Перейти к содержанию
Авторизация  
VIK

Мифологема «гора-небо-тот свет»

Рекомендуемые сообщения

Мифологема «гора-небо-тот свет»: об одном космологическом представлении белорусов (от средневековых летописей до записей Е.Р. Романова)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Балтский след.
 

ВИЗУНАС, в литовской мифологии дракон, пожирающий покойников, которые пытаются после смерти влезть на недоступную гору, но срываются с нее (народное предание из окрестностей Кретинги, западная Литва). Этот мотив перекликается и известным из западнорусских летописей и сочинений М. Стрыйковского (16 в.) рассказом о том, что после сожжения покойника в долине Швинторога при нем клали когти рыси и медведя, т.к. верили, что в день страшного суда покойникам трудно будет взойти на высокую гору, где бог будет вершить свой суд. В.И., В.Т.
Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. энциклопедия, 1990. С. 123-124.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Свидетельства особой для нас важности сохранились в "Житии" князя Константина Муромского. Хотя оно и составлено не ранее XVI века, [т.е. во время или по канонизации Константина]; но содержит в себе такие любопытные и важные черты погребальной древности, что мы, не сомневаясь, должны поставить его в число первостепенных наших источников. Вот его показание по тексту ркп. Сергиевой Лавры [№ 54], сличенному с румянцевскою [№ 364]. /С. 125.

...

Далее, рассказав об обращении Муромы в христианство, сочинитель Жития восклицает: "Где рекам и езером требы кладущеи? где кладезям кланяющеися, очные ради немощи умывающеися и сребреницы в ня поверзающеи? Где кони закалающеи по мертвых и ременная плетения древолазная с ними в землю покоповающеи [р. погребащии] и битвы и кроения [р. лиц], или натрекания [р. натрескания] и драния творящеи? Где сверепия и бесования и горшая согрешения восклицающих? Они бо вси посрамишася, ницы на земли лежат, и пребыша мертвы". /С. 126.

...

Житие Константина Муромского упоминает, что в могилу закапывали ременные плетения древолазные: это лестницы, по которым душа будет взбираться на высокую гору-рай; следы обычая доселе видны при поминках. /С. 240.

 

Котляревский А. О погребальных обычаях языческих славян. - М., 1868.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×