Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Камни с изображением знака в виде оси с полусферой: к проблеме происхождения, ареала, классификации и датировки


Butoff

Рекомендуемые сообщения

В 29.01.2018 в 09:16, Butoff сказал:

Камни с изображением знака в виде оси с полусферой: к проблеме происхождения, ареала, классификации и датировки

Предварительные выводы:

a) Согласно полученным данным, традиция изготовления каменных надгробий с изображением знака в виде оси с полусферой существовала в период с ХV / XVI вв. до 40-х годов ХХ в.;

290118-zontik02.jpg

 

В 06.02.2018 в 21:09, Hvar сказал:

 

555__.jpg.0b40b814890859b23c1ff2334f1abe57.jpg

 Интересно, конечно, что столько столько людей исследовало эти обозначения и до сих пор не узнали их значение. 

 Этот знак - обозначает - улей, пчёл и как следствие Божественную (или царственную, или святость) принадлежность. Дело в том, что этот (подобный) крест появился у православных в Эфиопии в 12 веке (примерно) - это крест Лалибелы.

220px-Pr%C3%AAtre_Lalibela.jpg

https://ru.wikipedia.org/wiki/Крест_Лалибелы

Он когда родился, то над ним кружили пчёлы - окружающие говорили- "знают, что Царь родился" (ну как-то так говорили )))) ). Но т.к. получается, что эту примету уже знали, то она восходит скорее всего ещё к древнему Египту (как минимум). (поэтому некоторые исследователи усматривали в знаке и космогоничность - пчёлы участвует в космогонических мифах). Возможно, что египетский крест на самом деле обозначал улей (пчёл), т.к. 

425px-Anch.png

"С пчёлами было с древности связано огромное количество мифов и легенд. Так, по мнению древних египтян, душа умершего покидала человека в виде пчелы. В мифологии хеттов именно пчела нашла пропавшего бога Телепина, вместе с которым с земли ушло благополучие, и разбудила его укусом.https://ru.wikipedia.org/wiki/Пчёлы#Пчёлы_в_культуре

Касательно появлению в наших местах (а также, возможно, в Европе) :  По легенде, собрались 77 пчелиных цариц к Богу Саваофу, и говорили ему, что никто не заботится о них. Услышал Илья Пророк и обратился к Богу, что есть два святых Зосима и Савватий. Под другой легенде - Бог посылал Зосиму и Савватия принести "божью работницу" из земли египетской, с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда и приносят пчёл в посохе!!!  (Зосима и Савватий жили в самом начале XV века )

http://www.paceka.ru/interes/pokrovitel.html

В общем, это не "зонтик" - это посох с пчелиным ульем на нём. Символизирует следующее (есть варианты):

1) принадлежность к божественному, или царскому или просто к богатому роду;

2) Принадлежность к святому или иногда просто к разведению пчёл. 

 Заметка к размышлению о святости: что святые после смерти пахли цветами, я когда-то читал, что над некоторыми кружили пчёлы и даже садились. Возможно была традиция - если покойник пах цветами, то к нему подносились пчёлы - и если кружили над ним, то это обозначало святость. Вот таких и отмечали этим знаком. 

Ещё заметка: этот знак (в виде подковы! ), в последствии, начал символизировать богатство, прибыль - вот именно поэтому подкову и прибивали над жилищем (концами вниз, полукругом вверх), позабыв о первоисточнике - улье пчёл... !!! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.07.2019 в 22:00, VIK сказал:

....фраза "концами вверх". Надо просто разыскать этот символ....

может что-то подобное, как фиг.1 на картинке

fyg_1.jpgi.gif
 

http://ukhtoma.ru/traditions3.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю, что более актуальным будет не гадать, а поискать графический знак "изображения Троицы", используемый народом на Сколевщине. Надеюсь, такое попадется на глаза.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Повезло" очень быстро :)

Цитата

Гощіцька Т. Символ дерева у світових міфологіях та міфологема світового дерева (у порівняльному контексті та на прикладі традиційної культури українських Карпат) // Народознавчі зошити. 2019. № 3. С. 622-640.

Також символічні зображення дерева з трьома гілками або ж зображення «трійці», на вхідних дверях, зафіксовано на Бойківщині. Їх наносили на свято Водохреща тістом і трактували як обереги [70, с. 15, рис. 19] (іл. 17). Як варіант на східній Бойківщині (подібно як і на Поліссі), на Йордан на дверях малювали ялинку. /С. 633.

troitza.jpg

 70 Тарнович Ю. Лемківщина. Матеріяльна культура. Краків: Українське видавництво, 1941. 160 c.

Так что, действительно, это не наш "зонтик".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...