Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Манифестации в небе – зачем и почему?


Рекомендуемые сообщения

Колонка неплохая, но невнимательность к мелочам все портит. Пытаясь правильно изложить сложное наблюдение в нескольких словах, можно серьезно его исказить. Ну и имена собственные проверять не мешает - например, мы читаем в первых же строках: "В греческой истории Плутарха записано, что в 102 году до н.э. в небе над итальянскими городами Амери и Турдент появились огромные дротики и пылающие щиты". Опа, и сразу три ошибки.

Во-первых, инцидент произошел в 104 г. до н. э. Во-вторых, города назывались Америя и Тудерт. В-третьих, в оригинале речь идет о копьях, а не дротиках, и об их размерах ничего не сообщается. "Из италийских городов Америи и Тудерта сообщили, что ночью там видели в небе огненные копья и щиты, которые сперва были разделены некоторым расстоянием, а затем встретились и стали двигаться, словно ими сражаются люди, потом одна часть отступила, другая погналась следом, и все видение понеслось к западу". (Плутарх. Марий 17, 4)

Во всех летописных записях о видении креста Константином нигде не говорится, что он был красный. И уж совсем не годится писать, что Циолковский после своего видения креста слизал сладкие капли. Сам Циолковский описывал это видение дважды собственноручно, ни разу не упомянув про капли (см., напр. его машинописные заметки - "Странный случай", архив РАН, ф. 555 оп. 1, д. 462, копия есть в Интернете). Наблюдение креста в 1915 году произошло не "под Харьковым", а в Кутаиси (Преображенский И. Чудесное на войне. Пг., 1916, с. 7-8), и т. д.

Под занавес произошла самая серьезная путаница - смешаны кресты в небе и на зданиях. Те, что на зданиях, появляются благодаря оптическому эффекту - отражению солнечных лучей от стекол домов напротив. Как говорил авиаконструктор Миль, мухи отдельно, а котлеты отдельно.

Автор пытается объединить все эти наблюдения в какую-то систему "знамений" и "предупреждений", но ее-то и нет. Есть куча совершенно несхожих друг с другом феноменов, которые обычно появляются вне всякой связи с земными делами, если не считать того, что в тяжелые времена им придают особое значение. Особенно это относится к кометам, которые летают себе по своим орбитам вне всякой связи со смертями и войнами невежественных людишек. Мы имеем в этой куче атмосферные явления (гало, облака), оптические явления (отражения), просто вымыслы и, возможно, реальные феномены, которые ни о чем не предупреждали и ничего не значили, поэтому толковать их бессмысленно. В итоге посыл колонки становится неясным, кроме демонстрации того, что на небе действительно можно увидеть много чего (или навоображать себе много чего). Но это мы, собственно, и так знаем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вдогонку. Уж церковную-то легенду о Божьей помощи при штурме Кенигсберга можно было не повторять. О том, что это выдумка, не раз говорили оставшиеся в живых ветераны этого сражения. 

From Аргументы и факты 2004 № 35.jpg

Аргументы и Факты, 2004, № 35.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Под занавес произошла самая серьезная путаница - смешаны кресты в небе и на зданиях. Те, что на зданиях, появляются благодаря оптическому эффекту - отражению солнечных лучей от стекол домов напротив. Как говорил авиаконструктор Миль, мухи отдельно, а котлеты отдельно.

Возможно автор хотел сосредоточиться именно на "знаках" креста, а не непосредственно на небесных феноменах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Может и хотел, но получилось впечатление полной эклектики.

Или вот примеры из моего родного города.

Цитата

15 декабря 1837 года многие жители Петербурга видели в зеленоватом вечернем небе огромный крест, сотканный из вуали облаков, подкрашенный в кровавый цвет лучами заходящего Солнца.

В октябре 1941 года в небе Драматическим театром им. Пушкина в Ленинграде появился еще один крест. Он, по одной из трактовок, как бы знаменовал начало 900-дневной блокады города-героя.

Это, похоже, откровенная выдумка, которая впервые появилась в питерском журнале "НЛО" в 2000 году (Юрий Метелев, "Мистическое зеркало города на Неве"):

Цитата

15 декабря 1837 года многие петербуржцы видели в зеленоватом вечернем небе огромный крест, сотканный из тонкой вуали облаков, подкрашенный в кровавый цвет лучами заходящего солнца. А спустя два дня в Зимнем дворце вспыхнул пожар, уничтоживший до основания прекрасное здание и бесценные интерьеры. В октябре 1941 года светящийся крест возник над Драматическим театром имени Пушкина. На этот раз он знаменовал начало небывалого за всю историю бедствия - 900-дневной блокады Ленинграда, унесшей около миллиона человеческих жизней!

Я специально проверил в свое время, есть ли хоть какие-то упоминания о наблюдении 1837 года до появления статьи Метелева. Их нет ни в одних воспоминаниях о пожаре Зимнего дворца, хотя такое "знамение" должно было остаться незабываемым. Google Ngram подтверждает этот прискорбный факт. И что должен думать про такую статью читатель, умеющий разбираться в первоисточниках?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Следует помнить и о том, что технические возможности для создания рукотворных "небесных знамений" существовали еще в конце 19 века:
В Москве получены из-за границы машины и приспособления, посредством которых на облаках можно изображать отдельные слова и целые объявления. За границей этот оригинальный способ рекламы впервые был применен лет 10 тому назад в Лондоне и пользовался тогда большим успехом среди торгового мира. Торговцы охотно рекламировали свои изделия этим способом, платя за это большие деньги, но успех этого новшества был очень непродолжительный, и в настоящее время там почти совсем не пользуются воздушными рекламами, несмотря на чрезвычайно доступные цены.
Вероятно, та же участь эту оригинальную новость постигнет и у нас: способ рекламирования на облаках, как показала практика, нецелесообразен. В Петербурге на днях произведены опыты рекламирования на облаках, но не вполне удались вследствие несовершенства технических приспособлений…
Объявления на облаках // Родная Речь. — 1902. — №33.

В погоне за рекламой заграницей, кажется, использована вся окружающая нас природа. Предприимчивые коммерсанты как будто задались целью в самом деле осуществить красивую гиперболу Гейне, который мечтал стволом исполинской сосны, погруженной в лаву Везувия, написать имя своей милой огненными буквами на темном небосводе...
Только, увы, имя этой милой теперь — «Лучшее мыло Сенлайт», «Шины Данлоп», «Подтяжки Смита», или что либо в этом роде. Исписывать гигантскими буквами скалистые склоны это уже черезчур мелко.
Недавно в «Мире Приключений» мы сообщали о новом способе рекламы — засевать поля травой или хлебом более яркого цвета в форме огромных букв, четко читаемых с аэроплана.
Реклама прожектором на фоне облаков уже несколько лет применяется заграницей и, как слышно, скоро и на нашем поднебесьи засияют «Мосельпромы» и «Госпромцветметы»...
Большой успех имеет в Америке воздушная реклама при помощи струй дыма или светящегося следа, которые летчик оставляет за собой, выписывая своим аэропланом целые буквы и слова, при чем от него требуется исключительная ловкость в маневрировании и проделывании ряда «мертвых петель».
Более простой способ реклам в воздухе был недавно предложен англичанином Бейли: реклама из букв, цифр, или в виде торгового знака просто «печатается» в воздухе — целиком или последовательно, частями. Для этого служит особый ракетный аппарат, из которого выпускаются круглые светящиеся облачки или дымки на расстояние около 100 метров позади самолета; из этих кружков и образуются нужные знаки, которые при спокойной атмосфере довольно долго держатся на одном месте. Аппарат этот состоит из ряда коробок, укрепленных на крыле аэроплана, внутри которых имеется известным образом расположенные светящиеся ракеты или бенгальские огни. Достигнув известной высоты, летчик одним нажимом на электрический замыкатель может выпустить их группами или по одиночке.
В спокойном и ясном воздухе такая светящаяся реклама действительно должна достичь своей цели — т. е. привлечь к себе внимание находящихся внизу жителей и запечатлеться в памяти, что и требуется...
Современная сверх-реклама // Мир приключений. — 1926. — № 4. — С. 157—158.

Во время 31-го евхаристическаго конгресса, работы которого открылись в Дублине, световые прожекторы, до сих пор употреблявшиеся только для коммерческой рекламы, впервые будут применены в религиозных целях: — огромные электрические лампы, светосила которых составляет в общей сложности три миллиона свечей, будут отбрасывать на облака священные тексты и слова молитвы.
Первый опыт был произведен в Дублине. Огненныя слова «Адоремус, глорификамус, лаудеамус» отчетливо вырезывались на ночном небе и были видны за несколько десятков километров от Дублина.
Аппарат, при помощи которого можно будет писать огненными письменами молитвы на небесах, изобретен одним английским майором. Он состоит из нескольких сот отдельных элементов, которые могут быстро комбинироваться между собою, образуя различные кривые и прямые линии. До сих пор этот аппарат применялся только для подачи сигналов аэропланам и для изображения на небе рекламных текстов.
Огненные письмена на небе // Сегодня [Рига]. - 1932. - 26 июня (№ 175). - С. 10.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так и есть:

Цитата

Объявления на облаках. - На Чикагской Выставке множество зрителей привлекал установленный на крыше одного из выставочных зданий электрический прожектор, приспособленный для проектирования на облаках слов и картин. В настоящее время изобретатель этого аппарата Роджерс перевез его в Нью-Йорк, где он проектирует на облаках различные объявления.
Аппарат состоит из прожектора Манжена в 75 см., у которого лампа ставится несколько впереди фокуса; ее лучи направляются на 25-сантиметровое собирательное стекло, которое делает их параллельными. На конце аппарата ставится еще одна чечевица, расстояние которой от первого стекла можно изменять. Проектируемый рисунок вырезается из картона и вставляется на пути лучей около первого собирательного стекла. Лампа работает током в 150 амперов.

(Электричество, 1894, № 8 )

Но я подозреваю, что такие проекции на небо делались и раньше, только в тайных целях, а не для рекламы. "Волшебный фонарь" был известен как минимум лет сто перед тем, как был открыто описан. Здесь, в принципе, то же самое, только источник света электрический. Есть очень серьезные подозрения, что подобная искусственная проекция изображения использовалась во время видений "Девы Марии" в Ноке, Ирландия, в 1879 году и в ряде других случаев XIX века. Полагаю, что прожектор Кулибина в сочетании с рисунком, сделанным на стекле, мог создавать подобные изображения еще в конце XVIII века, хотя и не на столь большом расстоянии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...