Перейти к содержанию
Авторизация  
Butoff

Анализ случаев «необъяснимой» гибели людей на вепсских болотах с точки зрения фольклора

Рекомендуемые сообщения

Вячеслав Мизин обратился к теме необъяснимых обнаженных трупов в болотах с точки зрения фольклора. Использованы в том числе и данные наших экспедиций.
 

Цитата

Вводные данные.

В прессе получили освещение эпизоды нахождения обнаженных трупов на болотах в восточных районах Лен. области. Рядом с телами, не имеющими признаков насильственной смерти, обычно находят сложенную одежду. Погибшие были как мужчины (чаще), так и женщины, как местные, так и дачники. Подобные случаи рассредоточены по местности, но в ряде эпизодов события произошли рядом (что может указывать на привязку к определенному месту). Детали можно легко нагуглить, приводить их здесь подробно нет смысла).

(распространенную в СМИ версию о причине смерти пострадавших от летальных укусов неких летающих змей автор не рассматривает ввиду того, что она построена на ряде непроверяемых допущений: неизвестный вид змей, обладающий неизвестным ядом, укусы, не оставляющие следов, необнаруживаемые токсины вызывающие галлюцинации и т.д.).

При невозможности найти «рациональное» объяснение в «материальной» системе координат, есть шанс обозначить иную среду поиска ответа, а именно – обратиться к фольклору, поскольку именно фольклор фиксирует в народной памяти многие странные, необъяснимые «аномальные» и т.п. моменты и происшествия. В данной заметке автор не ставит перед собой цели:

- доказать правдивость или лживость информантов

- найти «материалистическое» объяснение этим случаям

Целью является воссоздание контекста этих «загадочных» происшествий на основании сравнения имеющихся исходных данных из разных источников, позволяющее взаимосвязано их объяснить. Иными словами, цель – создать условную среду исследования.

Расстановка акцентов

Достаточно странные обстоятельства смерти людей предполагают детальнее обратиться к рассмотрению этих происшествий. Рассматривая детали происшествий, следует разделить их на несколько отдельных моментов:

1.Вступление, условно, «человек находится в лесу, на болоте». Сам по себе этот факт не является чем-то необычным т.к. причин для прогулок по лесу или болоту может быть много (охота, сбор грибов, ягод). Но он констатирует факт нахождения в «среде происшествия».

2.Раздевание. По имеющимся сведениям люди раздевались и складывали одежду добровольно и чаще аккуратно, без паники. Очевидно, что этому процессу что-то предшествовало, что-то нестандартное, поскольку раздеваться нормальным людям в лесу не свойственно. Возможно одно традиционное исключение: в случае если человек заблудился в лесу, есть народный метод найти верную дорогу, вывернув наизнанку одежду на себе. Однако рассматриваемые эпизоды к этой традиции видимо не имеют отношения, т.к. для переодевания не обязательно полностью раздеваться и складывать одежду.

3. Смерть. Причины смерти обычно указываются как «естественные». Здесь можно допустить два варианта: человек раздевшись сразу умирает, либо между раздеванием и смертью происходит что-то еще, что препятствует тому, чтобы человек мог одеться и адекватно воспринять реальность («избежать смерти»).

Расставив акценты, можно попробовать сформулировать ключевые вопросы, касающиеся этих эпизодов. Первый и главный вопрос: что предшествует раздеванию или что может заставить человека раздеться в лесу, аккуратно сложив одежду? Скорее всего, основную причину смерти также стоит искать в этом «что-то». Поскольку это «что-то» само не убивает человека (физически), то допустимо сформулировать его воздействие как «приводящее самостоятельно к естественной смерти» (например через замерзание). Т.е. алгоритм явления состоит в том, что оно косвенно направляет человека к смерти, при этом физическая причина смерти не важна (т.к. нет прямого воздействия), важен момент-событие приводящее-направляющее к ней.

Поскольку подобное добровольное раздевание не свойственно для стандартных ситуаций поведения человека в лесу, логично допустить, что речь идет об измененной реальности (измененном состоянии сознания), некотором происшествии, выходящем за рамки обыденного алгоритма сбора грибов или охоты. Т.к. в данном случае речь идет о происшествии в лесу или на болоте, т.е. в среде, издревле сопутствующей человеку и так или иначе освоенной им издревле, то вполне естественным шагом будет обратиться к фольклору. Обратившись к преданиям, зададим тот же ключевой вопрос «в каких случаях человеку свойственно раздевание в лесу?», «что может заставить человека раздеться в лесу?».

Фольклорные параллели.

Приступая к рассмотрению фольклорных примеров подобных происшествий, следует отметить, что ареал их распространения гораздо шире, и охватывает не только СЗ России, но и сопредельные страны.

«предание о чертях, которые поджидали идущих из корчмы пьяниц и затем всю ночь водили их по болоту, а наутро человек просыпался на камне раздетым»

«Предание гласит, что однажды ночью заблудился путешественник. Он заметил огонёк, подошел и увидел домик, войдя в который нашёл тёплую печь. Путешественник разделся и поставил обувь сушиться, а сам лёг в кровать. Утром он увидел, что лёг около камня, на котором были сложены его обувь и одежда»

«хозяин дома предложил переночевать. Гость разулся, отсыревшую обувь и портянки положил на печь для просушки, а сам лёг и погрузился в сон. Поспав немного, музыкант проснулся от студёного холода. Его била дрожь, зубы стучали. Замёрзший мужчина посмотрел вокруг и был нескончаемо удивлен, так как оказалось, что он лежит на огромном камне»

«выпив в Вецслободе со своими знакомыми, отправился потом домой. Когда мужчина приблизился к камню, ему показалось, что он уже находится дома, а рядом – тёплая печь или печная лежанка. Он разделся и лёг на камень спать. Мужчину нашли замёрзшим»

«Он перешёл речку, и тут ему показалось, что он уже находится дома. Мужчина разделся и лёг спать. Через какое-то время у него как будто пелена с глаз спала. Он увидел, что сидит, забравшись на стог сена в поле рядом с большим камнем.»

«Одному мужику почудилось, что он находится в бане. Там он разделся, но потом, когда очнулся, увидел, что сидит на камне в реке»

«Ночью подвыпивший мужик шёл по дороге. К нему «прибился блуд» в виде молодой женщины. Она пригласила мужика к себе домой на ночёвку. Мужик проснулся утром, лежа раздетым на камне.»

«К мужчине, который заблудился вблизи валуна, подошёл незнакомец и спросил, чего он один посреди ночи тут ходит, и предложил зайти к нему погреться. В доме незнакомца человек залез на печь и заснул.»

«В лесу заблудился старичок, и уже наступила ночь. Тут к нему подошёл незнакомец и предложил ночлег. В доме незнакомца старичок разулся и лег на печку, но когда запел петух, всё исчезло. Он лежал в болоте на камне.»

«Парень ночью шёл через болото и начал блудить. Перед ним на тропинке стали появляться странные здания, похожие на дворцы с высокими большими заборами вокруг них. Подходя ближе, он видел, как здания исчезали и заново появлялись в другом месте. Так парень блудил до полуночи, а потом легко нашёл дорогу домой»

«В дороге старичка догнал один господин и они, разговаривая, прошли большое расстояние. Тогда господин пригласил старичка переночевать у него. В доме господина в очаге горел яркий огонь, оба согрелись и наелись. Тогда господин приготовил старичку кровать из подушек, и старичок вскоре заснул. А утром очнулся в таком глубоком болоте, что и не вылезти»

«У Чёртова озера ему навстречу вышел какой-то мужчина и сказал, что топит баню, пригласил пойти в неё мыться. Игнат снял рубашку, и перед тем как зайти в баню, перекрестился. И тут он осознал, что стоит на краю обрыва Чертока. Если бы не перекрестился, упал бы в озеро»[цитируется по https://www.ufo-com.net/publications/art-8768-toli-kamen-toli-dom.html ].

[А то, что в лесу есть какое-то место, где можно заблудиться, не слышали?] О, это колькi, людзi блудзяцца. Это ўжэ цi то ў Гаўрыльчiцах мужчына як пайшоў прошлы год, так яго ж толькi найшлi. У аўгусце найшлi яго толькi. Ну, косцi ляжалi. Пайшоў у грыбы, старэнькi мужчына больш за семдзесят пяць год яму было ўжэ. I пайшоў i пайшоў, i шукалi таго дзiда, шукалi, i няма того дзiда i няма. Да эта ж ён летась хадзiў, а эта вясной трапiлi. То ляснiк трапiў, што ён пянжак свой скiнуў, яму жарка было. I ён пазнаў, што эты пiнжак этага дзiда. I пашлi шукаць, то, гавораць, яшчэ то место, дзе пiнжак яго ляжаў метраў двесцi яшчэ прайшлi далей i ляжалi яго косьцi. Ён раздзеўса дагала. Толька на ем маечка i трусiкi, сапагi стаялi, штаны ляжалi. I ён ручкi пад голаву так во палажыў i гэтак ён дайшоў… [информант: Бебко Олимпия Михайловна, 1935 г. р., д. Чалонец Солигорского р-на Минской области, опросили И. Бутов, В. Гайдучик в 2019 году (экспедиция "Уфокома" № 255)].

Ряд фольклорных сюжетов также показывает возможность внезапного «перемещения» человека «между реальностями».

 «22. Был у нас дедушка — сторожил церкви, на горе жил. Пошел как-то вечером он в Пахурово. Идет-идет, видит: дом стоит, в нем свет горит. Он зашел, там сидели трое. Встретили его хорошо, налили вино в рюмку. Перед тем как выпить, дедушка перекрестился и очнулся под ольхой. Сидевшие в доме выглядели как обычные люди».

«23. Дедушка по лесу шел. Слышит: в лесу поют, пошел туда. Там сидят мужики и поют. Дали ему рюмку, он взял, перекрестился, хотел выпить, слышит: тихо кругом, никого нет, а в руке у него еловая шишка».

«280. Один пьяный мужик шел полем из села домой в деревню. Напился и шел. Идти-то метров триста. Шел, шел. Осенью. Огни видит, снегу еще немного. Деревня близко, значит, скоро дом его будет. Идет, идет, никак до деревни дойти не может, а он ходит кругом. Выругался: «Да что такое?!» Чертей тут помянул. Вдруг слышит: едут на лошадях. Остановились тут. Говорят: «Садись, мы тебя довезем!» Он сел. Мало время прошло. O-о, подъехали к дому! Там гулянье, пляска. Его за стол посадили, налили вина в рюмочку. А он: «Дай, Бог, не последнюю, Господи, благослови!» Только так сказал и очутился средь поля, а в руках держит конское говно. И никаких гулянок, плясок — ничего нет. Сразу протрезвел и бегом домой». [Мифологические рассказы Архангельской области / Сост. Н. В. Дранникова, И. А. Разумова. — М.: ОГИ, 2009. — 304 с. — (Нация и культура / Фольклор: Новые исследования)].

В описании методов поиска пропавших и заблудившихся людей, также можно встретить упоминания: «[КАА:]  Ну вот, она потом сходила, говорит: «Нашли ведь мужика»… [КАА:] Его голого и привезли.» [Между мифом и историей: мифология пространства в фольклоре Русского Севера /Сост. А.Б. Мороз, Н.В. Петров – М.: Форум : Неолит, 2016. – 496 с. C. 299]

«Молодой мужик зимой на тракторе домой ехал. Нашли потом раздевши до майки и босиком. Башмаки повешены на суку. Ну кто его водил? Али просто так? Зимой это было, снег напавши. А пьяных и водят, говорят. Но парень мертвый уже был» [Традиционный фольклор Новгородской области. Серия Памятники русского фольклора. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963–1999 г.: – СПб.: Алетейя, 2001. – 534 с. Стр. 268].

«Черт является путнику в обличье соседа: заставляет улечься на печь, которая оказывается камнем. Сюжет, широко бытующий в Холмском и, по-видимому, в некоторых других районах Новгородчины. Повествование развивает традиционные представления о вождении пьяных нечистью, чертом» [Традиционный фольклор Новгородской области. Серия Памятники русского фольклора. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963–1999 г.: – СПб.: Алетейя, 2001. – 534 с. Стр. 450].

Подобные сюжеты можно встретить не только в удаленных районах, но и вблизи Санкт Петербурга:

«История не по мистической теме. Старый человек с плохой памятью поскандалил в химчистке, сел на автобус, вышел на кольце в Лахте, ушел в болота, разделся до трусов, наверное подумал что дома, сложил одежду и лег на бок подложив под голову руки, был, кажется, сентябрь, его нашли в кажется в мае дети, хорошо сохранился.1987 год» [Информант: Широков Владимир Михайлович, СПб, запись 20 декабря 2019 г.].

Рассмотрение деталей с точки зрения фольклора

Обращение к фольклору может быть оправдано и тем, что ряд случаев последних лет на СЗ России являются практически калькой с фольклорных сюжетов, что может указывать на правомочность подобного обращения и соответствие его правилу Оккама («не следует множить сущее без необходимости»). В качестве примера можно сравнить два эпизода:

 «В минувшие выходные, 22 августа, тело неизвестного мужчины обнаружили недалеко от популярного в народе родника у деревни Знаменка в Псковском районе. Эту неожиданную находку сделал грибник в лесу, около автодороги Псков–Гдов. Примерно в 350 метрах от деревни Знаменка в лесу, у родника,  обнаружено тело мужчины без одежды, он лежал в обнимку с поваленным деревом, – рассказал корреспонденту Антон ДОБРОХОТОВ, старший помощник руководителя СУСК России по Псковской области. – Внешних признаков насильственной смерти не установлено. Судя по виду, тело могло пролежать в лесу два-три дня. Проводится экспертиза. Причины смерти и личность погибшего устанавливаются.  [ https://www.province.ru/pskov/proisshestvie/najden-trup-gologo-muzhchiny-v-obnimku-s-derevom.html , https://pln-pskov.ru/psk/accidents/214092.html ].

«Моей племянницы муж. Ён бригадиром у нас был. Ну, от нас и шёл. Ёна моя племянница, жонка-то явонная. Ну, идёть. И жена навстречу. Только через мост-то перешёл. А вот на мосту всегда причуживалось бувало. Ну от. Только ён через ручей перяшел – а тут сразу лясок, сосны. Ну ёна встречаить яго. Как жонка. Ну, ухватились и давай цалаватца!  Вот ён цалуить, цалуить, цалуить…

- Ну, Таня, пойдём таперя домой!

Дорога-то домой жа рядом. Ну, уж яе бярёть, ташшить, а не сташшить никак под руку!

- Да, Таня, да что у тябя! Жана, чаго ты ня идёшь?! Как удолбина стоишь!

А потом ён матюгнулся (или как он – Богу, что ль)… И ажно ташшить сосну обнёмши! И сосну цаловал и ташшить яе с собой! Как быдто Таню, жонку! А это ня жонка была, а чартиха. Вот уж это правда» [Традиционный фольклор Новгородской области. Серия Памятники русского фольклора. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. По записям 1963–1999 г.: – СПб.: Алетейя, 2001. – 534 с. Стр.  253].
В двух приведенных выше свидетельствах прослеживается если не общий, то вполне идентичный по направленности алгоритм. В этом же ключе сравнений представляет интерес рассмотреть еще один известный по СМИ «загадочный» эпизод, когда был обнаружен труп –  «в крови не обнаружили ни алкоголя, ни следов наркотиков. А смерть наступила... от удушения. Рот, нос, горло лесоруба были забиты жидкой дорожной грязью. Грязь была и под ногтями, создавалось впечатление, что он ковырял землю и ел грязь руками» [https://www.spb.kp.ru/daily/23612/46726/]. Данное, на первый взгляд, более чем странное, поведение перед смертью также имеет фольклорные параллели – когда находящийся в измененном мировосприятии человек начинает употреблять в пищу несъедобные предметы, принимаемые за еду (см. выше примеры о шишке, конском навозе и т.п.).

Указание на ИСС (Измененные Состояния Сознания): упоминание в качестве «пострадавших» пьяных вполне закономерно – алкоголь сильный наркотик, вызывающий ИСС. Заблудиться в лесу («потеряться») –  иными словами, оказаться вне рамок обычного предсказуемого хода вещей. Т.е. указание на людей заблудившихся (оказавшихся вне привычного восприятия пространства) и пьяных (воспринимающих реальность искаженно ввиду воздействия алкоголя) в данных происшествиях выглядит вполне логичным. Рассматривать подобные проявления имеет смысл с учетом подобных факторов изменения восприятия, которые также отмечены в фольклоре.

Зов: случай, где человек ушел от компании, как будто его позвал «кто-то». Раз он не сказал «кто», не выразил удивления и не обратился к друзьям, то, скорее всего, «зов» воспринимался как банальность, возможно облеченная в «игровую» форму. Этот момент также соответствует фольклорным сюжетам, в которых упоминаются образы «соседей», «знакомых» которые заманивают человека в чащу.

Молитва и мат: упоминаемые в фольклоре избавления от «морока» после произнесения молитвы (имени Господа) или матерной ругани также выглядят вполне логично. В рассматриваемом контексте они указывают на резкую смену восприятия, поскольку в обычной жизни ни то ни другое обычно не используется большинством людей. Молитва и мат внешне противоречивы, но по смыслу оба фактора употребляются людьми в экстремальных ситуациях. Может представляться важной не направленность, а именно эта смена/переключение. Несмотря на разницу в этической окраске оба метода в рамках рассматриваемой фольклорной среды вполне «рабочие» именно по этой причине.

Таким образом, в фольклоре есть упоминания о происшествиях в лесу, на болотах, в которых человеку свойственно самостоятельно раздеваться, и в некоторых случаях эти происшествия приводили к смерти. При этом, ряд внешне «необъяснимых» деталей (например, поедание грязи, обнимание дерева, беспричинный уход в лес от товарищей и др.) в фольклорном контексте выглядят вполне «объяснимыми» при соприкосновении человека с «иной реальностью».

Исходя из сопоставления современных случаев с фольклорными аналогами, можно предложить следующий возможный алгоритм происшествий:

    Первым моментом видимо можно назвать фактор признания человеком того что он заблудился (создание стресса приводящего к ИСС).

    Перейдя определенную черту (ручей, еще что-то, на что также есть ряд указаний в рассмотренных примерах) или оказавшись в измененном состоянии сознания (стресс от потери ориентации в лесу?) он оказывается в измененной реальности.

    Далее можно предположить, что пострадавший «вдруг» выходит к дому, бане или неведомой деревне (или даже к себе домой), где ему будет «предложено» «помыться», «передохнуть», «поспать», на что он соглашается, спокойно раздеваясь. Назовем это моментом «материализации» желания выбраться из леса, отдохнуть, оказаться дома. Т.е. условный феномен, создавая стрессовую ситуацию (заблудился), дает иллюзорное спасение от нее, в итоге приводящее к смерти.

    Через некоторое время (ночью?) «внезапно» человек оказывается не «дома» или «бане» куда зашел, а раздетым в лесу или на болоте. Вероятно шок от смены декораций (чтобы было понятнее, представьте, что вы засыпаете у себя дома и просыпаетесь ночью на болоте), а также неуверенность в этой очередной «реальности» будет ключевым фактором, который может помешать человеку начать искать одежду и одеться, адекватно воспринимать происходящее вокруг. Именно неопределенность границ «реального» после подобного происшествия может оказаться фактором снижающим стимул борьбы за выживание.

Для уточнения необходимы следующие дополнительные сведения о местах происшествий:

- есть ли вблизи нахождения тел ручьи, которые пострадавший мог перейти, иные формы природных «границ», а также камни, старые деревья, или иные приметные формы рельефа?

- известны ли места нахождения тел как блудные среди местных жителей? В одном из случаев, когда тела были обнаружены на одном месте, вполне возможно говорить о привязке феномена к конкретному «гиблому месту».

- не было ли в районе гибели людей случаев, когда заблудившийся человек выходит к неизвестным ранее в этой местности деревням, домам и иным строениям? Или «слышит» шум, свойственный обитаемой местности (голоса людей, шум хозяйственной деятельности и т.п.)? Возможно, такие моменты отмечены в местном фольклоре? (здесь необходимо сделать небольшое примечание: вполне возможно, что именно в данной местности может не быть сюжетов, подобных цитируемым выше, поскольку все заходившие в «нездешние» дома погибали, именно поэтому представляет интерес сбор возможных сведений о наблюдении «посторонних» деревень и домов со стороны).

- какая микротопонимика сопутствует местам гибели людей?

- представляет интерес вероисповедание погибших (для уточнения – в рамках какой мировоззренческой схемы могло восприниматься ими происходящее?)

- теоретически могут представлять интерес и инструментальные наблюдения на местах обнаружения тел.

Завершая обзор можно констатировать, что растиражированные СМИ происшествия свойственны не только вепсским болотам, но имеют гораздо более широкое распространение, а также являются вполне «традиционными» и отраженными в фольклоре Восточной Европы. Обращение к фольклорным свидетельствам позволяют «объяснить» (в рамках традиционных народных представлений) ряд деталей происшествий, которые при современном взгляде представляются «необъяснимыми». В качестве рабочей гипотезы, за основу феномена можно принять измененное состояние сознания человека, причины которого нуждаются в дополнительном изучении.

Вячеслав Мизин, 2019 год

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Цитата

И ажно ташшить сосну обнёмши! И сосну цаловал и ташшить яе с собой! Как быдто Таню, жонку

Напомнило подобные сюжеты из китайской демонологии: 

Цитата

Возвращавшегося из столицы Цинь Шу в пути застигла ночь. Цинь сбился с дороги. Завидев вдали огонек, он поехал на свет в надежде на ночлег и вскоре оказался у хижины, в которой жила некая девушка. Не решаясь войти. Шу попросил у нее позволения провести ночь во дворе, но скоро она позвала его в дом
и усадила за стол. Видя, что девушка живет совершенно одна. Шу осмелел и обратился к ней с интимным предложением, на что она со смехом согласилась. Они провели ночь на одном изголовье, а утром на прощание девушка со слезами на глазах подарила Шу колечко и сказала, что более они не увидятся. Отъехав на насколько десятков шагов. Шу оглянулся и вместо хижины увидел могильный холм. А колечко вскоре потерял(ТПГЦ. 324.1). В рассказах такого типа следует обратить внимание на несколько характерных моментов. Душа умершей встречает путника (или приглашает) в жилище, которое в тексте характеризуется как
бедное — это. как правило, хижина, сооруженная из прутьев и травы, где нет даже огня в очаге, а часто не бывает и самого очага
по причине крайней бедности (ТПГЦ. 327.15. и др.). Однако в ряде случаев путник может оказаться и в роскошных чертогах — когда останавливается на ночь у умершей женщины, занимавшей когда-то достаточно высокое общественное положение.
В рассказе «Цуй Ло-шэ» (ТПГЦ. 326.7) описывается случай, когда главный герой. Цуй. проезжая вечером мимо усадьбы с красными воротами, был остановлен слугой, который сказал, что его хозяйка непременно хотела бы видеть Цуя. Удивленный. Цуй пошел со слугой внутрь и там встретился с красавицей, которая стала потчевать его роскошными яствами. II хотя Цуй понял, что имеет дело не с человеком, он провел с красавицей время до утра в удовольствиях. Наутро она подарила Цую нефритовое кольцо и выпроводила прочь. Когда он отошел немного от дома и оглянулся. то увидел, конечно, могилу.

Следует отметить, что не все ночные встречи в домах умерших душ заканчиваются для человека благополучно.
Например, торговец Чэнь, оказавшись вечером рядом с внушительного вида поместьем, заезжает туда в поисках ночлега и сталкивается с человеком страшной наружности. «Тут луна выплыла из-за туч, и он увидел, что лицо его было совершенно черное. а глаза без зрачков». Чэнь тут же бросился бежать и только этим спасся. Потом от одного старика он узнал, что в том месте обитает вредоносная душа умершего (ТПГЦ. 317.16). А в рассказе «Ху Юнь-и» (ТПГЦ. 344.4) описывается другой не лишенный интереса случай. Ху Юнь-и вместе с женой направлялся к новому месту службы, и в пути их дочиста ограбили разбойники. Ограбленных пожалел и приютил старик, который оказался настолько любезен, что предложил Ху временно оставить жену у него, а
самому добираться до места службы и вступать в должность, после чего будут средства вернуться за женой. Ху согласился и уехал один. Прибыв на место и приступив к службе, он неожиданно получил от жены письмо, где она сообщала, что без него уже проплакала все глаза и что нашла утешение с юношей, также
живущим у старика. Ху. вне себя от гнева, тут же бросился назад. желая отомстить коварному старику и ветреной жене, но нашел на прежнем месте лишь могилу, а в ней — тело мертвой уже супруги.

Примечательно, что «призрак места», гиблого места — может ввести одинокого путника где-нибудь в поле в измененное состояние сознания, и, без труда внушить ему любую картинку — например, что он находится в шикарного вида дворце. Думаю, поэтому трупы не имеют признаков насильственной смерти, сами добровольно раздеваются, жрут грязь и обнимаются с деревьями или камнями. Под наркотиками или гипнозом человеку чудится/можно внушить все то же самое - и дворец в поле или на болоте, и обнаженную красавицу, и стол с вкусными яствами... 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 25.12.2019 в 18:41, Butoff сказал:

Указание на ИСС (Измененные Состояния Сознания): упоминание в качестве «пострадавших» пьяных вполне закономерно – алкоголь сильный наркотик, вызывающий ИСС. Заблудиться в лесу («потеряться») –  иными словами, оказаться вне рамок обычного предсказуемого хода вещей. Т.е. указание на людей заблудившихся (оказавшихся вне привычного восприятия пространства) и пьяных (воспринимающих реальность искаженно ввиду воздействия алкоголя) в данных происшествиях выглядит вполне логичным

Никого ничего не смущает? 

В 25.12.2019 в 18:41, Butoff сказал:

Молодой мужик зимой на тракторе домой ехал. Нашли потом раздевши до майки и босиком.

 

В 25.12.2019 в 18:41, Butoff сказал:

Пайшоў у грыбы, старэнькi мужчына больш за семдзесят пяць год яму было ўжэ. I пайшоў i пайшоў, i шукалi таго дзiда, шукалi, i няма того дзiда i няма. Да эта ж ён летась хадзiў, а эта вясной трапiлi. То ляснiк трапiў, што ён пянжак свой скiнуў, яму жарка было. I ён пазнаў, што эты пiнжак этага дзiда. I пашлi шукаць, то, гавораць, яшчэ то место, дзе пiнжак яго ляжаў метраў двесцi яшчэ прайшлi далей i ляжалi яго косьцi. Ён раздзеўса дагала. Толька на ем маечка i трусiкi, сапагi стаялi, штаны ляжалi. I ён ручкi пад голаву так во палажыў i гэтак ён дайшоў…

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 часа назад, Butoff сказал:

Первый и главный вопрос: что предшествует раздеванию или что может заставить человека раздеться в лесу, аккуратно сложив одежду? Скорее всего, основную причину смерти также стоит искать в этом «что-то». Поскольку это «что-то» само не убивает человека (физически), то допустимо сформулировать его воздействие как «приводящее самостоятельно к естественной смерти» (например через замерзание). Т.е. алгоритм явления состоит в том, что оно косвенно направляет человека к смерти, при этом физическая причина смерти не важна (т.к. нет прямого воздействия), важен момент-событие приводящее-направляющее к ней.

Поскольку подобное добровольное раздевание не свойственно для стандартных ситуаций поведения человека в лесу, логично допустить, что речь идет об измененной реальности (измененном состоянии сознания), некотором происшествии, выходящем за рамки обыденного алгоритма сбора грибов или охоты. Т.к. в данном случае речь идет о происшествии в лесу или на болоте, т.е. в среде, издревле сопутствующей человеку и так или иначе освоенной им издревле, то вполне естественным шагом будет обратиться к фольклору. Обратившись к преданиям, зададим тот же ключевой вопрос «в каких случаях человеку свойственно раздевание в лесу?», «что может заставить человека раздеться в лесу?».

"Аккуратное раздевание" продолжает происходить и до сих пор (David Paulides, 411 Missing people https://x-files.site/articles.php?article_id=4758), и болото ли, лес или поле - в принципе, не играет никакой роли. А вот употребление алкоголя (точнее, химические процессы, происходящие в организме в заданных условиях) и первичное переохлаждение - главные подозреваемые.

Цитата

Впервые это явление было тщательно описано в статье немецких судмедэкспертов Ротшильда и Шнайдера, опубликованной в 1995 году в журнале International Journal of Legal Medicine. Авторы проанализировали 69 случаев гибели людей от переохлаждения, которые были изучены в их институте с 1978 по 1994 год.

Было установлено, что каждый четвертый замерзший при различных обстоятельствах человек был найден раздетым.

По мере охлаждения тела организм включает защитную функцию — вазоконстрикцию, в результате которой происходит непроизвольное сужение кровеносных сосудов внешних покровов кожи, позволяющее снизить потери тепла. Однако для сжатия этих мышечных клеток требуется энергия и потребление глюкозы, поэтому при дальнейшем охлаждении сжимающие сосуды мышцы в определенный момент расслабляются. Это заставляет теплую кровь, омывающую внутренние органы, хлынуть к периферийным тканям, и человек ощущает «горячую вспышку» — мощный прилив тепла.

Не отдавая отчета в том, что делает, человек судорожно срывает с себя одежду, чем еще больше усугубляет свое положение.

<•••>

Парадоксальное раздевание известно в альпинистских кругах: зафиксированы случаи, когда замерзшего человека находили раздетым в пещере или в снегу, а где-то неподалеку лежала аккуратно сложенная одежда, иногда прикрытая камнем.

Случаи гибели людей от переохлаждения встречаются повсеместно, в том числе в странах с умеренным климатом. Чаще всего от гипотермии погибают пожилые или больные люди, дети или те, кто находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. 

Источник

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если же отбросить версию гипотермии, то и такое встречается в медицинских исследованиях (автоматический Google перевод):

Цитата

Парадоксальное раздевание - это феномен, характеризующий некоторые смертельные случаи гипотермии.  Жертвы, несмотря на низкую температуру окружающей среды, парадоксальным образом снимают одежду из-за внезапного ощущения тепла.  В этом отчете мы описываем случай подозрения на парадоксальное раздевание в случае отсутствия гипотермии.  Пострадавший, 51-летний белый, был найден мертвым в кроссовках и носках.  Вся другая одежда была найдена в его машине.  Посмертные исследования позволили исключить гипотезу гипотермии и выявили наличие разорвавшейся аневризмы головного мозга, вызвавшей субарахноидальное кровоизлияние, которое привело к смерти.  Отсутствие каких-либо элементов, предполагающих добровольное раздевание или вовлеченность ДНК какой-либо третьей стороны [криминал], а также возможность того, что субарахноидальное кровоизлияние могло бы привести к повреждению гипоталамуса каким-то другим [криминал] образом, сделало возможным предположить гипотезу о неподходящем чувстве тепла из-за вызванной кровоизлиянием дисрегуляции  терморегулирующие центры гипоталамуса.

Источник на английском языке

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Одна голова - хорошо, а несколько все-таки лучше. Погуглил - действительно в англоязычной медицинской литературе таких случаях пруд пруди: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=Paradoxical+undressing

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я вот удивляюсь.. Получается что молодой тракторист после работы напился, сел на трактор и поехал домой.. При этом он не мог быть сильно пьян - иначе бы "пересчитал" все столбы и заборы порушил.. Потом он слез с трактора, пошел в зимний лес и там начал раздеваться неспеша и артистично ("башмаки на сук повесил") и потом продолжил прогулку пешком? - извините, неверю! Это с чего бы? Как надо было напиться, что бы "глюки  поймать"? Пьяный на морозе может упасть, уснуть и замерзнуть. Но раздеваться? :blink: Много ли голых алкашей в снегу находят?! 

Второй упомянутый случай  дедушкой преклонного возраста. .. Старик с раннего утра напился и пошел по грибы? (ну не после обеда же он пошел по маслята!).. А если бы дед настолько выпил, что решил раздеться в лесу и аккуратно лечь поспать.. Да не пошел бы он в лес вообще! И не раздевался бы до нижнего белья! Жарко стало - скинул пинджак. Потерял потом (верю). Присел у дерева и задремал (разморило на солнце) - верю. Но вот раздеваться - это уж извините. Тут надо серьезно уже напиться водки, что бы спутать лес с избой. 

Что-то несуразица получается.. Это надо все рассматривать скорее всего как случаи резкого помешательства под воздействием неизвестного фактора, а не привязывая пьянку как один из основных факторов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Рей, Вы пропустили научную работу про эффекты от индивидуальных повреждений в области головного мозга с вовлеченностью гипоталамуса. А там по ходу происходят кровоизлияния и т.п., что нужно знать медикам. Только с ними и можно продолжить разговор, т.к. эффекты от подобных нарушений в головном мозге - не такое уж и частое для наблюдения явление, вот и кажется настолько мистическим. 

Ну а почти полный список условий, при которых происходят подобные явления, перечислены здесь https://x-files.site/articles.php?article_id=4758

Дэвид Паулидес занимался сбором таких случаев в национальных парках Америки за 1940-2018 годы.

Пьянку как раз все хотят игнорировать, но Вы не можете игнорировать тот факт, когда какой-то участок в головном мозге "сломается", совпав по времени с употреблением алкоголя, даже в небольшом количестве.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А причем тут научная работа? Люди конечно могут умереть очень быстро от кровоизлияния в мозг или остановки сердца. Но я ведь не о причинах смерти написал. Я против собирания в качестве аргументов "до кучи" подобных случаев. Дед мог просто сойти с ума, а вот подчеркивание что тракторист был пьян и это способствовало такому странному поведению - "притянуто за уши" на мой взгляд. Тут или мистика, или "белая горячка" ( "измененная реальность"). Но не все сразу. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Прочитал статью по Швеции - есть корреляции такого раздевания с алкогольной интоксикацией, а также с психическими расстройствами и слабоумием. Жертв находили недалеко от домов, а не в дремучем лесу или на болоте. Т.е. такие переохлаждения случаются и в черте города. До конца неясны причины, побуждающие к раздеванию, есть только гипотезы. Без помутнения рассудка вряд ли такое возможно, а вызвать его может и алкоголь в сочетании с другими факторами, и наркотики, и психическая болезнь, и бог весть что ещё. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 25.12.2019 в 23:04, hairmaven сказал:

Пьянку как раз все хотят игнорировать, но Вы не можете игнорировать тот факт, когда какой-то участок в головном мозге "сломается", совпав по времени с употреблением алкоголя, даже в небольшом количестве.

Однако автор статьи пишет 

В 25.12.2019 в 18:41, Butoff сказал:

Указание на ИСС (Измененные Состояния Сознания): упоминание в качестве «пострадавших» пьяных вполне закономерно – алкоголь сильный наркотик, вызывающий ИСС.

Извините, но в каких количествах? Одно дело сидеть дома и пить неделю запоем до галлюцинаций,  и другое дело - управлять транспортом, ходить по лесу и вдруг впасть в маразм..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 минуты назад, Робинзон сказал:

Без помутнения рассудка вряд ли такое возможно, а вызвать его может и алкоголь в сочетании с другими факторами, и наркотики, и психическая болезнь, и бог весть что ещё. 

Вот! Именно только при помутнении рассудка разные по физическому состоянию и возрасту люди вдруг начинают раздеваться, но при этом накануне ничем не проявляя свою болезнь. 

Фольклор - это одно. А дополнение современными случаями без рассмотрения причин смерти с точки зрения медицины в каждом конкретном случае - это другое. Не следовало бы смешивать былички и фактические случаи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Тех, кто снимал одежду и аккуратно её складывал, находили и в живом виде, только с очень помраченным сознанием. И, кстати, криминалисты пытались найти криминал в этих ситуациях, т.к. была зыбкая связь не с алкоголем, а с неизвестными веществами, близкими к наркотическим или им подобным. Опять же, не важны наркотики и алкоголь, важно то, что в каждом индивидуальном случае это либо ведет к поражению, связанному с гипоталамусом, либо у другого человека - другое слабое место, и гипоталамус не будет вовлечен, и,значит, не будет "парадоксального раздевания".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 минуты назад, Рей сказал:

Именно только при помутнении рассудка

Алкоголь способствует гипотермии (переохлаждению) - с одной стороны, кровь стремится к поверхности тела и человеку кажется, что жарко, кожа горит, а с другой - это способствует ускоренному переохлаждению организма. Но все равно без галлюцинаций раздеваться невозможно, а тем более обнимать дерево и жрать грязь. Тут должно быть помутнение хоть как. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 минуты назад, hairmaven сказал:

Тех, кто снимал одежду и аккуратно её складывал, находили и в живом виде, только с очень помраченным сознанием

Ага! Только вот в чем вопрос.. Мы будем обсуждать конкретную статью с конкретными случаями (из нее же ) или вообще проблему в целом? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
4 часа назад, Butoff сказал:

В данной заметке автор не ставит перед собой цели:

- доказать правдивость или лживость информантов

- найти «материалистическое» объяснение этим случаям

Целью является воссоздание контекста этих «загадочных» происшествий на основании сравнения имеющихся исходных данных из разных источников, позволяющее взаимосвязано их объяснить.

Вот в чем "фишка"! Берется неопределенное по достоверности из прошлого с неизвестным даже приблизительно временем и сравнивается с тем, что может быть подтверждено в ряде случаев документально! Вплоть до медицинского заключения! Вот именно это меня и удивило! Одно дело рассказы бабки о том, что ей прабабка рассказывала, и другое дело события прошлого века. Насколько корректен такой подход?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Места, где находили трупы (Вепсовская возвышенность) нужно было изучить на наличие животных или растительных токсинов. Местность интересная - ледники, озера, болота, леса. Скорее всего, какой-то токсин попал в организм и вызвал сбой терморегуляции. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

- Вот это другое дело! Но тут надо выяснить не было ли каких-то крупных изменений в фауне и флоре за последние века, и вспомнить еще о спорынье злаков  https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Спорынья 

Спорынья́, или ма́точные ро́жки (лат. Cláviceps) — род грибов семейства спорыньёвых (Clavicipitaceae), паразитирующий на некоторых злаках, в том числе, на ржи и пшенице.

"Склероций спорыньи содержит большое количество алкалоидов, наиболее ядовитый из которых — эрготинин, при употреблении в пищу вызывающий судороги и длительные спазмы гладкой мускулатуры; также при отравлении наблюдаются расстройства психики, нарушение глазодвигательной функции, а спустя несколько месяцев — осложнённая катаракта, большие дозы приводят человека к гибели."

В старину употребление были годы,  когда погода и другие условия способствовали массовому распространению этого паразита. И употребление хлеба  (и хлебной водки ?) могло вызвать вот такие странные случаи, когда человек среди поля видел дом и теплую печку.. А после пробуждения оказывался в болоте, на камне или в обнимку с сосной..  

Может ли "нарушение глазодвигательной функции" заставлять человека блуждать по знакомому с детства лесу? - думаю, да. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

Так, событиям 1789 годапредшествовала необычайно суровая для Франции зима, которая ослабила сопротивляемость озимой ржи, а последовавшее затем влажное лето благоприятствовало размножению спорыньи. Сходным образом Матасян объясняет и вспышки «охоты на ведьм». Так, больше всего гонений на ведьм было в европейских странах с прохладным и влажным климатом, где основой сельского хозяйства была рожь, а отличительные признаки одержимости, по которым опознавали нечистую силу, поразительно напоминают симптомы поражения центральной нервной системы, вызываемые отравлением спорыньей[6]. Также она отмечает, что последующее широкое культивирование картофеля уменьшило долю ржи в рационе и тем самым весьма положительно отразилось на здоровье людей.

Последнее массовое отравление спорыньей произошло в 1951 году в Пон-Сент-Эспри (Франция), хотя существуют версии, что население отравилось ртутью или трихлоридом азота

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Цитата

По мнению Эдуарда Колосовского, кандидата медицинских наук, причина гибели людей — инфразвук. Вепсские болота находятся в геопатогенной зоне, не изученной геофизиками и геологами. В связи с повышенной активностью Солнца и появлением большого количества элементарных частиц (солнечный ветер) возникают акустические колебания, в том числе инфразвуковые и низкочастотные. Кроме того, источником инфразвука могут быть раскаты грома, штормы и ветры.

При воздействии инфразвука большой интенсивности отмечаются чувство беспричинного страха, головокружения, нарушение дыхания, пространственная дезориентация и слабость. От воздействия инфразвука интенсивностью 180 ДБ (частота 7 Гц) в течение 15 минут организм травмируется. И при дальнейшем воздействии может наступить летальный исход (смерть).

В отдельных публикациях приводятся факты, когда команды кораблей, находящихся в Бермудском треугольнике во время шторма, бросались за борт без видимых причин. И все они перед этим по непонятным причинам раздевались! (Аналогичное происходит и на Вепсских болотах). Доказано, что одной из причин было воздействие инфразвука большой интенсивности во время сильного шторма.

Зачем люди раздеваются и стараются попасть в воду? Существует версия, что при воздействии инфразвука происходит разогревание тканей человеческого организма, в особенности костей, поэтому люди, попавшие под воздействие инфразвука, пытаются охладить перегревшееся тело.

Почему до сих пор не установлена причина гибели людей на Вепсских болотах? Видимо, инфразвуковые колебания проходят избирательно узкой полосой в непродолжительное время, и под их действие попадают единицы. Точный ответ могут дать физики, оснащенные точными приборами, способными улавливать инфразвуковые излучения.

Зловещие тайны Вепсского леса

Воздействие инфразвука на трактористов ( http://medical-diss.com/medicina/morfologicheskie-izmeneniya-vo-vnutrennih-organah-i-golovnom-mozge-pri-vozdeystvii-proizvodstvennogo-infrazvuka) тоже актуально. Не буду перечислять, а тем более цитировать результаты всех проведенных опытов по воздействию инфразвука на крыс, но в общих словах - это жесткое воздействие на вестибулярный аппарат (и гипоталамус в том числе, где произошло разбухание клеток). Причем из других исследований я также почерпнула, что через воздействие на вестибулярный аппарат происходит "обман" гипоталамуса с целью сбросить вес, гипоталамус регулирует аппетит (а как насчет гипотетического жуткого чувства голода, когда жертва начинает есть грязь?), а также регулирует чувство жажды (высасывание воды из грязи?).

Цитата

Таким образом, проведенные исследования позволили выявить на рабочих местах трактористов и шоферов наличие инфразвука,

показали в эксперименте последовательность развития патологического процесса при кратковременном и хроническом воздействии реальных нагрузок производственного инфразвука, а также расширили и углубили наши представления о патогенезе этого фактора

Источник

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

По ссылке несколько гипотез.И все они имеют недостатки.. Например: 

"Сергей Никитин, главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы, утверждает, что причиной необычного поведения людей, отправившихся за ягодами и грибами, могло быть проникновение в их организм определенных ядовитых веществ, вызывающих сильный жар и помутнение сознания. Потерпевшие от невыносимой жары срывали с себя одежду, их нестерпимо мучила жажда, поэтому попавшие в беду пытались сосать влажную грязь…" 

- смотрим описание случаев. С одной стороны 

"Труп обнажен, одежда брошена рядом внавал, как будто человек снимал ее второпях. Некоторые пуговицы от рубашки были оторваны и валялись рядом с бельем на земле. Причина смерти экспертами не установлена."

Но в других случаях: 

"Осенью 2001 года двое местных жителей отправились на болота за клюквой. Они разошлись, один пропал. Спустя два дня его тело нашли. Ягоды рассыпаны, одежда сложена в корзину.

"В том же году в конце октября обнаружили труп грибника. Сидел на пеньке босиком, грибы из корзинки выбросил на траву. Сапоги с вложенными в них носками стояли рядом."

- не похоже на судорожное срывание одежды.

Вариант с "геопатогенной зоной" и инфразвуком? Но ведь "Вепсские болота находятся в геопатогенной зоне, не изученной геофизиками и геологами. "

- так если "не изученной", то почему и откуда " геопатогенность" и прочее? 

""Зачем люди раздеваются и стараются попасть в воду? Существует версия, что при воздействии инфразвука происходит разогревание тканей человеческого организма, в особенности костей, поэтому люди, попавшие под воздействие инфразвука, пытаются охладить перегревшееся тело."

-.разогрев костей от инфразвука?! Скорее поверил бы от ультразвука. Тут уж явно "физика отдыхает". 

"Почему до сих пор не установлена причина гибели людей на Вепсских болотах? Видимо, инфразвуковые колебания проходят избирательно узкой полосой в непродолжительное время, и под их действие попадают единицы. "

- с чего бы это "узкой полосой"? Натягиваем сову на глобус..

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Я вообще думаю, что все эти причины - рабочие. Только инфразвук объединяет случаи от тракториста до альпиниста :)

Либо у большинства жертв было какое-то заболевание гипоталамуса /гипофиза (допустим, предрасположенность к поражению и быстрому протеканию), которое долгое время проявляется в запутанной симптоматике и может быть неправильно диагностировано https://helpiks.org/4-20756.html

Но лично мне кажется, что у патологоанатома нет времени на такие тонкие нюансы, хотя на яд и наркотики они, скорее всего, проверяют в первую очередь. Но в этих историях обнаружение алкоголя в крови всё равно не даст универсального ответа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Интересно было прочитать про разные версии из первых рук:

https://m.kompravda.eu/daily/27047.7/4112378/

https://taina.li/forum/index.php?topic=3960.0

А также интересно читать комментарии:

https://forum.guns.ru/forummessage/21/196086.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×