Перейти к содержанию
Уфологический форум
Авторизация  
VIK

Камни – окаменевшие люди, животные, мифологические персонажи в фольклоре и ландшафте Латвии

Рекомендуемые сообщения

Интересно, что Лилия упоминает камни из которых доносились звуки на территории Латвии. Л. В. Дучиц тоже сказала, что у нее собрался материал о "звенящих городищах" в Беларуси, сам я собрал определенный материал о звенящих белорусских камнях. Если привлечь еще Вячеслава Мизина на следующую конференцию можно было бы сделать тематический блок по "звону". То есть вырисовывается 4 объединенных общей темой доклада.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Эремич И. Очерки Белорусского Полесья // Вестник Западной России. – Вильно, 1867. – Т. III. – Кн. IX. – С. 201–222.

 

Вообще полешук так строг к себе и другим касательно соблюдения постов, что нарушение их считает грехом самым тяжким. Оттого между туземным простолюдьем в ходу много поверий о наказании Божием, постигшем нарушителей поста. Один путник, - так говорит поверье, - сел под дубом и начал лакомиться в среду жаренным яйцем какой-то большой лесной птицы; но не успел окончить своего нечестивого дела: ударил гром, убил преступника и, в разинутом его рте, прохожие с ужасом видели следы его преступления и причину его погибели. Оскоромился в Петров пост один пастух – также яичницей, - и он сам и его стадо превращены в камни. Такая же участь постигла и того нечестивца, который поехал пахать на светлой недели. Он сказал: «говорят, что теперь велик дзень, а нука пострим, правда-ли, что он длиннее других – много ли я вспахаю поля». Сказал, запрег волов, принялся за работу; но не успел он провесть и одной борозды, как он сам, и его волы и соха обратились в камни. Те которые рассказывают подобные ужасы, ссылаются на достоверных свидетелей и отсылают слушателей к известному им месту, или урочищу, где, действительно, можно видеть иногда группу разной формы камней, сходство которых с животными существует только в невзыскательном и живом воображении полешука. Если же вы возразите, что слыхали об этом превращении, видали и самые камни, но не нашли в них никакого сходства с человеком, волами, а особенно сохою, - вам обыкновенно ответят, что это сходство, при наших предках, было поразительно, но что оно несколько сгладилось от времени, перемен атмосферических, а главное – от варварского обращения с камнями любопытных. Последние скоблят обыкновенно камни каким нибудь железным орудием, порой даже отламывают себе кусочек – на память. Те, которые, - продолжает рассказчик, - так издевались над несчастными жертвами гнева Божия – в самый день их казни, или назавтра, по уверению моего деда, слышали болезненный стон внутри камня и видели, как из него текла кровь. Более чем с вероятностью можно предполагать, что легенды о превращении животных в камни сочинены и распространены на Полесьи теми книжниками, которые читали о превращении жены Лотовой в столпъ сланъ, - овец и пастуха, указавшего Диоскору, где скрывается дочь его Варвара, - в камни. Не малой поддержкой таких легенд послужила уродливая форма некоторых, быть может, допотопных камней, изборожденных рытвинами, выпуклостями и округлостями, и находимых в таких местах, где, на протяжении 50 верст, вы не найдете в почве и одного камешка, - равно как и уцелевшие от времен языческих остатки истуканов славянских богов, известных в народе под именем каменных баб. /С. 208-209.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×