Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Мак как средство-апотропей в традиционной народной культуре Полесья


Рекомендуемые сообщения

В крайней экспедиции, которая прошла несколько недель назад в Мостовском и Зельвенском районах Гродненской области мы зафиксировали схожие рассказы об использовании мака. Было бы интересно проследить - а где заканчивается граница его использования? Т.е. достигает ли она севера Беларуси, продолжается ли далее в Новогордскую, Псковскую области или даже в Ленинградскую и далее? Захватывает ли Польшу, Прибалтику?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Т.е. достигает ли она севера Беларуси, продолжается ли далее в Новогордскую, Псковскую области или даже в Ленинградскую и далее? Захватывает ли Польшу, Прибалтику?

В Дзержинском районе тема мака была нами зафиксирована в сюжете про чернокнижника - как способ дать "работу" чертям, чтобы не донимали. На это надо тоже обращать внимание при опросах. На Полесье рассказы про чернокнижников не развиты, поэтому этот мотив здесь точно должен отсутствовать, а вот к северу...

 

В Польше мак тоже использовался как апотропей, в том числе и против опасных покойников, но целостной картины у меня пока нет. Копаю в этом направлении. Складывается впечатление, что мотив встречается в нескольких оторванных друг от друга регионах, например, на Поморье и в пограничном с Беларусью Люблинском воеводстве. Но по Польше приходится пока искать разрозненные упоминания в куче источников, репрезентативных по этой теме сборников фольклорных текстов пока еще не находил. Знаю, что в этнографическом и этнолингвистическом архивах Люблинского университета такие записи есть, только они не опубликованы в должной мере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...
Цитата

В пользу последнего допущения говорит то обстоятельство, что полноценными заменителями мака в качестве апотропея на территории Полесья при аналогичных обстоятельствах могли выступать также семена льна (самосейны лён, лушчык) и конопли, реже – просо, пшено, крупа, зерно, освященная соль. Все эти средства обладают одним общим свойством – дробностью и многочисленностью.

Интересно, что в Брянском Полесье и на Брянщине встречаются, в основном, рассказы о конопле, а не о маке или чем-либо еще и также как отгонное средство от покойника используется конопляное масло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там еще встречаются упоминания про мак, равно как в российских областях к востоку от Украины. Это связано с расселением в этих областях этнических белорусов и украинцев. Вот у русских (великороссиян, как их именовали в XIX веке), похоже, про мак не знали... только про лен, коноплю и пшено.
Про мак мне встречались редкие упоминания и в Сибири, но это, опять-таки, связано с переселенцами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 weeks later...
Цитата

выступать также семена льна (самосейны лён, лушчык) и конопли, реже – просо, пшено, крупа, зерно, освященная соль. Все эти средства обладают одним общим свойством – дробностью и многочисленностью.

Но вот интересно, как объясняют, например, использование именно семян льна в борьбе с "ходячим покойником" в Нижегородской области - якобы на семенах льна есть небольшой крестик и именно поэтому их используют.

Мифологические рассказы и поверья Нижегородкого Поволжья / Сост. Е. К. Корепова, Н. Б. Храмова, Ю. М. Шеваренкова. СПб.: Тропа Троянова, 2007. С. 194. (запись №816)

Из того, что бросилось в глаза, до Нижегородской обл. традиция использования мака почти не доходит, встречаются лишь единичные упоминания об этом (чуть больше о лне или изделиях из него), в большинстве случаев в качестве отгонного средства тут выступают различные травы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 5 months later...

Тема получила развитие - в публикации, вышедшей в соавторстве с археологами из Института этнологии и археологии Польской академии наук, на английском языке в одном польском научном периодическом издании по теме археологии:

Kurasiński T., Skóra K. and Gayduchik V. 2018. A grain against a vampire? Some remarks on so-called antivampire practices in the light of archaeological and folkloristic-ethnographic data, Sprawozdania Archeologiczne 70, 173-202.

Файл для скачивания доступен по данной ссылке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поздравляем!!! :) Только там не доступен сам файл в ПДФ, у меня получилось его просмотреть только в браузере, а сохраняется он в виде громоздкого html.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Butoff сказал:

Только там не доступен сам файл в ПДФ, у меня получилось его просмотреть только в браузере, а сохраняется он в виде громоздкого html.

У меня скачалось архивом, а в нем полноценный пдф. Для этого надо нажать в левой колонке на ссылку "Download".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Butoff сказал:

Да уж, они бы запрятали ее еще куда-нибудь в подвал сайта...

Так сделано на всех сайтах электронных библиотек, находящихся на платформе dLibra.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...