Перейти к содержанию

Asket

Members
  • Публикаций

    757
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

0 Обычный

Информация о Asket

  • Звание
    Эцилоп

Информация

  • Пол
    Мужчина

Старые поля

  • SPAM GUARD
    8206-9080
  1. Можно еще по словам Plague Stone посмотреть фото. По ссылке выше не совсем верно описана суть дела. Монеты, конечно, могли и протереть, перед тем как положить на камень, но уверенным в этом быть было нельзя. Обычно торговец просто оставлял товар у камня и спустя время возвращался за деньгами. Если же в камне было углубление, то непосредственно в него наливали уксус и бросали туда деньги, таким образом торговец получал гарантию, что деньги надлежащим образом обработаны.
  2. Здесь стоит дать ссылки на тематические сообщества: Либежгора и Пиковая Дама
  3. 1885 год? Ведь примерно в этот же период появилась масса сообщений об отрезании невидимками косичек у китайцев? Нет ли здесь связи? Китайские торговцы в то время в России были вроде бы уже не редкостью.
  4. Насколько я понял, это временный режим работы, пока все читальные залы закрыты на карантин. Оставшихся в связи с этим без работы сотрудников по-видимому перебросили на исполнение онлайн-заказов. ЛЕНИНКА ПЕРЕХОДИТ В ОНЛАЙН Мы внимательно следим за ситуацией с распространением коронавируса в России. Для нас нет ничего важнее здоровья наших читателей и сотрудников, здоровья их близких и родных, — сказал директор Ленинки Вадим Дуда. — Около 4000 человек ежедневно посещает библиотеку. Многие читатели и сотрудники — люди старшего возраста, они попадают в особенную группу риска. Мы не можем подвергать серьёзной опасности ни наших читателей, ни наших коллег. Учитывая высокие риски распространения вируса и в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации, мы приняли решение о закрытии библиотеки для посетителей с 18 марта как минимум до 12 апреля. Мы понимаем, как важна работа наших читателей, и сделаем всё возможное для максимального расширения электронного обслуживания, без необходимости физического посещения библиотеки. Мы переносим все массовые мероприятия, приостанавливаем допуск посетителей в Ивановский зал, временно ограничиваем обслуживание читателей и пользователей библиотеки во всех помещениях и зданиях библиотеки С 18 МАРТА ПО 12 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА. Продолжают действовать: Запись в библиотеку в удалённом режиме Доступ к сайту, электронному каталогу, виртуальной справочной службе. Время работы виртуальной справочной службы и чата ПРОДЛЕНО: 9:00–20:00, с понедельника по пятницу Доступ из дома по действующему читательскому билету библиотеки к части* подписных баз данных olden.rsl.ru/ru/networkresources *К ресурсам, отмеченным в списке значком домика. На сайте библиотеки и в наших соцсетях мы будем знакомить вас с самыми интересными книгами, плакатами, другими документами из фондов библиотеки, с коллекциями, размещёнными в Национальной электронной библиотеке, увидеть которые можно не выходя из дома. Мы планируем: Сделать сервис по электронной доставке документов из фондов РГБ зарегистрированным у нас читателям. Через этот сервис читатели смогут заказывать электронные копии фрагментов/частей документов удалённо из дома. Расширить доступ к полным текстам документов из электронной библиотеки РГБ для зарегистрированных читателей. Проработать возможность доступа к оцифрованным документам НЭБ в образовательных и научных целях для всех граждан РФ, авторизованных через портал Госуслуги. Библиотека ведёт переговоры с издательским сообществом и с разработчиками электронных баз данных, чтобы расширить удалённый доступ к современным электронным ресурсам. Список онлайн-сервисов и электронных услуг будет пополняться — следите за обновлениями на нашем сайте. Дорогие читатели! В дополнение ко вчерашнему объявлению о доставке электронных копий сообщаем: наши библиотекари готовы высылать вам не только сканы книг, но и pdf статей из журналов и нужные фрагменты книг из тех баз данных, которые открываются только в наших читальных залах. Для получения заполните заказ на книгу/журнал, все уточнения можно написать в комментарии к заказу. А из дома, напоминаем, всем читателям Ленинки, старым и новым, доступны: EbscoHost — полнотекстовые мультидисциплинарные базы данных Cambridge University Press — электронные книги и журналы издательства ProQuest и ProQuest Ebook Central — полнотекстовые базы данных и электронные книги Wiley Online Library — коллекции журналов Grebennikon — электронная библиотека PressReader — новостной ресурс JSTOR — архивная коллекция зарубежных журналов Artstor Digital Library — библиотека изображений Университетская библиотека ONLINE — российский ресурс с книгами и учебными текстами Вход через личный кабинет на нашем сайте для всех, у кого есть читательский билет.
  5. ЛЕНИНКА ЗАПУСКАЕТ БЕСПЛАТНУЮ ДОСТАВКУ электронных копий для всех зарегистрированных читателей. Друзья, пожалуйста, внимательно просмотрите условия! Если у вас нет читательского билета, вы можете получить его не выходя из дома, через интернет. Заявки принимаются только в указанные дни и часы — с понедельника по пятницу, с 9:00 до 18:00. Работа большая и сложная, и мы просим вас отнестись с пониманием к возможным задержкам или сбоям. https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/readers-help-events/zakaz-elektronnoj-kopii-fragmenta-dokumenta-iz-fondov-rgb Заполните заявку и получите нужный вам фрагмент книги, диссертации или электронную копию статьи из периодики себе на почту, не выходя из дома. Услуга бесплатна для всех читателей библиотеки. Принимаются заявки только на научную, образовательную и научно-популярную литературу.
  6. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. (Продолжение). […] При многочисленности лесов в Глазовском уезде было-бы неестественно, если-бы люди редко сталкивались с Нюлэс-муртом, и действительно! по всем сторонам уезда нам приходилось слыхать рассказы об утащенных лешим лицах, а голоса лешего в лесу едва-ли не слыхал хоть один вотяк в Глазовском уезде, начиная от маленьких мальчиков и девочек. В рассказах относительно похищения лешим людей мы не могли уяснить, за что именно он их похищает, особенно если это взрослые; еще относительно похищения некоторых детей нам указали, что леший воровал их, чтобы поучить мать, которая в сердцах кричала на ребенка: «ступай ты к лешему» или «леший тебя возьми»! Но в этих объяснениях так много сходства с русскими поверьями об уносимых чортом людях, что является сомнение: не взяты-ли все эти поверья целиком у русских, — тем более, что, и в Глазовском уезде — в похищение лешим людей — верят (даже получившие некоторое образование) русские. Факты, рассказанные нам, нередко так точно обозначены и утверждаются показаниями стольких свидетелей-очевидцев, что мы решаемся привести здесь несколько рассказов о таких фактах, хотя рассказы эти и растянут несколько наш эскиз. 1-й рассказ. Лет 15 тому назад, в дер. Юндинской, Кестымской вол., Ягошурского прихода, семья русского новосела, Шарова, отправилась летом в дальнее поле на весь день, хозяйничать дома оставив двух мальчиков: Карпа — 9 лет и другого маленького, лет 4-х, имя которого у меня не записано. Когда семья вернулась домой вечером, она не нашла Карпа и, — узнав от брата его, что Карп вышел из дома очень давно и до сего времени не возвращался, пустилась его отыскивать сначала по соседям, потом — по соседним полям и лесам, — но, хотя проходили всю ночь, окрикивая Карпа, а его нигде не нашли. Немножко уснувши, утром вновь пустились искать его на следующий день: ездили в соседние деревни; опять проходили по лесам; даже в речках шарили: не утонул-ли? — но нигде не нашли никаких и следов до самого вечера. Вечером, около 8 часов, мать Карпа, проходя по задам своего огорода, вдруг увидела его лежащим с головой, продернутой в частокол огорода, — головою внутрь огорода и лицом вверх. Он лежал в обмороке, а когда стали его вынимать, то голова оказалась шире промежутка между кольями, а те два кола, между которыми голова была вставлена, оказались как бы приросшими к земле, так что выдернуть их не могли, и пришлось их распилить, вынув соседние колья. Когда мальчика вынули и привели в чувство, он кое-как рассказал, что утром, когда он играл с братом, вдруг отворилась дверь в избу и сюда ворвался со двора вихрь, закрутивший сор и пыль по средине комнаты. Тогда у него явилось непреодолимое желание выйти на двор; а когда он вышел, то его кто-то невидимый схватил на руки, закружил и унес в Артемьевский волок, где и посадил в развилину раздвоенного верха чрезвычайно высокой сосны, где он и просидел с плачем до ночи. Когда же наступила ночь, его опять кто-то схватил и потащил по лесу, где и таскал неизвестно-сколько времени, так как он уже не ясно сознавал происходившее с ним; — но помнит, что эта же сила запихнула его головой в огород. В сознании, однако Карп Шаров оставался недолго и через несколько часов после того, как его нашли, захворал сильной горячкой, после которой стал полупомешанным, каким остается и до сих пор, хотя раньше этого случая был мальчиком очень способным и бойким. (Записано в с. Ягошуре). 2-й рассказ. Лет 10 тому назад у умершего священника с. Ягошурского, о. Василия Дрягина, «Нюлес-мурты» целую ночь водили по лесу служившего у него работником крестьянина из бесермян, (дер. Юндинской же) Никиту Осипова Калинина. Это случилось так: 23 декабря Калинина послали в город сделать разные закупки к празднику, причем, — убежденные в его честности и толковости, — надавали ему довольно много поручений самых разнообразных. Уехал он в город (отстоящий от с. Ягошур верстах в 40, а по зимнему проселку верстах в 30-ти) ранним утром и оттуда его ждали в послеобеденное время (часам к 3—4 вечера); — но прошли сумерки, настала глухая ночь, а его все еще не было. Пошел снег; началась мятель и в семье священника стали сильно беспокоиться об отсутствии Никиты. Часов уже в 11 ночи пришла и остановилась у ворот лошадь, отправленная с Никитою, на возу которой оказались сложенными все крупные покупки и даже сверху воза лежали две, принадлежащие Никите, рукавицы из собачьей шкуры, шерстью наружу, ничем не привязанные. Хотя Никита и был человек не пьющий, но первая мысль в семье о. Дрягина была, что он почему либо напился и, пьяный, был сброшен лошадью с саней на каком-либо ухабе, остался лежать на дороге, — почему сейчас же батюшка и отправил известие об том, что случилось, родным Никиты в дер. Юндинскую, которые также испугались и отправились немедленно разыскивать его на лошадях. Но все их поиски оказались тщетными. Никиту нашли лишь 24-го числа утром, когда он вышел сам в дер. Гулегурт, идя с противоположной городу стороны и по-видимому в полусознательном состоянии, так что отсюда его уже на лошади доставили в дом к священнику. Здесь Никита немного пришел в себя и рассказал, что выехал он из города часа в 3 по полудни и в первом же волоку его, как будто, догнали двое каких-то не старых мущин, которые стали его уговаривать сойти с воза и идти с ними погулять на свадьбу. — Никита отказывался, говоря, что и свадеб нельзя играть теперь, — да и лошадь ему нельзя бросить, — потому что в противном случае он должен будет отвечать перед священником; но они от него не отставали, хотя и не употребляли насилия до тех пор, пока у лошади что-то не испортилось в оброти, почему Никите пришлось слезть с саней, причем он снял с себя свои рукавицы и положил их на воз. Тогда, едва давши ему время поправить что было нужно в лошадиной сбруе, они схватили его под руки и потащили, а на мольбу его, чтобы они дали только лошадь свести к батюшке, — они уверили его, что за лошадь ему опасаться нечего. Затем Никита (так же, как и Карп в предшествующем рассказе) захворал горячкою, после которой остался с расстройством душевных способностей. Никита уверял, что в течение ночи он был на нескольких свадьбах лешего, что его лешие не обижали, а наоборот угощали, но что он боялся есть и пить, а потому и отказывался. — В семье священника заметили, что утром, отъезжая в город, Никита обулся в новые, совершенно прочные, лапти, а пришел в лаптях, у которых не только подошва была насквозь протерта, но и двойные обертки из толстого домашнего сукна или холста протерты до кожи ног. Думают, что по самой дурной дороге он должен был пройти не менее сотни верст, чтобы так износить свои лапти и обертки. (Записано в д. Юндинской и проверено в семье свящ. Дрягина). (Продолжение будет). Николай Первухин Вятские губернские ведомости. – 19 марта 1888. – №23. – С. 3. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. (Дополнение*). 3-й рассказ. В 1885 году, 22 июля, около 4 часов вечера, 18 летний парень-вотяк, из поч. Исаковского, Кестымской вол., Федор Дмитриев Чирков, кончивший курс с похвальным листом в Ягоияурском земском училище, вошел с поля в лес, чтобы нарубить кольев для изгороди вокруг только что смётанного стога сена, — но здесь был внезапно схвачен и утащен лешим, который, по его словам, таскал его несколько дней. Он рассказывал, что леший этот (старик, — высокого роста), схватил его на руки и носил по разным деревням и селам: — «я де и кричал, и бился, но моего голоса не слышали и меня не видели те люди, которые в это время были на улицах деревень и сел, и к которым мы проходили. По рассказам родных его, Федор описал правильно село Сосновское (Быковской вол. Глазовского уезда) и две Пурги (Старую и Новую в Сарапульском уезде), в которых он ранее никогда не бывал. Явился он уже в с. Поломском у знакомых его отца,—откуда и был препровожден на лошади домой, — а топор его оказался заложенным им же самим в дер. Нюре, Поломской вол. и прихода, у мужика и под топор взято печеным хлебом. На вопросы: куда он идет? он отвечал в Нюре, что идет на Ижевской завод на работу, — так как его прогнал отец из дому; а в Поломе сказал, что он разыскивал клад, — но клад ему в руки не дался. Дома он сказал, что старик, который его носил, дал ему серебряную монетку (действительно был найден у него в кармане старый двугривенный времен Екатерины II) с обещанием, что он ему даст целый клад таких денег. Как и предшествующие, Чирков в сознании оставался не долго, а потом хворал горячкою, после которой в нем открылась страстная любовь к кладоискательству: и поныне он ходит и копается в разных местах, но клад ему не дается. Недавно он снова видел того-же старика и старик сказал ему, что для получения клада нужно «загубить две человеческих жизни», почему им и сделано было несколько попыток к убийству, правда ничем не кончившихся, но повлекших за собою отдачу его под особый присмотр и отвоз его в какую-то (не записано) больницу для умалишенных. (Записано в поч. Исаковском в семье Чирковых). Интересно показание матери Чиркова, что в тот вечер, когда пропал её Федор, она на полу, подле его кровати, нашла его нательный крест, вокруг которого был чрезвычайно искусно заплетен гайтан, «так что и не придумаешь так заплести». 4-й рассказ. В том же починке в 1880 г. крестьянин-вотяк 22 л., Василий Захаров Чирков, утром, войдя с поля в летний день в лес за какой-то случайной надобностью был схвачен двумя лешими, которые, по его словам: были муж и жена, — очень высокие ростом, некрасивые, средних лет. В течение дня они нередко ссорились между собою и называли друг друга по именам: его звали Варлам Потапыч, а ее Марья Варламовна. «Пойдем к нам!» сказал леший, схвативши Василия на руки. «У нас хорошо!, а крест то с себя сними, а то я тебя задушу». Василий от страху снял с себя крест и отдал его лешему, который, сжав его в руке, сломал на 4 части и тут-же бросил на землю. Обеспокоенные долгим отсутствием Василия, его родные стали отыскивать его в лесу и ходили через весь лес, вызывая его и аукаясь; — но все было напрасно, пока вечером отцу почему то не вздумалось закричать: «Осте, Инмарэ»! да где же ты, Василий?» и тогда на отцов голос Василий вышел и рассказал, что его схватили лешие и таскали по лесу, — причем он сам громко плакал и кричал, а других никаких голосов не слыхал, до отцова голоса, после которого лешие его бросили. К ночи Василий захворал, но не горячкой, а чем то в роде ревматизма, и после этой болезни до сего времени какой то расслабленный и весьма часто хворает. (Записано в том же починке со слов соседей). 5-й рассказ. (Учителя земской школы Горбушина — вотяка). В 1882 году, когда я был учителем церковно-приходской школы в д. Качкашурской, Лудошурской вол. позднею осенью, когда стал уже зимний путь, примерно в ноябре месяце, часу в 8 утра. из дер. Большой-Петапи, Лудошурской вол., крестьянин — Вотяк Соболев, лет 20-ти, привез в школу своего брата учиться. Выпили мы с ним чайку, и он уехал обратно домой, а я пошел в школу. Вдруг ночью, часов в 10, приезжают ко мне родители Соболевых и спрашивают: не видал-ли я их детей? Я и говорю, что старший утром привез в школу младшего; — младший и теперь здесь, а старший уехал назад домой. С тем они и поехали. — Искали сына всюду в окрестностях, но нигде не находили и следов. Только через трое суток, на сильно измученной лошади и сам, по его словам, — голодный, он явился в Татарском Починке, Ключевской вол. Глазовского прих., и с плачем просил проводить его домой, так как его вот уже три дня водят лешие. Был-ли после того Соболев болен, этого я сказать не могу. (Окончание в след. №). Николай Первухин. Вятские губернские ведомости. – 4 мая 1888. - №34-35. – С. 4. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского уезда. Эскиз 1-й. Древняя религия вотяков по ее следам в современных преданиях. (Окончание). 6-й рассказ. Лет 20 с лишком тому назад из дер. Бабино, Ключевской вол., Парзинского прихода, пропал мальчик лет 17 и пропадал 3 дня. Найден был затем лежащим без сознания в лесу с зажатою в руках монетою (стертым старым двугривенным). Привезенный домой, он расхворался и был болен довольно долго, не приходя в сознание; наконец его вздумали причастить. Тогда он очуствовался и рассказал, что его утащил старик — леший и днем таскал по лесу, а на ночь сажал на сук самой высокой сосны. Монету дал леший же и сказал: «ты с нею много будешь уметь!». Сначала де он давал рубль (серебряный же), но потом взял его назад и сказал: «нет! тебе с этим не справиться! будет с тебя и этого!» и дал ему двугривенный. После болезни мальчик поправился вполне и в настоящее время считается между вотяками одним из самых уважаемых»Нельяс’ей» (знахарем, лекарем). (Записано на месте). 7-й рассказ. Спустя лет пять после предшествующего, в той же волости и в том же приходе, починка Карсовайского (Поздеево тожь) исчезла девочка лет 13-ти и в течение 5 суток, несмотря на тщательные розыски, не находили никаких её следов. Тогда починок решился поднять иконы и послал вечером стариков к священнику, чтобы сговориться на следующий день о принесении икон; но, возвратясь домой от священника, старики нашли девочку под амбаром, где раньше искали, по крайней мере, раз 30. Похворавши несколько времени, девушка выздоровела и рассказала, что ее таскали какие-то старики по лесу и все ласкали ее, — а потом почему-то рассердились и так сильно бросили ее на землю, что она потеряла сознание. В настоящее время жива и здорова. (Записано на месте и подтверждено местным приходским священником). 8-й рассказ. В 1883 или 84 г.г., в одном из починков Нововолковского прихода, Поломской вол., потерялась летом, к вечеру, из деревни, маленькая девочка, лет 4-х, исчезнув внезапно почти на глазах у родителей и, не смотря на все поиски, нигде не могли ее сыскать до следующего вечера, когда нашли ее громко плачущей на берегу оврага за деревней, подле дороги в поле, где раньше проходили множество раз. По её словам, ее унес какой-то старик, который ласкал ее и кормил разными сладостями, все уговаривая перестать плакать, — но она не переставала плакать и старик бросил ее на дорогу. (Записано в с. Ягошурском со слов ямщика). Ягошурский священник о. Николай Кротов, рассказывал нам, что в Еловской вол. и приходе, где он родился и вырос, он слыхал много историй о похищенных людях, и всегда указывали точно время похищения и лицо похищенное. Почти всегда похищенное лицо, после своего возвращения, было некоторое время нездорово. Балезинский священник, о. Василий Флоров, рассказывал, что ему прежде случалось слыхать (и в Балезинской вол. и в Гыинской вол., Пужмезского прихода, где он был священником ранее) неоднократно о случаях похищения людей лешими, и он замечает, что за последнее время таких рассказов вновь почти уже не является. Никогда не указывали ему причин, за что утащен был тот или другой человек лешим; точно также никогда не могли точно указать наружного вида и одежды леших. Призывали его для исповеди к двум таким похищенным и нашедшимся; — в обоих случаях — самая болезнь была притворная, так что он к причащению не допускал и разоблачал обман. Да не поставят нам в вину наши читатели, что мы так долго отвлекали их внимание этими вводными рассказами о каких то чудесных похищениях; но будучи вполне уверены в их легендарности, решаемся привести их здесь именно потому, что они, — по справедливому замечанию о. Флорова, за последнее время уже вновь не сочиняются, а предания прошлых годов более и более забываются и наша цель сохранить обломки таких преданий для антропологов. Кроме того, из этих рассказов мы попытаемся вывести несколько характерных черт для очерка лешего. Николай Первухин. Вятские губернские ведомости. – 11 мая 1888. – №38. – С. 3.
  7. Зубья для ковша получают литьем, эта штука могла быть просто старой литейной моделью для изготовления литейных форм с нее:
  8. Там есть "Единый электронный каталог" для всех документов библиотеки и есть раздел "Фонд электронных документов" для оцифрованных, нужно ставить галочку у этой надписи, чтобы поиск среди оцифрованных шел: https://search.rsl.ru/ru/search
  9. Есть только на микрофильмах номера, ничего не оцифровано: https://primo.nlr.ru/primo-explore/fulldisplay?docid=07NLR_LMS010311230&context=L&vid=07NLR_VU1&lang=ru_RU&search_scope=default_scope&adaptor=Local Search Engine&tab=default_tab&query=lsr24,contains,ведомости минские&offset=0
  10. С. 242. АТМОСФЕРИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ (Донесение свияжского городничего казанскому губернатору 28 ноября 1828 г.) 1). В уездном городе Свияжском среди дня, в 2 часа пополудни, на колокольне упраздненной церкви Николая Чудотворца крест вдруг покрылся как бы белой пеленой и стал невидим, чрез пять минут пелена начала проходить к правой стороне, и когда открылся весь крест, то показалась наверху оного в рост человека человеческая фигура, стоящая на одной правой ноге, на левом плече держала крест, а правой рукой на голове подобие треугольника белого цвета, одежда у сего явления была белого прозрачного цвета, лицо смугловатое; чрез пять минут цвет одежды переменился в светло-желтый, и уже в правой руке был не треугольник, а род книги темного цвета; после сего явление сие исчезло и упали с креста колокольни две звезды, имеющие бледный цвет, но показалась посреди креста голова, как пишется образ Спаса Нерукотворенного с тою только разницею, что не на полотне; потом вновь крест покрылся пеленой и начались прежним порядком явления те же самые, кроме того только, что звезд уже больше не падало и сие повторялось пять раз сряду. 1) Из собрания А.А.Титова; напечатано без сохранения орфографии. С. 243 Явление сие видели городничий со всем своим семейством, дворянский заседатель также с семейством и со всей дворней, у которого в то время работали на дворе плотники, человек до 6-ти, кои также были очевидцами сего чудесного явления - церковь и колокольня от них были в расстоянии 80-ти саженей. [От публикатора:] О таковом "необыкновенном явлении" казанским губернатором составлено было донесение государю императору. Надо сказать, что подобные "необыкновенные" явления в 20 гг. прошлого века происходили довольно часто. О некоторых из них рассказывает, между прочим, Д.И. Завалишин в своей статье "Петербургские легенды и события 1825 г." (Др. и Нов. Рос. 1879 г. №11). Так в Петербурге вызвало большое смятение в 1825 г. "необыкновенное явление": крест на шпице Петропавловской крепости стал испускать свет. Впрочем, в данном случае дело разъяснилось скоро: таинственный свет оказался отблеском печи для обжигания извести. Атмосферическое видение // Голос минувшего. - 1915. - №12. - С. 242-243. В ГАРФ (Государственный Архив Российской Федерации) сохранилось дело (Ф. 109. Оп. 3. Д. 487.) "О явлении на кресте церкви Святого Николая Чудотворца в городе Свяжске". (1828) Вероятно, что это дело как раз и содержит то самое донесение государю императору. Завалишин Д. И. Петербургские легенды и события 1825 г. // Древняя и Новая Россия. - 1879. - №11. - С. 403-415. Петербургские легенды и события в 1825 году.doc История развития сюжета сказки о попе в козлиной шкуре.pdf
  11. Общая база по газетам, в том числе и дореволюционным здесь, информация регулярно обновляется: http://nlr.ru/res/inv/ukazat55/structure_full.php Если газета где-то доступна в сети, то там можно найти ссылки.
  12. Кое-что есть здесь: http://newspapers.historyrussia.org/geography
  13. ПАДЕНИЕ МЕТЕОРОВ В СТАРОМ ОСКОЛЕ Последние числа июля ознаменовались падением множества больших и малых метеоров. Крестьяне, ночевавшие в полях вследствие уборки хлеба, по временам пугались от массы катившихся по небу "падающих звезд". Метеоры были по большей части пурпурового и ярко-зеленого цвета. Осколок от одного из метеоров упал в озеро, находящееся недалеко от с. Богословского, и напугал рыболовов, удивших на берегу его рыбу. По словам их, в воду упал целый огненный сноп, и до такой степени стремительно, что из озера поднялась масса брызг, обливших рыболовов. После падения метеора вода в значительной степени потеплела. При уборке яровых хлебов на полях крестьяне нередко находят обломки метеоров; наиболее из них красивые они подбирают и сохраняют под названием "счастливых камней". Массовое падение метеоров здешние сельские хозяева ежегодно наблюдают в последних числах июля и в первых числах августа. Особенно великолепно зрелище "падающих звезд" между 1 и 2 часом ночи. Большие метеоры при падении издают звуки, похожие на шуршание бумажного змея. "Приазовский край", №211 за 15 августа 1895 года СТРАННОЕ ЯВЛЕНИЕ 6 ноября в восемь часов вечера на чистом небе можно было видеть в городе особое небесное явление. С севера на юг двигалась довольно широкая, на глаз – до сажени ширины, длинная черная полоса, закрывающая звезды. Явление это продолжалось около часу. "Смоленский вестник", №133 за 8 ноября 1895 года СТОЛКНОВЕНИЕ МЕТЕОРОВ В четверг, 31 мая, в четвертом часу утра в Баку наблюдалось оригинальное явление. Все небо с северо-западной стороны внезапно осветилось, и на небе появился блестящий метеор, столкнувшийся в своем течении с другим и рассыпавшийся во все стороны огненными искрами. "Каспий", №117 за 1 июня 1901 года ОГНЕННАЯ ПОЛОСА Из села Маюты на Алтае пишут, что 20 ноября в 4 часа 40 минут пополудни, на западе от Маюты появилась внезапно на небе огненная полоса, затем послышались два удара, по звуку напоминающие пушечные выстрелы. На месте огненной полосы показался дым, принявший вид облака. Дым потянулся к востоку, где и исчез. "Русский листок", №338 за 7 декабря 1900 года
×