Перейти к содержанию
Авторизация  
Butoff

Презентация книги «Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия»

Рекомендуемые сообщения

21 октября (воскресенье), в библиотеке им. Тетки (г. Минск, ул. Толбухина, 14) пройдет презентация книги «Культовые камни Восточной Европы: Беларусь, Латвия, Литва, Россия». В программе также доклады по теме об истории изучения культовых камней в Беларуси (Л. В. Дучиц), а также о новых находках камней в сезоне-2018 в экспедициях «Явара» и «Уфокома» (И. Е. Климкович, И. С. Бутов и др.). Начало презентации в 12.00.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

С разрешения автора выкладываю сюда доклад Ирины Климкович:

Новые находки некоторых сакральных камней, сделанные экспедицией Этноисторического Центра «Явар» в сезоне 2018 года

(Доклад, сделанный 21 октября 2018 года на презентации книги «Культовые камни Восточной Европы» в Минске)

Недавно увидела свет коллективная монография, посвященная культовым камням Беларуси, Латвии, Литвы и России под названием «Культовые камни Восточной Европы». Книга вышла в Санкт-Петербурге в Издательском Центре «Гуманитарная Академия» в 2018 г. и включает в себя статьи нескольких авторов из перечисленных стран, которые занимаются исследованием сакральных камней. Я хочу остановиться на авторах статьи, которая открывает эту книгу, и рассказать об их недавних открытиях – тех культовых камнях, которые не вошли в вышеуказанную монографию. Статья, с которой начинается книга, написана несколькими белорусскими авторами (А.К. Карабанов, В.Ф. Винокуров, Л.В. Дучиц, Э.М. Зайковский, И.Е. Климкович) и называется «Сакральные и исторические валуны Беларуси». Она является общим обзором и квинтэссенцией ранее изданной в Минске (2011 г.) монографии «Культавыя і гістарычныя валуны Беларусі”. Эта книга написана, как на основе личных исследований вышеперечисленных авторов, так и в результате данных, полученных в результате многолетних экспедиций Этноисторического Центра “Явар”, членами которого и являются некоторые авторы.

В прошлом году координатор “Уфокома” Илья Бутов (с ним “Явар” успешно сотрудничает не один год) нашел в библиотеке одну из антирелигиозных книг 1964 года издания, где сообщалось, что в Пуховичском районе “темные крестьяне” поклоняются и приносят жертвы деньгами некоему камню. Благодаря этой информации, 17 апреля 2018 года (на Радуницу) членами экспедиции на кладбище д. Бор Пуховичского р-на был выявлен уникальный культовый камень-следовик. Им оказался небольшой валун, диаметром чуть больше полуметра и высотой около 40 см, со следом, похожим на след ребенка (по легенде, след оставил младенец Иисус Христос). По сведениям местных жителей, над камнем раньше стояла небольшая капличка, украшенная в середине множеством иконок, вышитых ручников и фартушков. К сожалению, лет десять тому назад капличку сожгли подростки. Благодаря лечебным свойствам камня (по поверьям, помогает от зубной боли), он почитается и в наше время.

29 июня 2018 года экспедиция “Явара” посетила д. Шальтины Воложинского р-на, где около ее юго-западной окраины сохранился большой валун из серо-розового гнейса – Камень Шальтинский. Этот камень был исследован В.Ф. Винокуровым в 1997 году, в результате чего было выяснено, что его принес ледник из Скандинавии примерно 220–150 тыс. лет тому назад. Большая его часть спрятана в земле, а видимая имеет размеры 1,90 х 1,90 м, вес – более 17 тонн. Камень является Республиканским геологическим памятником природы, возле него установлен соответствующий памятный знак. Преданий и легенд про этот камень не зафиксировано. Членами экспедиции была выявлена небольшая искусственная лунка на камне (2х2 см), но она, по мнению вилейского исследователя лунковых валунов А.П. Зайцева, высверлена недавно. Встреченный нами местный житель Витковский Тадэуш Валеръянович (1938 г.р.) рассказал, что в 0,5 км от этого места на окраине д. Шальтины, но уже Ошмянского р-на, находится другой камень, гораздо больше этого. И в самом деле, когда мы добрались с помощью Т. Витковского до этого места (тут когда-то находился хутор его родителей), мы увидели на склоне пологой горы, перед лесом, который разделяет две деревни, под разлапистой рябиной большой, изогнутый подобно телу какого-то крупного животного, камень, по составу скорей всего гранит-рапакиви. Его длина 5 м, высота 1 м и ширина – 1–1,5 м. Преданий и легенд про камень также не зафиксировано, но, по словам нашего информанта, камень был очень дорог его родичам. Будто бы, когда власти хотели разбить валун, “дзяды не дали”. Неизвестный до этого науке валун мы назвали Камень Тадэуша.

Еще один объект, который мы решили исследовать, находится в карьере, недалеко от д. Кудаево и дачного поселка Летищи Оршанского р-на, в урочище Чистик. Туда мы и отправились 7 октября 2018 года. Этот камень нашел в 1995 году на одной из террас еще действующего карьера В.Ф. Винокуров. Огромный валун, который откопали в 1970-е годы, сохранился случайно, его не успели убрать, и Валерий Фёдорович решил объявить его геологическим памятником природы республиканского значения за его ценный геологический состав (гранит-рапакиви), интересную редкую форму и крупные размеры. Камень сегодня называют Большой Кудаевский, его принес сюда ледник из Швеции 150 тысяч лет тому назад, он считается третьим по величине в Беларуси, его размеры: 6,9 х 4 х 2,2 м, вес больше 180 т. Несмотря на то, что камень появился в окружающем ландшафте совсем недавно, он уже пользуется популярностью и почитанием. Так, на одной из боковых сторон валуна нанесен желтой краской крест, нарисован святой образ, сверху на его поверхности имеется довольно большое углубление, где мы увидели в качестве пожертвований кусочки хлеба, вокруг на ветвях деревьев были повязаны ленточки, а у подножия камня лежал букетик уже засохших полевых цветов и часть черепа какого-то домашнего животного.

Перечисленные выше найденные нами камни несомненно представляют научный интерес, их можно с уверенностью назвать сакральными памятниками белорусской археологии, фольклористики, географии и геологии.

И.Е. Климкович

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

С разрешения автора выкладываю сюда доклад Людмилы Дучиц:

Из истории изучения культовых камней Беларуси

(Доклад, сделанный 21 октября 2018 года на презентации книги «Культовые камни Восточной Европы» в Минске)

Люди издавна интересовались валунами и задавались вопросами о том, как они появились. Ученые связывали их происхождение с космическими катастрофами, считали результатом столкновения неизвестных планет, которые распались, и, обломки которых попали на Землю. Происхождение валунов объясняли также извержением вулканов на Луне.

В конце XVIII ст. было выяснено, что валуны на территории Восточно-европейской равнины имеют одинаковый состав с валунами Феноскандии. В начале XIX века уже существовала теория о земных катастрофах, в первую очередь о всемирном потопе. Уже было доказано, что валуны на наши земли попали во времена ледникового периода. С течением времени ученые выделили три ледниковых потока.

Наши предки с самого начала своего существования концентрировали внимание на валунах, особенно больших по размерам, или необычных по форме, а особенно если камни были с выемками или отверстиями. Так начинали возникать и разные представления о них. Временами валуны стали отождествлять с окаменевшими людьми, животными, домами и другими объектами.

По письменным источникам на территории Беларуси описания необычных камней известны начиная с XVI века. Хронист и историк Матей Стрыйковский тогда служил в Витебском гарнизоне, а в 1578 г. принял монашеский сан. Он много путешествовал, описывал замки и города, а также старые надмогильные камни со знаками и надписями. М. Стрыйковский в своей «Хронике Литовской и Жамойцкой» первым описал так называемые Борисовы камни в русле Западной Двины возле г. Дисны.

Борисовы камни – это монументальные памятники эпиграфики начала XII века. Их семь на территории Беларуси. На них высечены шестиконечный крест и надпись «Господи помози рабу своему Борису…». Один из таких камней лежал возле Полоцка, один возле Друи в Браславском районе, три возле г. Дисны и два на суше (Высокий Городец Толочинского р-на и Дятлово Оршанского р-на). Некоторые исследователи к Борисовым камням относят и камень с надписью «Воротишин Хрест» возле д. Камено на берегу Вилии в Вилейском р-не Минской области.

Считается, что на большинстве камней надписи были высечены по приказу полоцкого князя Бориса во время великой засухи и голода. Эти камни на протяжении столетий привлекали внимание ученых. Уже имеется большое количество публикаций, в том числе и в странах Западной Европы. Можно даже говорить, что каждый из Борисовых камней имеет свою историю изучения и свою библиографию. В целом же, Борисовы камни заслуживают большой обобщающей коллективной монографии.

Письменные источники XVI – XVII веков описывают ряд камней, которые служили в качестве пограничных отметок. Так, один из документов за 1594 г. называет Синий Камень, который отмечает границы волостей на северо-востоке от Витебска. Есть документ XVII столетия, где называется камень Каповище как пограничный знак вблизи д. Завечелье на территории современного Ушачского р-на Витебской области.

 Имеются описания необычных камней и в мемуарной литературе. В XVII столетии шляхтич с Витебщины Ян Храповицкий описал лечебный камень с отверстием возле Эйсмонтов на территории современного Берестовицкого р-на Гродненской области. В конце XVIII века русский путешественник П. А. Толстой рассказал о камне-следовике, который нашли в лесу вблизи города Борисова и перенесли в церковь. По преданию на этом камне объявилась икона Божьей Матери. В конце того же века другой русский путешественник, академик И. И. Лепёхин описывал Борисовы камни возле г. Дисны.

Интерес к культовым и историческим камням проявляли члены Кружка любителей древностей, который существовал с 1810 по 1826 гг. Его руководитель, граф Н. А. Румянцев, известный дипломат и государственный деятель Российской империи, коллекционер и меценат, после выхода в отставку жил в Гомеле. Через местную администрацию Могилевской и Витебской губерний он собирал сведения о памятниках древности, в том числе и о культовых камнях. По его инициативе большое внимание уделялось изучению Рогволодового камня вблизи д. Дятлово возле Орши.

Много усердия по изучению этого камня приложил Е. Ф. Канкрин – генерал российского флота, а затем министр финансов. Из Шклова генерал-лейтенант С. Г. Зорич посылал своих подчиненных в Дятлово для осмотра камня. Шкловские кадеты вокруг камня проводили раскопки с целью поиска следов старой церкви, но ничего не выявили.

В 1830 году священника Голошевской церкви, которая была недалеко от камня, Льва Ганкевича беспокоили сны, которые он посчитал пророческими и решил проверить не лежат ли возле камня мощи какого святого. От церковного руководства священник добился разрешения на раскопки. Провели службу и со своими людьми Ганкевич взялся за работу. Но вдруг появилась туча и началась гроза. Это посчитали знаком божьего недовольства и прекратили работу.

В 1880 году посмотреть на камень специально приезжал основатель и руководитель Московского Археологического общества граф А. С. Уваров. Позже о камне писали многие исследователи. В конце 1930-ых годов советские руководители взорвали этот уникальный исторический памятник и осколки вывезли на строительство шоссе Минск-Москва. В 1998 г. была сделана немного уменьшенная копия камня с надписями и установлена возле Оршанского краеведческого музея.

В середине XIX века интерес к культовым и историческим камням был огромен. Статьи о таких валунах публиковали известные историки, археологи, журналисты, священники (М. Кустинский, К. и Е. Тышкевичи, П. Шпилевский и др.) А. Киркор описал камень-«шавец» Гомсин Камень возле местечка Куренец Вилейского р-на Минской обл., камни-следовики возле д. Мейры Лидского р-на Гродненщины и на Троицкой Горе в Минске, камень с рисунком возле д. Шайбаки Щучинского р-на Гродненской обл. Н. Анимиле описал Камень Пестун вблизи г. Себежа, который связывали с окаменевшей девушкой. Д. Друцкий-Подберезский записывал легенды о камнях, а Ф. Вильчинский на Ушаччине в Витебской области проводил раскопки возле культовых валунов и выявил следы кострищ.

На протяжении всего XIX века был большой интерес к Борисовым камням. В начале столетия по инициативе графа Н. Румянцева поиски таких камней велись в русле Западной Двины. В 1820 г. было мелководье и археолог из Вильно К. Шмидт зарисовал ряд камней с надписями. Потом это делали академик из Петурбурга П. Кеппен и граф А. Плятар из Краславы (теперь на тер. Латвии). Вопрос о Борисовых камнях обсуждался на 1-м Императорском Археологическом съезде, который проходил в Москве в 1869 году.

С одним из Борисовых камней, самым маленьким, который вошел в литературу под названием Сулибор-хрест, связана интересная история. В 1887 г. археолог М. Кустинский нанял людей, вытянул камень на берег и собирался перевезти его в Музей Московского Археологического общества. Когда камень лежал на берегу, полиция заметила это и побоялась, что он станет местом паломничества. Поэтому приказали тем же людям, которые вытягивали камень, сбросить его назад в реку. Но, когда бросали камень, то он задержался на террасе и этим спасся. Кустинскому М. пришлось приложить много усилий для спасения камня. По просьбе Московского Археологического Общества и Виленского губернатора полиция разрешила доставить камень до железнодорожной станции и перевезти в Москву. Теперь он находится в Музее-Заповеднике «Коломенское» вблизи Москвы.

Прошло два года и вдруг сами местные власти решили вытянуть из воды Борисов камень, который лежал вблизи д. Подкосцельцы. Собирались поставить его на площади в Полоцке. Камень украсили государственным флагом, обвязали канатами и сотни людей стали его тянуть, но он так и не сдвинулся с места. Камень вытянули только в 1981 году и установили возле Софийского Собора.

Судьба одного интересного камня с надписями оказалась трагической. Это небольшой камень в 1873 году на курганном могильнике возле д. Кледневище вблизи местечка Романово (теперь д. Ленино Горецкого р-на Могилевской обл.) был обнаружен владельцем имения князем А. Дондуковым-Корсаковым. Он перетянул камень к себе и положил в каретном здании. На следующий год в Киеве проходил 3-й Археологический съезд и князь сделал там доклад о найденном камне. Ученый из Моравии Г. Ванкель захотел увидеть камень и приехал в имение. 24 августа в 3 часа дня он кончил копировать надпись и уехал. А спустя час возле соседнего дома загорелось сено и огонь перебросился на двор князя. Сгорели хозяйственные постройки, в том числе и каретная, где лежал камень. От огня он распался на мелкие куски.

Через два года в немецком научном журнале Г. Ванкель опубликовал статью про этот камень и надпись посчитал финикийской. В научном мире заинтересовались камнем. В 1887 г. Могилевский Статистический Комитет обратился к князю с просьбой дать сведения о камне. А. Дондуков-Корсаков написал статью, где надпись отнес к руническим. Но статья не была опубликована. Прошло время, а в 1912 г. известный языковед из Петербурга А. И. Соболевский с вопросом о камне обратился в Витебскую Ученую архивную комиссию. Сотрудники комиссии разыскали вдову и дочку князя и те передали рукопись статьи. Статья была напечатана в издании «Полоцко-Витебская старина» (Т. 3) в 1916 году. Позже, в 1929 г. об этом камне писал смоленский исследователь Л. Я. Лавровский и надпись отнес к руническим.

В конце XIX века наблюдалось большое увлечение сбором информации о культовых и исторических валунах. О них писали известные исследователи А. Сементовский, А. Сапунов, Е. Романов, П. Шейн, Н. Янчук, М. Федоровский, Т. Саподька, М. Довнар-Запольский, А. Богданович и др. В конце столетия из Санкт-Петербурга в районы Полоцка и Орши была направлена специальная комиссия по изучению камней с надписями под руководством профессора Петербургского университета и Императорского Археологического института И. А. Шляпкина

В 1920-ые года большое влияние на изучение необычных валунов оказало массовое краеведческое движение. Результаты исследования камней обобщил этнограф М. В. Мелешко в брошюре “Камень у вераньнях і паданнях беларуса”, которая была опубликована в 1929 г. На территории Западной Беларуси о камнях писали Л. Савицкий, А. Галицкая и другие исследователи. Потом были годы репрессий и статьи о культовых камнях начинают появляться только с конца 1950-х годов. Новый этап в изучении камней начинается в 1970-е годы, когда в Минске стал создаваться Музей валунов в микрорайоне Уручье.

Л. В. Дучиц

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×