Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Этимология слов "гость" и "погост"


VIK

Рекомендуемые сообщения

А то, в отличие от украинского, в белорусском я мало что понимаю

Мы тебе не верим :) Белорусский - это слегка упрощенный русский, ты должен его понимать :) Его-то и отдельным языком можно назвать лишь с натяжкой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Простите за долгое отсутствие) А можно хотя бы в общих чертах перевести содержание статьи? А то, в отличие от украинского, в белорусском я мало что понимаю

 

перевод:

 

Гость, один из основных культурных концептов белорусской духовной традиции. Э. Бенвенист выводил происхождение семантики этого слова еще из индоевропейской древности. Г. - чужой для коллектива человек, в одной из возможных ситуаций - чужеземец-враг (например, лат. Hostis - "враг"), который входит с хозяевами в отношение обмена подарками (сравн. "гостинец" - подарок, а также главный смысл гостевания - угощение и пир). Таким образом, посредством этих подарков между хозяевами и чужаками возникают взаимоотношения, связи, даже взаимные обязательства.

 

В результате этого семантика слова "гость" стала идеальной для обозначения бинарных противопоставлений свой/чужой, "этот свет"/"тот свет", а таже начало использоваться как маркер для обозначения медиатора или медиативного объекта в мифопоэтическом творчестве. Оно было приспособлено к многочисленным конретным обрядовым ситуациям и, в первую очередь, для обрядов перехода.

 

Наиболее часто в белорусском народном творчестве Г. называют покойника. Он как бы уже находится на пограничье обоих миров и в это время пока не принадлежит ни одному из них. В гости принимают дедов, души умерших предков. Г. называют калядующих и волочебников. В белорусском фольклоре распространен сюжет, в котором Г. - неузнанный бог или святой. Часто он появляется в виде нищего и хочет воспользоваться обычаем гостепреимства. Когда ему отказывали - хозяев ждала беда.

 

Примеры: в деревню прищел Г. - Иисус Христос или святой в виде дедка (нищего) и попросился переночевать или поесть. Хозяева не пустили его, и только одна бедная женщина (вдова или девушка) пустила дедка в дом. Утром он говорит женщине идти ща ним и не оглядываться. Когжа они отправляются, сзади слышится шум, и женщина оборачивается. За это Бог превращает ее в камень, а на месте деревни возникает озеро (Белыничи, д. Деревная Слонимского р-на). Или девушку превращает в кукушку, а деревню в камни (д. Ружаны Слуцкого р-на).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 years later...

Название речки Доброгощи, на берегах которой сформировалась деревня Доброгоща (Жлобинский район Гомельской области), означает "добрый гостевой путь". В прошлом Доброгоща, по-видимому, являлась местной водной торговой дорогой, выходившей к Днепру.

 

Рогалев, "Скрытый смысл...", С. 109.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...
Гость 'умерший' (блг. гостенин, блр. госьцик почасный) и соотносимые с ним погост, гостить, гасьтювать - такая же характерная лексема погребального обряда, как друг, дружка - свадебного. В семантике гостя как обрядового термина мы можем различить разные слои истории значения этого слова от 'враг' —> к 'гость' в современном смысле (семантическое развитие, общее для индоевропейских языков). Гость в обряде имеет прежде всего значение 'чужой' со всей многозначностью семантики 'чужого': он 'враг' живых постольку, поскольку умерший - воплощение самой смерти, как показывают многие обрядовые акты; в то же время он божественный «чужой» - как посланец в загробный мир дедов. Не будет большой натяжкой увидеть в обрядовом гость и семантику 'торговец': см. многочисленные акты типа брест. куплять мисце, влад. выкупить место, сарат. местечко купить, заплатить за умершего блг. вами (налоги за скот) и пътнини (подорожные налоги); см. одну из мотивировок вкладывания денег: «щоб скот с ним не пошел» (полт. [Зеленин 1914-1916, 1103]. Гость имеет также значение 'путник', 'постоялец', 'временный обитатель', причем как в родном доме, так и в загробном (комр. гостенин на Страшния суд) - см. такие термины кладбища, как заонеж. гостьбище, гостебище, общерус. погост (при диал. погость 'удаленный постоялый двор' и др.-рус. гостинецъ 'большая дорога').

 

Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004. 320 с. С. 136.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 months later...

Слово «погост» вслед за этимологической работой А.А. Потебни (1883) понималось как «стан для дружины, собирающей дань, полюдье». В средневековой Руси погосты превратились в центры сельской округи (нескольких деревень), где рядом с сельской церковью располагалось кладбище – на него было перенесено название «погост». Проблема заключалась в том, что сам термин воспринимался как обозначение пункта, где «гостит» - временно пребывает дружина, но некрополи вокруг упомянутых поселений свидетельствуют, что дружина стояла там постоянно. Суть дела здесь в значении древнерусского термина «гость», относящегося не только к купцам, занятым международной торговлей, сведения о которых обнаруживаются уже в договорах руси с греками: права русских гостей защищал уже договор Олега (ПВЛ. С. 17). Существенно, что гости были членами княжеской дружины наряду с послами («слы» наделялись по договору Игоря 944 г. золотыми печатями, гости – серебряными – ПВЛ. С. 24). Естественно, гости останавливались на погостах, будучи участниками контролируемой княжеской властью международной торговли.

 

С.Б. Веселовский отмечал, что на Смоленщине «большая дорога, в отличие от малых проселочных дорог, называется гостинцем» (Веселовский 2008. С. 35-36). Но «гостьба» не сводилась к торговым мероприятиям – она была связана с перераспределением тех богатств, которые концентрировались в становящейся на Руси городской сети (ср.: Ключевский, т. 1. С. 141; праслав. *gostitva – «угощение, званый пир», вид повинности в польском Поморье – ЭССЯ, вып. 7. С. 66). Более того, слово «гость» в контексте естественного языка означало и явившегося в свой мир чужака: в ПВЛ они упоминаются как раз в связи с конфликтом между мятежными древлянами, убившими князя Игоря, и его вдовой Ольгой, которую их «лучшие мужи» явились сватать за своего князя Мала. Узнав о сватах, Ольга сказала: «добри гостье придоша» (ПВЛ. С. 27). В традиционной славянской (прасловянской) культуре концепт «гость» означал и свадебный поезд и сватов; так могли называть и умерших предков, которых зазывали в дом на поминальную трапезу (см. Невская 1993; СД. Т. 1. С. 531-533; ЭССЯ, вып. 7. С. 66-69).

 

Из контекста летописного сообщения очевидно, что «места и погосты» были основаны Ольгой по всей земле: из городов, помимо Киева, названы Новгород и Псков, что, видимо, подчеркивало подвластность Северной Верхней Руси Киеву, из важнейших речных магистралей, на которых стояли места и погосты, - Днепр, Десна, Мета. В.Л. Янин (2004. С. 127-130) обратил внимание на то, что среди этих речных путей не названы Волхов, Ловать, Шелонь. Видимо, эти речные магистрали были давно «освоены» княжеской властью: помимо Новгорода, на Волхове располагались Ладога и Городище; на Ловати также известен Городок – поселение Х в.

 

При обсуждении того, как соотносятся системы полюдья и погостов, В.Л. Янин отметил, что погосты распространены были по преимуществу в Новгородской земле, а кроме того – в Смоленской (судя по документам Смоленской епархии XII в.) и Ростово-Суздальской (летописные свидетельства о погостах, начиная с восстания волхвов в 1071 г.). Таким образом, система погостов оказывается распространенной а областях, где некогда жили словене, кривичи и меря – племена, призвавшие варягов. (...)

 

Поселения, типологически сходные с Гнёздовом и Тимерёвом и связанные в единую систему – сеть, - известны и на севере, и на юге. В.Л. Янин писал, что полюдье как «форма эксплуатации княжеских домениальных земель» сохраняется и после реформы Ольги в 947 г. Дело, однако, в том, что общерусское полюдье охватывало отнюдь не только Русскую землю в узком смысле, а и другие славянские земли. Игорь погибает у древлян, видимо, считая себя вправе собрать больше дани с племени, с которым не было традиционных договорных отношений. Эта громоздкая система общерусского полюдья с разъездами княжеских дружин по всем землям, включая, во всяком случае, Верхнее Поднепровье, и была реформирована Ольгой, и эта реформа имела общерусское значение. /С. 232-234.

 

...Сеть погостов охватила в Х в. всю территорию складывающегося древнерусского государства. Однако к концу Х в. большая часть погостов, равно как и часть других поселений, затухает, уступая место русским городам. /С. 241.

 

Согласно ПВЛ, сразу после крещения Руси в 988 г. Владимир раздал сыновьям русские города: «посади Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове. Умершю же старейшему Вышеславу Новегороде, посадиша Ярослава Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме, Святослава Деревех, Всеволода Володимери, Мстислава Тмуторокани» (ПВЛ. С. 54). Итак, Ярослав оказался в Новгороде после очередной общерусской реформы, проведенной великим киевским князем: вместо «мужей»-посадников, о которых сообщалось в связи с дениями Рюрика и Олега, в Полоцк, Смоленск, Ростов, Муром садятся княжеские сыновья... /С. 242.

 

...Таким образом, реформа Владимира пришла на смену старому «уставу» Олега и системе погостов Ольги, регулировавших полюдье: княжеская власть утвердилась собственно в русских городах. Туда, а не на погосты, должны были поступать государственные доходы, там княжеская администрация должна была распределять их. ... Основной силой, на которую опиралась и от которой во многом зависела княжеская власть, становились горожане – новгородцы и кыяне, а не варяги, как следует из событий эпохи Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Погосты долго сохранялись на периферии Древнерусского государства, в том числе и на землях тех неславянских племен, «иже дань дают Руси»: у чуди (ПВЛ. С. 129), у латгалов (летьгола в ПВЛ). /С. 243.

 

Политические взаимосвязи сети поселений в Древней Руси осуществлялись путем дифференциации и иерархизации функций властвования – подчинения, иногда – «компромиссного» сосуществования княжих и «племенных» (вечевых) центров. Собственно в эпоху становления государства вплоть до второй половины Х в. великокняжеская власть стремилась подчинить себе старые племенные территории не только путем навязывания «племенным» городам своих посадников, но и насаждением системы погостов – пунктов для сбора дани (полюдья) дружинниками. Несомненная связь перечисленных торгово-ремесленных поселений в Гнёздове, Шесовице, Тимирёве с дружинными курганами, а остатков их торгово-ремесленной деятельности – с обслуживанием дружины позволяет предположительно соотнести эти поселения с главными погостами, центрами регулярного сбора дани.

 

Расположение великокняжеских погостов вблизи древнейших городов, вероятно, указывает на то, что их социальные силы – дружина – призваны были не только взимать дань, но и противостоять центробежным устремлениям племенной верхушки древнерусских городов – центров местной (племенной) округи. Очевидно, что, помимо политической – военно-административной функции, погосты наделялись функцией сбыта дани на международных рынках (Б.А. Рыбаков). Здесь также возможна дифференциация функций погостов и «племенных» городов как, по преимуществу, центров международных связей и центров местной округи (естественно, речь может идти лишь о преобладании той или иной функции, а не об абсолютном их противопоставлении. /С. 244.

 

Синтез функций осуществлялся в городах, подвластных князю (о его власти свидетельствуют, в частности, обнаруженные там дружинные древности и погребения). Это, прежде всего, Киев, Новгород, а также Чернигов, Ладога, Псков (некрополь которого включал дружинные погребения). Города, синтезировавшие различные функции, в том числе и функцию центра местной округи, оказались наиболее прогрессивными образованиями, тогда как погосты прекратили свое существование на основной государственной территории с прекращением общегосударственного полюдья и началом феодальной эксплуатации «волостей», зависимых от городов, где сидели князья и боярская знать. /С. 244-245.

 

Древнерусские источники свидетельствуют о превращении к XIII в. погостов в сельские поселения, отличные от городов. Лаврентьевская летопись сетует по поводу татарского разорения в 1237 г.: «и не(с) места... идеже не воеваша на Соуждальскои земли, и взяша городов 40 опрочь свободъ и погостовъ» (ПСРЛ, т. 1, стб. 464). В новгородских грамотах формулировка «кто купьць поидеть въ свое сто, а смердъ, поидеть въ свои погостъ» (ГВНП, № 6, 16) отражает, как показал В.А. Кучкин, разделение городской – сотской организации и сельской системы погостов, к которой «тянут» смерды (Кучкин 2008. С. 409 и сл.). /С. 245.

 

Петрухин В.Я. Русь в ІХ-Х веках. От призвания варягов до выбора веры. М.: Форум; Неолит, 2013. 464 с.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...