти до Двины. Кто что по этому поводу думает?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...
Примерно сухопутная граница может выглядеть также как нынешнее состояние Закамской засечной черты, строившейся в 1652—56 гг.:

 

Што цікава, гэта і ёсць сапраўдная мяжа Расеі. Усё астатняе-калоніі.

 

Трошкі аб усходняй мяжы.

Цытата з кнігі Жізнь, анекдоты, военныя і політіческія деянія Россійскаго Генерал-Фельдмаршала графа Боріса Петровіча Шереметева. СПБ, 1808 г.

"Въ Іюнъ мъсяцъ, послъ того какъ Фельдмаршалъ всъ дивизiи конницы и пъхоты близъ ръчки Друйца, отдъляющей Литву отъ Россiи, соединилъ..."

Тут ідзе размова аб падзеях пачатка 18 ст., пра вайну маскавітаў з швэдамі.

Цікава, дзе гэтая рэчка ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Въ Іюнъ мъсяцъ, послъ того какъ Фельдмаршалъ всъ дивизiи конницы и пъхоты близъ ръчки Друйца, отдъляющей Литву отъ Россiи, соединилъ..."

Тут ідзе размова аб падзеях пачатка 18 ст., пра вайну маскавітаў з швэдамі.

Цікава, дзе гэтая рэчка ?

Гм... Как я понял, финская война 1808—1809 гг. здесь не подходит по датам, так как книга издана в 1808 году... Логично допустить Русско-шведскую войну 1788—1790 гг. Как раз между первым и последующими разделами Речи Посполитой. А следовательно, упомянутой речкой наиболее вероятно должна быть современная Друть, по которой и прошла граница от Днепра до Зап. Двины.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гм... Как я понял, финская война 1808—1809 гг. здесь не подходит по датам, так как книга издана в 1808 году... Логично допустить Русско-шведскую войну 1788—1790 гг. Как раз между первым и последующими разделами Речи Посполитой. А следовательно, упомянутой речкой наиболее вероятно должна быть современная Друть, по которой и прошла граница от Днепра до Зап. Двины.

 

Не, у кніжцы ідзе размова аб вайне, якая скончылася Палтаўскай бітвай. Пра Друць я таксама падумаў, верагодна Друйца і ёсць Друць.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ой... облажался... Перепутал 18 век с 19-м )))

Изменениями политических границ в более ранние эпохи не занимался, поэтому мне сложно что-либо тут сказать. Тогда они изменялись чуть ли не после каждой войны. Тут надо копать материал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 years later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...