Перейти к содержанию
Авторизация  
Mikhail Gershtein

Призрачный транспорт - вестник смерти

Рекомендуемые сообщения

Британский фольклор полон историй о "призрачном транспорте", который предвещает чью-то смерть или прямо является за душой грешника. В Ирландии это черная карета или призрачный катафалк, в Корнуолле - призрачный корабль в сопровождении непогоды, и т. д. Для того, чтобы прочувствовать этот сюжет, приведу одну историю из корнуоллского фольклора в собственном переводе:

Цитата

Пират-мародер и корабль смерти
Однажды прекрасным осенним вечером неподалеку от мыса Корнуолл заметили странное судно. С суши дул легкий бриз, но оно не пользовалось им. По-видимому, его положили в дрейф с идущим от юга приливом, огибающим бухту Уайтсэнд по направлению к Лэндс-Энд. Странная оснастка корабля вызывала немалую тревогу среди рыбаков, поскольку было ясно, что это пираты. Многие мужчины и женщины наблюдали за его маневрами из-за скал Караглоса. Наконец на расстоянии пары пистолетных выстрелов от берега была спущена шлюпка. Потом к борту подвели человека, судя по ограниченным движениям, закованного в тяжелые кандалы, и заставили сесть в шлюпку под прицелом нескольких пистолетов. Те, кто сидели за веслами, начали быстро грести к берегу в Пристс-Коув. Океанские волны так мягко набегали на берег, что им не составило труда причалить. Узника вывели из лодки и сняли тяжелые цепи с запястий и лодыжек. Словно безумный, он набросился на моряков, но силы были неравны. Драка закончилась тем, что его бросили в воду и оставили выползать на сухой песок. Моряки столкнули шлюпку на воду, а человек остался стоять, выкрикивая жуткие проклятия в адрес бывших товарищей. Потом узнали, что он был таким чудовищным негодяем, что даже пираты не могли такое вынести и приняли меры, чтобы избавиться от его общества.
Нет необходимости рассказывать, как этот мерзавец поселился в Трегасиле и жил за счет мародерства, сопровождаемого неслыханной подлостью и жестокостью. Как поведал мой корреспондент, "страшно даже пересказывать то, что говорили о его злодеяниях. Мы едва могли поверить в половину услышанных отвратительных историй до тех пор, пока не увидели, что произошло во время его смерти. Но никто не может сказать, точно ли он умер, потому что тело было унесено. Мы никогда не узнаем, сколько кораблей - может быть, сотни - старый грешник заманил на скалы, привязывая лампу к шее лошади, а ее голову - к передней ноге. Лошадь шла вдоль утесов таким шагом, что движущуюся лампу принимали за кормовой огонь на судне. Моряки, думая, что у них достаточно места для маневров, налетали на скалы, и если кто-то из несчастных выбирался из водяной могилы, старый негодяй предавал их более страшной смерти, раскалывая головы топором или отрубая руки, когда они пытались схватиться за уступы скал".
Его жизнь, полная злобы и жестокости, наконец завершилась столь ужасно, что об этом до сих пор рассказывают со страхом. Старый негодяй долго оттягивал смерть, но наконец пришло и его время. Когда настала пора убирать урожай ячменя, двое человек косили на поле, расположенном на утесе чуть ниже дома пирата. Стояло полное безветрие, ни единого дуновения ветра не колыхало колосья. Неожиданно подул бриз, и они услышали слова: "Время пришло, но человек не пришел". Слова, как бы принесенные бризом со стороны моря, привлекли их внимание. Посмотрев на море, они увидели большое черное судно с прямым парусным вооружением, идущее под всеми парусами против ветра и течения. На борту не было ни души. Небо вокруг корабля почернело, словно ночью, и когда он подошел к обрыву так близко, что над ним поднимались только верхушки мачт, чернота превратилась в мрачное штормовое облако, поднимающееся высоко в небо. Вся местность ярко освещалась солнцем, кроме дома мародера из Трегасила, на который пала черная тень облака.
Люди в ужасе бросили работу и увидели, что все соседи собрались у дверей дома пирата, но никто не осмеливался войти внутрь. Испуганные крестьяне послали за священником, известным своей способностью изгонять злых духов. Умирающий мародер кричал в агонии голосом, в котором сквозил невыразимый ужас: "Дьявол рвет меня ногтями, словно когти ястреба! Уведите моряков с кровавыми руками!". Приступы боли исторгали из его уст нечестивейшие богохульства. В комнате были только священник, доктор и двое храбрейших рыбаков. Они рассказали, что в один момент в комнате стало темно, как в могиле. В следующий миг стало так светло, что в этом свете стали видны стоящие дыбом волосы на голове у старика. <...> Все это время людям чудились звуки, будто комната затоплена морем и в ней вздымаются волны, в ушах звучал рев прибоя, словно они были на краю утеса в шторм. Наконец, раздался страшный раскат грома и полыхнул блеск ярчайшей молнии. Дом казался охваченным огнем, земля дрожала, как при землетрясении. Они в ужасе выбежали наружу, предоставив умирающего своей судьбе.
Шторм бушевал с ужасающей силой, уменьшаясь в размерах. Пришедшее вместе с черным кораблем черное облако висело, яростно клубясь, над домом мародера. Оно сжималось, становилось все меньше и вдруг с порывом вихря помчалось от Трегасила к кораблю. Он пришел в движение, уходя в море среди вспышек молний и раскатов грома.
Тело пирата-мародера представляло собой жуткое зрелище: глаза были выпучены, рот приоткрыт, сохраняя отпечаток предсмертного кошмара. Все ненавидели его и хотели как можно быстрее убрать труп с глаз долой. На скорую руку сколотили гроб и осторожно опустили тело. Когда гроб несли к церкви, он казался слишком легким, словно там не было трупа. За ним шла черная свинья, неизвестно где примкнувшая к процессии и столь же незаметно исчезнувшая.
Когда они дошли до ступеней у церковной ограды, разразился шторм, похожий на тот, что ознаменовал смерть мародера. Людям, несущим гроб, пришлось оставить его у ограды и искать укрытия в церкви. Шторм длился долго и бушевал с большой яростью, кругом было темно, как ночью. Внезапно полыхнул свет, более яркий, чем все предыдущие вспышки молний. Те, у кого хватило духу взглянуть в окно, увидели, что молния подожгла гроб. Он улетел, бешено крутясь и пылая, унесенный порывом такого вихря, который ни до, ни после никто не видывал.

Hunt R. Popular romances of the west of England. Vol. 2, L., 1865, p. 137-140.

В другой версии истории говорится, что гроб был сожжен молнией, но не улетел, и после шторма на его месте нашли металлические ручки и несколько гвоздей: Bottrell W. Traditions and Hearthside Stories of West Cornwall. Vol. 2, 1873, p. 249.

Собственно, вопрос знатокам славянского фольклора: есть ли более близкие к нам "транспортные" истории, связанные со смертью - о каких-нибудь адских колесницах, приехавших за грешниками, или какие-нибудь местные аналоги баек наподобие колдовского черного автомобиля из фольклора Гаити?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Цитата

Собственно, вопрос знатокам славянского фольклора: есть ли более близкие к нам "транспортные" истории, связанные со смертью - о каких-нибудь адских колесницах, приехавших за грешниками, или какие-нибудь местные аналоги баек наподобие колдовского черного автомобиля из фольклора Гаити?

В рассказе очень много элементов, которые встречаются почти дословно в наших текстах в огромных количествах. Например, про голос из воды, который говорит, что "Время пришло, а человека нет", а после появляется человек и фактически просто бросается в воду и тонет. Рассказы о страшно умирающих ведьмах (колдунах, плохих людях) это очень популярный мотив, ему посвящены многочисленные работы, которые не стоит даже сейчас цитировать ибо их сотни. Что касается именно колесниц в момент смерти в белорусском фольклоре такое не встречалось, однако сами по себе транспортные средства очень часто встречаются в рассказах о нечистой силе. Как правило человека сажают на телегу (карету) и куда-то везут (например, на свадьбу леших и еще куда-то), человек на каком-то этапе пути крестится и вдруг понимает, что не в телеге (карете), а на краю пропасти или, чаще, болота. 

Хотя если поскрести фольклорные тексты, уверен там и такое можно найти. Как пример, история из 1613 года в изложении новогрудского шляхтича Самуэля Ивановича Маскевича:

«В роте пана Скумина служил Войтек Брезицкий из Песков возле Люблина, страшный гуляка: пил с каждым, из-за чего стал помешенным и не знал, то ли день, то ли ночь, мог месяц не менять белья и ходить по городу, прикрывшись одной епанчей. Приехали были за ним дьяволы. Спал он обычно в зале, рядом с ним – какой-то Репницкий, его родственник, который служил на своем коне в его отряде, а также парень-слуга. Парень спал как ребенок, не слышал всего, только под конец. А тот Репницкий подробно описал, как было, что подтвердил и Брезицкий. Как раз в полночь слышат оба, будто едет воз по улице, а потом сворачивает к их усадьбе и – прямо на лестницу. Запряженный четырьмя лошадьми воз останавливается у кровати Брезицкого. Затем кто-то, спустившись с воза, говорит: «Меня прислали сюда за тобой, поэтому садись!». Он, будучи франтом, не теряя уверенности, отвечает: «Не езжу я, дьявол, на четверке!». А тот: «Вот тебе и шестерка». И, правда, прекрасный цуг в телеге! Брезицкий, чтобы избавиться от него, отвечает: «Плохой воз подготовлен: нет азиатских ковров». Но махнул [дьявол] платком, и все [появилось]. Здесь уже не было, как отговориться. Дьявол принуждает, чтобы немедленно садился; а тому не хочется. Тем временем [дьявол] привязал в ногах к ножке кровати веревку и потащил вместе с Брезицким. Того охватил ужас, душа чуть не вылетела из тела, кричит: «Парень, парень!». Но в головах некая старуха в белом начала защищать его, и сказала: «Этот человек еще не твой, иди в ад!». А дьявол Брезицкому: «Какую жизнь ты ведешь?». Показал ему все грехи от рождения, напомнил о множестве любимых развлечений и сказал: «Вот, зовешь сейчас парня, а вчера избил его за то, что пошел на вечернюю молитву в храм. Он лучше, чем ты». Затем, видя, что не может сладить с [лицом] в белом, вынул из воза копченого карпа и дал Брезицкому, сказав: «Ешь это со своими полковниками» (т.е. с Понятовским, Григорием Униховским и Крешем – каждый из этой троицы имел свое отдельную, невесть какую веру). Тут запел петух, и все исчезло. Ни жив, ни мертв, он едва дождался дня, а на рассвете – к монахам-бернардинцам. Недели две не выходил от иезуитов, исповедовался, причащался, а все равно где ни повернется, то [дьявол] предстает ему перед глазами в разных обличьях – то собакой, то котом, – не оставляет его в покое. Уже и экзорцизм читали над ним священники, уже и вино зарекался пить; чуть оправился через полгода. Однако потом еще больше начал пить мальвазии8, чем раньше вина» [2: 105–106].

Отсюда

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Кроме того, после 1918 года появились слухи о неком призрачном авто:

...Вероятно, апогеем развития обывательских страхов перед расплатой за совершенную революцию стала массовая истерия, охватившая жителей обеих столиц, относительно слухов о «черных авто». Они якобы появлялись по ночам в разных частях города и расстреливали обывателей и милиционеров. Все эти слухи были несостоятельными хотя бы потому, что в условиях войны была проведена ревизия всего моторного транспорта, а затем и реквизиция его у частных лиц для передачи в пользование государственных и общественных организаций, обеспечивавших нужды военного времени. Неучтенных, бесхозных моторов в стране, а тем более в столице, не было. Тем не менее революционизация массового сознания характеризовалась блокированием рациональных пластов мышления, поэтому страшилка о «черных авто» была подхвачена представителями разных слоев. Первое известие о них датируется 2 марта: «Появился в Петербурге некий “черный автомобиль”, мчавшийся, как говорили, из конца в конец столицы и стрелявший в прохожих чуть ли не из пулемета» [Суханов, 1991. С. 178]. «Русские ведомости» 9 марта сообщили о предпринятых в Петрограде «таинственными моторами» ночных разбойничьих набегах, сообщалось также, что удалось напасть на след некоторой организации (Русские ведомости. 1917. 9 марта). После этого тема «черных авто» стала самой популярной в столичной прессе, а 16 марта их «обнаружили» и в Москве. Журналисты даже смогли определить район, в котором появление «черных авто» носило почти регулярный характер – Трубная площадь, Сретенка и Садово-Спасская (Московский листок. 1917. 17, 18 марта). Но петроградские милиционеры в расследовании продвинулись дальше: они смогли заполучить список номеров этих авто, и вскоре был арестован гласный городской думы Д. А. Казицин, проезжавший в машине из списка [Кельсон, 1925. С. 169]. Когда личность депутата была установлена, «подозреваемого» тут же отпустили. Так как никакой контрреволюционной организации выявлено не было, сознание горожан переквалифицировало владельцев авто-«монархистов» в банду сбежавших уголовников. Кроме того, не без доли облегчения обывателями было замечено, что наибольшую опасность автомобили представляли для милиционеров, поэтому очень скоро появился слух об охоте на городскую милицию. «Черные авто» из информационного поля слухов перешли в семиотическое поле литературных и изобразительных образов. В журналах стали печататься фельетоны, карикатуры на пугающихся любого автомобиля милиционеров (20 век. 1917. № 14. С. 14). День 12 апреля стал рекордным по числу зафиксированных происшествий с «черными авто». Разбор каждого случая появления «черного авто» в отдельности показывает, как переросшие в массовый психоз индивидуальные страхи обывателей заставляли опознавать в качестве черных автомобилей практически любой движущийся ночью объект [Аксенов, 2005]. Характерен случай, произошедший поздно ночью 12 апреля, когда четыре милиционера Спасской части на автомобиле выехали для производства обыска по уголовному делу. Когда автомобиль проезжал по Невскому проспекту, он издал хлопок, то ли от лопнувшей шины, то ли из выхлопной трубы. На звук тут же отреагировали постовые милиционеры и открыли беспорядочную стрельбу вслед своим уезжающим коллегам, в результате которой была убита лошадь проезжавшего мимо извозчика. Когда автомобиль остановился, на находящихся в нем милиционеров набросилась толпа, намереваясь совершить самосуд. Постовые милиционеры смогли отбить своих товарищей от разъяренного народа, но на обыск в тот день милиционеры так и не попали, проведя остаток ночи в разбирательстве по данному происшествию. Другой случай произошел за Московской заставой по Можайскому шоссе. Стоящий на посту милиционер в темноте принял за черный автомобиль… броневик с солдатами, который не остановился на его свистки. Милиционер открыл стрельбу по броневику, солдаты, которые его не заметили, но услышали удары пуль о броню, ответили беглым ружейным огнем. Никто, к счастью, не пострадал (Петроградский листок. 1917. 13 апр. С. 5). Таким образом, массовое сознание российских обывателей трансформировалось под воздействием социально-психологической атмосферы, способствовавшей иррационализации мышления. Рабочие беспорядки весны-лета 1914 г., вырабатывавшие революционную психологию, проявились и в патриотических митингах периода мобилизации в форме немецких погромов. Тем не менее, в силу психологического кризиса, выразившегося, в частности, в росте числа душевнобольных и суицидальной активности, патриотическая пропаганда не смогла выработать универсальных лозунгов, которые консолидировали бы российское общество. В результате на протяжении всей Первой мировой войны значительную роль в формировании общественных представлений играли слухи, выливавшиеся порой в психические фобии, проявившиеся, в частности, в эпопее с «черными авто» в двух российских столицах...

Отсюда (за наводку спасибо Asket)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Это интересные истории, но немножко не то. Я имел в виду жесткую привязку: появление "призрачного транспорта" (карета, корабль, автомобиль, если не ошибаюсь, даже поезд в западном фольклоре) - и чья-то смерть в тот же день или в течение какого-то срока, по крайней мере, связанная с видением в представлении рассказчиков. Примерно так:

Цитата

Побережье Гаспе, Канада. Записано со слов Жозефы Комо из Карлетона.

В июне 1912 года, когда мне было двенадцать лет, туманным утром после трех или четырех дождливых дней я вдруг увидела гигантский парусник, плывущий между двумя скалистыми мысами близ отмели Ларок. Я закричала: "Папа, смотри, корабль у берега плывет к мели, до него не больше трехсот футов!"
Отец долго молчал, а потом сказал: "Дитя мое, это огненный призрак, присмотрись к нему внимательно". Это действительно был громадный корабль с темно-серыми парусами, покрытыми белыми пятнами. Можно было разглядеть мачты и отдельные паруса, большие и маленькие. Он казался монолитной массой - я не увидела руля или других деталей. Людей я тоже не разглядела, но увидела на палубе некие черные накладывающиеся друг на друга тени, напоминающие лежащие тела или бочки. Я пришла в замешательство. Судно быстро прошло мимо. Спустя целых 10 или 15 минут, далеко в заливе Шалер с его более высокими волнами оно разломилось на части, разрушилось, как будто нечто проело корпус и борта; наконец, огромная волна унесла обломки с глаз долой. Мой отец выглядел испуганным из-за видения корабля-призрака.
За обедом отец сказал: "В год, когда я впервые увидел этот корабль, умер мой отец. Когда я увидел его во второй раз, на Клондайке умер брат. На сей раз я не знаю, кто умрет в текущем году". В октябре месяце скончалась младшая сестра.

Fowke Е. Folktales of French Canada. Toronto, 1981, р. 127

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Насколько помню, мне таких историй не попадалось.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
32 минуты назад, Butoff сказал:

Насколько помню, мне таких историй не попадалось.

Вот и я не припомню. А в ирландском фольклоре их полно: https://vitkvv2017.livejournal.com/5214450.html

Я уж не говорю про морской фольклор, где встреча с кораблем-призраком считается верным предвестником несчастья. Напомню только самый знаменитый случай, который произошел с принцем Георгом (будущим королем Георгом V) на борту судна Е. И. В. "Инконстант":

cruiseofhermajes01albeuoft_0601a.jpg

"11 июля [1881 г., по пути из Мельбурна в Сидней]. - В 4 часа утра "Летучий голландец" прошел перед носом нашего корабля. В середине странного красного света отчетливо выделялись мачты, рангоут и паруса светящегося призрачного брига, прошедшего от нас в 200 ярдах по левому борту. Впередсмотрящий на баке сообщил о нем, когда судно было совсем близко по левому борту, вахтенный офицер с мостика также ясно видел его. Видел его и мичман с юта, которого сразу отправили на бак, но при сближении мы не обнаружили никаких следов или признаков реального корабля, будь то вблизи или вдали на горизонте. Ночь была ясная, море спокойное. Всего его видели тринадцать человек, но был ли это Ван Димен, Летучий Голландец или кто-то еще, остается неизвестным.
[Дальше принц цитирует строки из оперы Вагнера "Летучий Голландец" на немецком]
"Встречались ли вы с кораблем в океане,
Его мачты черны, словно кровь паруса?
Борт высок, и стоит человек бледноликий -
То на вахте бессменной стоит капитан.
Эй! - Как же ветер силен, йо-хо-хо!
Эй! - Йо-хо-хо, он свистит в такелаже!
Эй! Несется корабль, как будто стрела,
Не зная времени, покоя, без прощенья!"
"Tourmalin" и "Cleopatra" [два других корабля эскадры], которые плыли впереди справа по борту, просигналили, видели ли мы странный красный свет. В 6.15 заметили землю (гору Диана) на северо-востоке. В 10.45 матрос, который утром доложил о "Летучем голландце", упал с салинга фок-мачты на полубак и разбился насмерть. В 16.15 после учений мы встали против ветра с обстененными парусами и похоронили его в море. Он был опытным моряком-верхолазом, одним из самых многообещающих молодых людей на борту, и все были опечалены из-за его гибели. (По прибытии в следующий порт мы узнали, что с адмиралом тоже случилось несчастье).
The Cruise of H.M.S. "Bacchante" 1879-1882. The Private Journals, Letters, and Note-Books of Prince Albert Victor and Prince George of Wales, with additions by John N. D. Alton. L., 1886, p. 551.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

ЧЁРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ НА УЛИЦАХ ЛЕНИНГРАДА в 1931 году
В 1931 году по Ленинграду поползли слухи, что по улицам города разъезжает черный автомобиль, из которого выскакивают неизвестные люди в масках, похищают граждан и заставляют их мыть комнату, запачканную кровью. Что это: провокация или происки служителей неизвестного культа?
ЦГАИПД СПб Ф. 24. Оп. 1б. Д. 285. Л. 11-13. Из докладной записки полномочного представительства Объединенного государственного политического управления в Ленинградском военном округе (ПП ОГПУ в ЛВО) в Ленинградский обком ВКП(б) о распространении в Ленинграде провокационных слухов о «черном автомобиле». [Не позднее 19 февраля] 1931 г.

ЦГАИПД СПб Ф. 24. Оп. 1б. Д. 285. Л. 11.jpg

ЦГАИПД СПб Ф. 24. Оп. 1б. Д. 285. Л. 12.jpg

ЦГАИПД СПб Ф. 24. Оп. 1б. Д. 285. Л. 13.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Цитата

А в ирландском фольклоре их полно: https://vitkvv2017.livejournal.com/5214450.html

В ирландском фольклоре также много призраков, которые поют. Вот просто поют какую-то песню и все тут. А в России и Беларуси я раньше с таким не сталкивался. Хотя внезапно в этом году в одном архиве наткнулся на несколько записей о том, что встреченные инфрмантами призраки сразу принимались петь (даже были приведены тексты песен). Когда я нанес эти сообщения на карту, то был удивлен, так как они все оказались на территории двух смежных районов, вообще на довольно небольшом пятачке, причем были записаны разными людьми в разное время. Вот такой вот ирландский уголок на территории Беларуси, причем я поговорил с фольклористами и они оказались шокированы, что такое вообще может быть (шокировать фольклориста "обычным" призраком, как вы понимаете, невозможно). Вот и думали в этом году туда съездить, но пока планы приходится корректировать...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Когда искал параллели между близкими контактами с "инопланетянами" и фольклором, быличками, то попадались упоминания, что мертвец на карете или санях увозил жертву в иной мир. В европейском фольклоре такого добра больше, у англичан и близких географически к ним народам, отсюда и возникли "кадиллаки" МИБов. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×