Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ. Очерки сакральной географии Восточной Европы.


Hvar

Рекомендуемые сообщения

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ. Очерки сакральной географии Восточной Европы.

 

Сборник работ И. Маланина, В. Мизина, В. Акулова, И. Бутова и С. Ермакова. Тему сознательно ограничили только культовыми камнями, зато разные статьи читаются почти как главы одной книги.

 

Москва, Исследовательский клуб "Иное Измерение", 2014

Составитель В. Акулов

 

 

Рецензия на сборник:

 

Представленный сборник научных трудов посвящен крайне интересной, и главное, всегда актуальной теме изучения культовых камней и сооружений. Почти всегда перед исследователем стоит крайне сложная проблема: критерий выделения культового камня/комплекса. Часто бывает так, что, за исключением преданий и легенд, подлинность «культового комплекса» ничем не подтверждается.
Цель данной работы - анализ представленных очерков с точки зрения соблюдения «научности» критериев выделения подобных объектов.
Во Введении Вячеслав Акулов определяет цели и задачи представленного сборника, подводя неподготовленного читателя к самому пониманию почитания камней, и подытоживает: «Авторы не сколько предлагают ответы, сколько ставят вопросы».
И. Маланин в своей статье, посвященной культовым камням Нижегородской области, ставит перед собой задачу целенаправленного поиска и выявления подобных сооружений. При этом особенно отмечается, что будет производиться поиск культовых и л е г е н д а р н ы х (разрядка моя -Т.Г.) камней. Под легендарными автор понимает те камни, про которые сложены предания. Однако никак не поясняется, что автор понимает в таком случае под камнем культовым. Камень, про который преданий не существует? Но тогда почему он попадает в разряд культовых? И каким образом исследователи решают, культовый это камень, или маренный валун в лесу, оставшийся там с ледниковой эпохи. Этот аспект оказался слабо объяснен. Далее исследователь справедливо указывает, что культ камней у мордвы действительно существовал и связывать все культовые объекты подобного рода только с христианской традицией преждевременно. К сожалению, попытка составить каталог содержит слишком много допущений о существовании камней. Хотя возможно было бы обратиться к АКР томам, посвященным Нижегородской области, и почерпнуть информацию оттуда.
Работа С. Ермакова посвящена, пожалуй, самому известному культовому камню центральной России – Синь – камню с берегов Плещеева озера. Это самая обширная и крайне аргументированная работа из представленных в сборнике. И хотя сама идея нескольких Синь-камней вполне перспективна, я, не будучи геофизиком, не могу оценить степень аргументации автора.
Однако как археолог я не могу не отметить ряд неточностей. Материал из раскопок Александровой горы не даёт никаких оснований видеть в нём «культовое» место. На данной возвышенности поочередно сменили друг друга три поселения, принадлежащих сперва дьяковской культуре, потом мере, а потом славянам. Никаких сакральных предметов или конструкций обнаружено за многие годы исследований там не было, интересующихся археологическим контекстом памятника отправляю к новейшей публикации К.И. Комарова . Из этой же публикации отметим, что никакого «терема Александра Невского» на данном памятнике не существовало.
Не менее устаревшим выступает и мнение автора о низкой методической основе раскопок А.С. Уварова и П.С. Савельева 1853-56 гг. Уже давно доказано историографами археологии, что А.С. Уваров работал в рамках самых совершенных методик своего времени, которые он изучил в Западной Европе и с успехом применял в центральной России. Следуя мнению археологов 30-х годов XX века – А.В. Арциховского и В.И. Равдоникаса, наиболее политически ангажированному, автор отмечает, что «методы тогдашней археологической науки… были «ниже плинтуса». Однако стоит обратиться к более взвешенной позиции А.А. Формозова и В.А. Лапшина , и картина грандиозных работ 1853-56 годов предстает в совершенно ином свете.
Однако в дальнейшем авторы сами переходят на весьма критический тон в отношении разного рода «сенсационных» наблюдений за Синь-Камнем, и эта часть кажется наиболее убедительной и аргументированной. В целом ещё раз отмечу скрупулезность подхода к проблеме и критическое (в том числе, и к себе) мышление.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Статья В. Акулова и Е. Позняка «Комплекс с культовым валуном «Дед» в Минске». Данный комплекс является одним из наиболее приближенных к современности – он был окончательно уничтожен только в 1880 году. Авторы подготовили полный историографический обзор, причем, подошли к нему с известной долей критики. Данная работа носит в основном именно историографический и, что не может не радовать, крайне осторожный к собственным выводам характер. Стоит отметить, что подобная позиция в изучении «культовых камней» является наиболее взвешенной, т.к. действительно, как отмечают сами авторы вслед за Н.А. Макаровым и А.В. Чернецовым, часто следы почитания подобных комплексов не уходят ранее XV – XVI вв. и связывать их (культов) существование с глубокой архаикой неправомерно.
Исследование И. Бутова «Загадка «звездных камней» в целом посвящено проблеме такой экзотической отрасли науки, как астроархеология. Отмечая положительные стороны работы: составление каталога подобных камней для территории Беларуси и грамотный подход к историографии, - все же отмечу, что апеллирование к исследованиям недавно ушедшего от нас В.Е. Ларичева не совсем корректно [4]. И это несколько снижает пафос работы.
В работе В. Акулова «Культовый комплекс в Ольховке: новые исследования» уделяется внимание уникальному святилищу, чуть было недавно не уничтоженному застройщиками данной территории. Статья актуальна не только с научной, но и с общественной стороны, привлекая к данной проблеме внимание общественности.
Эта, пожалуй, наиболее аргументированная статья сборника не только предлагает новые координаты памятника (и их изображения, отмечу я), но и вводит в научный оборот ряд новых культовых камней. Безусловно, исследования данного комплекса и сбережение его от разрушения – это первоочередная задача ближайшего времени.
И завершающее исследование, представленное в сборнике, принадлежит перу В. Мизина - «О двух святилищах на острове Гогланд». В данном случае попытка связать обнаруженные на острове сейды с культом финского громовержца Укко кажется мне весьма убедительной. Особенно в свете связи мифологических камней и Образа Громовержца как такового.
Подводя итог данной рецензии, стоит отметить достаточно высокий уровень представленных работ. Хотелось бы пожелать, чтобы авторы уходили от краеведческих и этнофольклорных мифов при описании памятников. В качестве некоего задела на будущее надеюсь, что в дальнейшем у альманаха появится возможность печатать цветные фотографии, что сняло бы ряд вопросов.

Кандидат исторических наук, археолог, ассистент кафедры истории и археологии Владимирского университета Тимур Галкин


Примечания:
[1] Комаров К.И. Городище Александрова гора – памятник археологии V в. до н.э. – XVII в. н.э. // РА №3, 2014. С.140-146.
[2] Формозов А.А. Уваров А.С. и его место в истории русской археологии //РА №3, 1993. С. 228-244.
[3] Лапшин В.А. О методике раскопок Владимирских курганов.//Уваровские чтения. Муром, 2002; Лапшин В.А. Ранняя дата Владимирских курганов. – КСИА, 1961; Лапшин В.А. Население центрального района Ростово-суздальской земли X-XIII вв. (по археологическим материалам) - автореферат на соискание учёной степени кандидата исторических наук – специальность 07.00.06. –Ленинград, 1985.
[4] Отсылаю интересующихся к следующим публикациям: Формозов А.А., Человек и наука: из записей археолога, М., «Знак», 2005 г., с. 36-41; Грязнов М. П., Столяр А. Д., Рогачёв А. Н. Письмо в редакцию // СА, №4, 1981. С. 289-295.

 

По вопросам приобретения пишите мне http://vk.com/hvar_14

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...