Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Вакансия на должность несвижского привидения. Часть 1


VIK

Рекомендуемые сообщения

Некоторые устройства были взяты просто "на всякий случай" да и на радость журналистам.

Думаю, все же стоит указать, что было взято, а то звучит так как будто это написано для галочки, а на самом деле ничего из оборудования не было. Как минимум были 2 детектора низкочастотного электромагнитного поля, датчик модулированного ик-излучения, дозиметр, газоанализатор, минивидиокамеры, цифровой диктофон, термохроны...

 

В конце 1942 года овдовела. В 1943 году в Вильно познакомилась с наследником польского короля Сигизмундом Августом.

Перепутаны даты.

 

Но эта легенда была развеяна в 1954 году, когда правительственная комиссия исследовала содержимое несвижских саркофагов.

Насчет года уверен? Вроде ж правительственная комиссия, которая хотела бальзамировать Сталина приехала сразу после его смерти в 1953...

 

Заголовки разделов нужно выровнять по центру.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо, ошибки исправил.

 

Думаю, все же стоит указать, что было взято, а то звучит так как будто это написано для галочки, а на самом деле ничего из оборудования не было. Как минимум были 2 детектора низкочастотного электромагнитного поля, датчик модулированного ик-излучения, дозиметр, газоанализатор, минивидиокамеры, цифровой диктофон, термохроны...

Так для галочки ж и написано... так как статья не про приборные исследования, которых фактически и не было. Так зачем писать о лишнем просто багаже, оставшемся невостребованным? Хвастаться тут нечем ;)

 

Насчет года уверен? Вроде ж правительственная комиссия, которая хотела бальзамировать Сталина приехала сразу после его смерти в 1953...

1954 год указан в книге Шишигиной-Потоцкой. Других опубликованных данных мне не известно, поэтому фантазировать я не стал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1954 год указан в книге Шишигиной-Потоцкой. Других опубликованных данных мне не известно, поэтому фантазировать я не стал.

О 1953 годе упоминал Петр Шарко - он сказал, что они прибыли сразу после смерти "Вождя народов" с целью заполучить уникальные методы бальзамирования. А забальзамировали его уже в 1953...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я не отрицаю возможности, что у Шишигиной-Потоцкой приведена неправильная дата. Но и ссылка на слова человека, не являвшегося современником событий, - тоже не аргумент. Должен быть письменный источник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну вот здесь упоминается 1953:

 

Второй раз гробы вскрывали в 1953 году, сразу после смерти Сталина (это точно помнят жители Несвижа. - Авт.). Чтобы поддержать тело вождя в сохранном виде, советские ученые под руководством профессора В.Ф.Червакова искали самые совершенные методы бальзамирования. В надежде найти уникальный рецепт для мумифицирования ученые спускались в четырехсотлетнюю гробницу Радзивиллов. Точно вскрыли несколько гробов и бочонок с забальзамированным сердцем княгини Радзивилл. Но помогли ли несвижские секреты поддержать тело вождя всех народов?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Народные предания о пане Твардовском в изложении польского писателя XIX века Юзефа Крашевского. Несколько глав посвящено истории вызова духа Барбары Радзивил.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может стоит тогда поискать следующую публикацию:

В Национальной библиотеке Беларуси мне удалось отыскать публикацию 1971 года, повествующую о результатах тех исследований. Любопытно, что даже дата вторжения в крипту была сознательно искажена. Видимо, чтобы открытие гробов не связывали со смертью тирана - 1951 год. Байка была придумана потрясающая: из Несвижа в Министерство здравоохранения БССР был сделан запрос: не опасны ли останки в подвале костела?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гм... лично у меня что-то нет желание перетряхивать подшивки всех газет за этот год... А если это не газетная публикация... В общем, титанический труд )))

Разве что в электронном каталоге Нацбиблиотеки есть поиск по отдельным статьям. Тогда можно вбить по Несвижу и глянуть, что выплюнет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже это сделал. Публикации, увы, не нашел :( Но нашел кое-какие другие книги, если удастся на неделе их гляну (сегодня-завтра в библиотеке выходной).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается даты вскрытия гробов в крипте, я бы все же поостерегся доверять Шишигиной-Потоцкой – как оказалось, слишком уж вольно она обращается с легендами. В книге «Несвиж – живая легенда» (составитель М. М. Мацель. – Несвиж: Несвижская укрупненная типография, 2005. 103 с.) имеется следующая информация: «В 1953 году в костел прибыла комиссия под руководством профессора Червякова и саркофаги вновь вскрываются. Во время работы этой комиссии брались частички кожи, волос, одежды мумий на экспертизу, чтобы путем лабораторных исследований установить состав, которым они в свое время были пропитаны. Наиболее вероятно, что исследования проводились в связи со смертью И.В. Сталина». Однако таинственного отчета комиссии о вскрытии крипты я не нашел. Есть похожая информация и в книге Глеба Лабадзенкi Nieśwież : wędrówka po legendarnym mieście (тэкст Глеба Лабадзенкі; фота Сяргея Плыткевіча. - Мінск : РЫФТУР, [2010?]. - 31 с.), «Pomysłten zainteresoval w 1953 roku komunistów. Po śmierci Stalina zaczęto się zastanawiać, w jaki sposob zachowac ciało wodza potomków», здесь же опять упоминается Червяков и таинственный отчет 1971 года, увы без каких-либо ссылок. Но справедливости ради стоит отметить, что автор этой книги и автор статьи в «Комсомолке» один и тот же человек. Разве что я его лично знаю и могу попробовать (при необходимости) спросить о первоисточнике.

Что касается упоминаний о привидении, то в изданиях советского времени мне не удалось обнаружить о нем никаких данных. Легенды эти книги также обходят стороной. Единственное косвенное свидетельство я обнаружил в книге А.В. Косача «Несвиж: Крат. очерк» (Мн.: Госиздат БССР. Ред. социал.-экон. лит., 1962. - 64 с.): «В старом парке внимание прохожих привлекает высокий гранитный обелиск «Черной дамы». О «Черной даме» до наших дней дошло много всевозможных преданий»». Здесь образ Черной дамы пытаются сопоставить с образом некоей Марии, которая влюбилась в конюха и из-за неразделенной любви бросилась из окна и разбилась. В другой интерпритации Мария «в знак протеста против своих родителей» ушла морозной ночью в парк и замерзла там». Последнее дает привязку к «горбатому саркофагу», в котором якобы лежит женщина, скрюченная от холода. В книге так и пишут «в подвале склепа находится оцинкованный гроб Черной дамы». И далее «На самом же деле в саркофаге покоится женщина средних лет, одетая в черное платье, в изголовье ее стоит металлическая ваза с цветами, сделанная из тонкой жести». Неизвестно было ли платье действительно черное или это написано, чтобы хоть как-то привязать «даму» к легенеде, но факт остается фактом – о Барбаре Радзивил нет ни единого упоминания!!!

Интересным остается сам памятник этой Черной Даме – когда он был установлен и какая легенда лежала в его основе. И если он был посвящен Барабре Радзивил, то почему в книге о ней нет ни слова? А в книге М.М. Мацеля есть и такие строчки «на самой большой в парке липовой аллее встречаем памятник «Черной даме». Легенды рождаются в веках и каждый год вносят что-то новое. теперь говорят, что Черная Дама не только обходит замок, но и покидает его, «выходит гулять» в парк. Но лишь два раза в год: в день коронации 5 декабря и в день смерти - 8 мая». Наблюдение сторожем хоть и произошло в декабре, но все же позже… Да и вообще откуда эти даты вспыли?

Из дореволюционных изданий мне попалось только книга У. Сыракомлi «Вандроўкі па маіх былых ваколіцах: успаміны, даследаванні гісторыі і звычаяў» (переиздание: Мінск: Полымя, 1992. – 157. Літаратурныя помнікі Беларусі), который путешествовал по этим местам примерно в 1850-х годах. Книга является благодатной почвой для роста всяческого рода легенд, которые автор живо подхватывает и описывает в своем повествовании. При проезде через Несвиж он, например, рассказывает про икону, которую так хорошо обновил один реставратор, что ее посчитали чудодейственной и о многом другом. Но вот легенды о «Черной даме» или о каком бы то ни было привидении не касается. Возможно потому что ее не было в то время... Из дореволюционных изданий мне так и не удалось просмотреть книгу Севергина Василия Михайловича «Записки путешествия по западным провинциям Российскаго государства или Минералогическия, хозяйственныя и другия примечания, учиненныя во время проезда чрез оныя в 1802 году» (Санкт-петербург, 1803. - [5], 224 с.), а других книг мне на глаза не попалось.

Думаю, стоит дополнить статью на нашем сайте как минимум некоторыми из этих сведений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается даты вскрытия гробов в крипте, я бы все же поостерегся доверять Шишигиной-Потоцкой – как оказалось, слишком уж вольно она обращается с легендами. В книге...

Ну вот, приведенные издания по статусу равнозначны использованному мной источнику...

Уболтал, дату поправил на 1953 год :)

 

Думаю, стоит дополнить статью на нашем сайте как минимум некоторыми из этих сведений.

Зачем? Статья - по итогам нашей поездки. А тут можно насобирать инфы на отдельную публикацию... по вопросу, откуда растут ноги о легенды о привидении Черной дамы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Владислав Сырокомля, он же Людвик Кондратович (1823-1862) - польско-белорусский поэт, краевед, историк литературы, переводчик. Нас в первую очередь интерусует как краевед дореволюционного времени. С Несвижем был знаком близко. В Несвиже он учился, в Несвиже до женитьбы служил в управлении радзивиловскими имениями.

 

У меня нашлось другое его издание: Сыракомля У. Вандроўкі па маіх былых ваколіцах: Успаміны, даследаванні гісторыі і звычаяў. Мн.: Матс. літ., 2002. 205 с. Работа это датируется 1853 годом. Просмотрел... про интересующие нас легенды тоже ничего на нашел. Либо при его жизни легенд о привидении еще не существовало, либо он особо не интересовался мистическими преданиями и суевериями в среде простого народа.

 

В предисловии имеющегося у меня издания упоминается еще про его основательные записки по истории Несвижа, опубликованные в книге Балинского М. "Древняя Польша" (1846). Оригинал записок хранится в Центральной библиотеке АН Литвы, из которых осталось неопубликованным только приложение с описанием ценностей Несвижского замка.

+ Еще упоминаются отдельные статьи Сырокомли про белорусские города, в том числе и про несвижский замок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В предисловии имеющегося у меня издания упоминается еще про его основательные записки по истории Несвижа, опубликованные в книге Балинского М. "Древняя Польша" (1846).

 

Отыскалось: Baliński M. Starożytna Polska pod względem historycznym, jeograficznym i statystycznym opisana. T. 3. Warszawa, 1846. 866 s. + XXIX. Искомого по Несвижу тоже нет, кроме общих исторических сведений.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу возведения скульптуры "Черной панны", удалось найти только:

В 1954 году, когда в замке был организован колхозный санаторий, в парке были установлены скульптуры из кореньев деревьев под названиями: «Баба-Яга» (вероятно, советский «аналог» «Чёрной Панны»), «Двуликий Янус», «Ну, погоди!» и «Чебурашка, Гена и Джин». В 1957 г. В честь запуска первого советского спутника прямо напротив замка была установлена скульптура женщины с этим самым спутником в руках.

А в глубине Старого парка была установлена скульптура под названием «Чёрная дама» иллюстрирующая известную одноимённую легенду. Роль и смысл ещё одной скульптуры в Старом парке ясна куда меньше – она изображает мальчика с дудочкой в руках и ангела, благословляющего его. Похожих легенд до сих пор в несвижских краях известно не было. Все новоустановленные скульптуры очень популярны у современных туристов (особенно восстановленный памятник собаке) и используются в качестве антуража для памятных фотографий.

 

http://www.radziwill...d=8:1-&Itemid=7

 

По поводу причины смерти Барбары Радзивилл:

Но от чего же умерла литовская красавица? Принято считать, что ее отравила Бона. Но ведь Барбара долго болела, прежде чем скончалась, от яда так не умирают... Бытовало мнение, что причиной стал сифилис, который Радзивилл заполучила от своего первого мужа. Самая невероятная версия - смерть от лекарств от бесплодия. Всем этим допущениям положил конец польский исследователь В. Зембицкий. Еще в 1935 году он вынес вердикт: королева умерла от рака. Именно при раке, когда разлагается человеческое тело, от него исходит неприятный запах, как было в случае с Барбарой. Как сейчас, так и тем более ранее болезнь эта зачастую неизлечима... Так что интриги вокруг будто отравленной Барбары слишком преувеличены. Что касается блуждающей у несвижского замка тени Черной Панны, то это вряд ли наша героиня. Во времена Барбары и Несвиж-то еще был захолустным имением... Об призраке Черной дамы мы уже писали в предыдущей статье.

 

http://www.radziwill...10:2-&Itemid=17

 

Касательно наблюдений "советского времени", нашел то ли реальную историю встречи, то ли вымышленную одного из отдыхающих. Написан рассказ ранее 1996 года (то есть в книгах Шишигиной-Потоцкой уже была об этом инфа), опять-таки здесь не упомянута Барбара, зато упомнуты другие подробности - плач, стоны:

Калі нечакана прачнуўся, было не да таго, каб уключаць святло. Страх прама-такі паралізаваў хлопца. Як і расказваў Аляксандр Пятровіч, недзе поруч з пакояў чуўся жаночы плач. Ды такі гучны, што, здавалася, гатовы разбудзіць усіх насельнікаў санаторыя. Яшчэ праз імгненне плач сціхнуў, але цішэй не стала. Заместа плачу пачуўся працяжны стогн, такі, быццам нехта здзекваўся над чалавекам, рабіў яму асабліва балюча і той ужо не мог трываць, каб не крычаць. Позірк Юрася скіраваўся чамусьці не на акно, каля якога ўпрытык стаяў яго ложак і адкуль прабівалася ўсё ж слабае святло — бадай, на двары распагодзілася, — а на дзверы пакоя. Лепш бы гэтага Юрась не рабіў! Не сказаць, каб ён быў палахліўцам, але тое, што пабачыў, холадам працяло спіну, па целе прабеглі дрыжыкі. Чамусьці захацелася адразу нацягнуць на сябе коўдру, накрыцца ёю з галавой, як неаднойчы рабіў у маленстве, калі прачынаўся ад страшнага сну. Ды рукі сталі быццам ватнымі, не слухаліся... Каля дзвярэй стаяла жаночая постаць. Валасы прывіда былі распушчаны, рухі няўпэўненыя. Жанчына як бы разважала, затрымацца тут, ці зрабіць колькі крокаў наперад. «Чорная дама! — маланкай прабегла думка ў галаве Юрася. — Тая Чорная дама, пра якую расказваў яму Аляксандр Пятровіч».

http://www.radziwill...d=8:1-&Itemid=7

 

Ну и созданный журналистами "аномальный фольклор" можно дополнить слудующим:

Впрочем, есть свидетельства, что после приведения дворца в порядок "черная дама" полюбила бывать в фамильной галерее.

http://www.poiskturo...i?t=text&id=508

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А еще была передача по ТВ... Ну какой канал - наш сотрудник не запомнил... Но там (по его словам) показывали видео, снятое случайным туристом... И на видео была заснята странная ДВИЖУЩАЯСЯ тень.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

хто-та где-та здеся сказал... неа... тута нужны ссылки поконкретнее, увы...

 

Обнаружились еще заметки о Барбаре Радзивил где-то начиная с XVII века... издания на польском языке того же Балинского... после выходных попробую проштудировать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По СТВ и по ТВ-3 столько долдонят по *аномальным местам* (ТВ-3 особенно!) что немудрено и подзабыть. Да и передача была давно. Да и в принципе - какая разница? Все равно в засаде на месяц в замке не засядешшшшь...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Точно... Да и журналистам в этом плане доверять не вполне можно. Запросто могли все подстроить и снять для остроты сюжета.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Никак не могу найти следующее, кто такие "Антоний Вильгельм и Мария Радзивиллы", упоминаемые здесь, точнее что за Мария Радзивилл? По запросу выдает только Марию Радзивилл (урожденную Лупу), не подходящую по времени. Есть еще Радзивилл Мария Магладена, но согласно википедии она не жила в Несвиже в то время, да и Антоний Вильгельм упоминается здесь в качестве отца ее мужа. Значит это не та Мария.

У Антония Вильгельма супргугой значится Дороти Паркер Дикан, а ребенком - Эльжбета Мария Радзивил, но она жива и поные (как вытекает из той же википедии), значит основать парк в 1898 году вряд ли могла....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще вопрос:

 

Наткнулся на пост с упоминанием еще одной таинственной истории, о которой пока не нашел подробностей:

 

 

2.jpg

 

Как-то собирая информацию для романа (конечно, его я не написала, из-за вечной занятости чертзнаетчем), наткнулась на мистические истории, связанные с разными картинами.

Интересовал меня призрак Черной дамы из замка Несвижа, по легенде следящий за поведением девушек на балах. Король (её муж) так тосковал после смерти, что решил вызвать душу с того света, для чего приказал выгравировать на зеркале портрет в полный рост.

Портрет Белой пани, призрак которой якобы гуляет по замку – на картине она указывает на знаки, нарисованные на полу, и в них по приданию таится ключ к проклятию.

http://innerkey.live....com/10528.html

 

Если кто-то об этом портрете выяснит больше подробностей (например, кто изображен на картине, что за знаки и т. д.), отпишитесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...