Перейти к содержимому


Фотография

Камни – окаменевшие люди, животные, мифологические персонажи в фольклоре и ландшафте Латвии


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1 VIK

VIK

    Эцилоп

  • Admin
  • PipPipPip
  • 7 958 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Brest

Отправлено 10 Апрель 2017 - 23:24

Камни – окаменевшие люди, животные, мифологические персонажи в фольклоре и ландшафте Латвии


БрестUFOком

#2 Butoff

Butoff

    Эцилоп

  • Admin
  • PipPipPip
  • 9 657 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Минск, Москва

Отправлено 11 Апрель 2017 - 09:56

Интересно, что Лилия упоминает камни из которых доносились звуки на территории Латвии. Л. В. Дучиц тоже сказала, что у нее собрался материал о "звенящих городищах" в Беларуси, сам я собрал определенный материал о звенящих белорусских камнях. Если привлечь еще Вячеслава Мизина на следующую конференцию можно было бы сделать тематический блок по "звону". То есть вырисовывается 4 объединенных общей темой доклада.


Все чудесатее и чудесатее...

#3 VIK

VIK

    Эцилоп

  • Admin
  • PipPipPip
  • 7 958 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Brest

Отправлено 19 Август 2017 - 18:34

Эремич И. Очерки Белорусского Полесья // Вестник Западной России. – Вильно, 1867. – Т. III. – Кн. IX. – С. 201–222.

Вообще полешук так строг к себе и другим касательно соблюдения постов, что нарушение их считает грехом самым тяжким. Оттого между туземным простолюдьем в ходу много поверий о наказании Божием, постигшем нарушителей поста. Один путник, - так говорит поверье, - сел под дубом и начал лакомиться в среду жаренным яйцем какой-то большой лесной птицы; но не успел окончить своего нечестивого дела: ударил гром, убил преступника и, в разинутом его рте, прохожие с ужасом видели следы его преступления и причину его погибели. Оскоромился в Петров пост один пастух – также яичницей, - и он сам и его стадо превращены в камни. Такая же участь постигла и того нечестивца, который поехал пахать на светлой недели. Он сказал: «говорят, что теперь велик дзень, а нука пострим, правда-ли, что он длиннее других – много ли я вспахаю поля». Сказал, запрег волов, принялся за работу; но не успел он провесть и одной борозды, как он сам, и его волы и соха обратились в камни. Те которые рассказывают подобные ужасы, ссылаются на достоверных свидетелей и отсылают слушателей к известному им месту, или урочищу, где, действительно, можно видеть иногда группу разной формы камней, сходство которых с животными существует только в невзыскательном и живом воображении полешука. Если же вы возразите, что слыхали об этом превращении, видали и самые камни, но не нашли в них никакого сходства с человеком, волами, а особенно сохою, - вам обыкновенно ответят, что это сходство, при наших предках, было поразительно, но что оно несколько сгладилось от времени, перемен атмосферических, а главное – от варварского обращения с камнями любопытных. Последние скоблят обыкновенно камни каким нибудь железным орудием, порой даже отламывают себе кусочек – на память. Те, которые, - продолжает рассказчик, - так издевались над несчастными жертвами гнева Божия – в самый день их казни, или назавтра, по уверению моего деда, слышали болезненный стон внутри камня и видели, как из него текла кровь. Более чем с вероятностью можно предполагать, что легенды о превращении животных в камни сочинены и распространены на Полесьи теми книжниками, которые читали о превращении жены Лотовой в столпъ сланъ, - овец и пастуха, указавшего Диоскору, где скрывается дочь его Варвара, - в камни. Не малой поддержкой таких легенд послужила уродливая форма некоторых, быть может, допотопных камней, изборожденных рытвинами, выпуклостями и округлостями, и находимых в таких местах, где, на протяжении 50 верст, вы не найдете в почве и одного камешка, - равно как и уцелевшие от времен языческих остатки истуканов славянских богов, известных в народе под именем каменных баб. /С. 208-209.

БрестUFOком




Яндекс.Метрика