Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Камни с изображением знака в виде оси с полусферой: к проблеме происхождения, ареала, классификации и датировки


Butoff

Рекомендуемые сообщения

Цитата

Опросы сельчан о надгробиях с «зонтиками» остаются актуальным направлением исследования. Хочется надеяться, что какую-то информацию еще можно зафиксировать. Прежде всего интересует, как сельчане называют этот знак, что он обозначает, почему его вырезали?

Цитата

В XIX–ХХ вв. появляются надгробия, на которых вместе с изображением знака оси с полусферой присутствует дата: д. Зольки Вилейского р-на (1818 г.), д. Богданово Вилейского р-на (181? г.), д. Ручица Вилейского р-на (1859 г.), д. Островы Вилейского р-на (1844, 1891? г.), д. Бельняки Чашникского р-на (1849? г., 1882 г.), д. Залесье Глубокского р-на (1869 г.), д. Великое Село Сенненского р-на (1895 г.), д. Игрушка Крупского р-на (1907 г.), д. Дубровка Вилейского р-на (1925 г.), д. Жерствянка Борисовского р-на (камень со знаком расположен «в ногах», а «в голове» – надгробие с датой 1940 г.).

Логично было бы провести опросы в деревнях, где находятся самые поздние датированные надгробия с "зонтиками".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А не боитесь получить ответ в стиле "так положено, предки так делали и мы делаем"?  Тема явно не моя (извиняйте что влез), но ведь люди часто следуют обычаям не понимая их истоков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, VIK сказал:

Логично было бы провести опросы в деревнях, где находятся самые поздние датированные надгробия с "зонтиками".

Собственно, так и делается. Но пока нет результатов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Рей сказал:

А не боитесь получить ответ в стиле "так положено, предки так делали и мы делаем"?  Тема явно не моя (извиняйте что влез), но ведь люди часто следуют обычаям не понимая их истоков. 

Нет. А чего боятся? Любой результат - это результат. Если так скажут, то тогда хотя бы будет понятно, что это категории уже давнего времени. И будет понятно, есть ли смысл дальше работать в данном направлении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Demetr сказал:

Нет. А чего боятся? Любой результат - это результат. Если так скажут, то тогда хотя бы будет понятно, что это категории уже давнего времени. И будет понятно, есть ли смысл дальше работать в данном направлении.

Я наверное не совсем правильно выразился. Конечно, бояться нечего. Просто часто в жизни встречался с случаями, когда "обычай правит бал". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Автор данной статьи считает, что «зонтик» является отдельным знаком, который, несмотря на графическое сходство, не является вариацией христианского креста.

А вот я не согласен!

Когда мы ездили по Гродненщине, ни один раз нам встречался весьма интересный  вариант христианского креста (простите за качество, скрины с нашего видео): 

555-.thumb.jpg.1364ca90dc47718574d444e0352f7e6d.jpg

555__.jpg.0b40b814890859b23c1ff2334f1abe57.jpg

Не "зонтик" в чистом виде конечно. Но я бы задумался...

;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это абажур,что бы вода не попадала на распятие,икону,либо на фото усопшего человека.По углам креста украшения в виде трех колец по числу Святой Троицы,за крестом изображены копья которыми было пробито тело Спасителя,они упоминаются во многих старинных молитвах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Hvar сказал:

И символизм деревянной пилы

Где там деревянная пила ? Если Вы про "зубчики" по периметру жести -- так это стандартная технология , "дизайнерское обрамление" острого торца жестяного изделия/козырька. 

На обрамлении верха дымовых труб(и козырьков над входными дверями) - такие "зубчики" встечаются повсеместно ( у нас, во всяком случае....) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дополню, что такую конструкцию из креста с расходящимися во 4 и более сторон лучами все же считают символом солнца. Этой теме был посвящен один из докладов на крайней конференции.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Hvar сказал:

Благодарю за разъяснения. У нас таких "абажуров" я не видел.

В Беларуси встречается... и в Польше... Это чисто утилитарная вещь. В России не принято помещать на кресты фигурные распятия (это католическая и униатская традиция) и иконки, которые желательно защитить хоть как-то от непогоды, вот и не встречается...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По плотности нахождения надгробий --- явно Прослеживаются древние исторические корни от народов Литвы, Латвии, Словакии

vlyianye_500.jpgi.gif

В странах, где подобные языческие "полусферы на крестах"  -- вполне обыденное явление

Литовские традиционные кресты  https://ru.wikipedia.org/wiki/Литовские_традиционные_кресты

Гора крестов, Литва  https://ru.wikipedia.org/wiki/Гора_Крестов

 

Традиционный словацкий надгробный крест. Сочетание растительных и астрономических мотивов. http://www.kriptoistoria.com/forum/index.php?pp=yl4rqkuo2il6yusy5h71&f=1&vt=list&tst=all&m=12763

 

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 month later...

Не знаю, отмечены ли на карте Камаи (там знак расположен южнее этого нас. пункта), но на всякий случай размещу здесь. Вдруг пригодится:

Цитата

Пракаповіч І.М. Крыжы і камяні: Нарысы па гісторыі Пастаўскага краю. Маладзечна, 2003. 56 с.

Якія ж з камянёў-крыжоў захаваліся на Пастаўшчыне? Бадай самы вядомы i самы адметны такі помнік знаходзіцца ў вёсцы Камаі. Месціцца ён у самым цэнтры паселішчаў 30 метрах на захад ад касцёла Іаана Хрысціцеля ля былой местачковай плошчы. Крыж мае ўнушальныя памеры: вышыня - 2,5 м, шырыня ўнізе - 0,7 м, таўшчыня - 0,6 м, шырыня па гарызантальнай папярочыне - 1,88 м. Вертыкальная частка крыжа мае чатырохгранную форму. У сяродкрыжжы - трохкутная ніша для распяцця памерамі 36-56-10 см. Пад ёй знаходзяцца чатыры рады ледзь прыкметных знакаў. Ніжэй ix высечана кола дыяметрам каля 9 см, пад якім маецца знак у выглядзе парасона. Над нішай захаваліся літары i лічбы "R 1803". Ha паўночным баку крыжа ніжэй папярочыны захавалася літара "В".

Высечаны крыж з вялікага валуна ружовага граніту рапаківі, які, верагодна, быў прынесены сюды ў час апошняга зледзянення (20-17 тыс. гадоў таму) са Скандынавіі.

Наконт даты ўзвядзення крыжа ёсць некалькі версій. У томе "Збор помнікаў гісторыі i культуры Беларусі. Віцебская вобласць." (БелСЭ, 1985, с. 324) сцвярджаецца, што высечаны ён у XV-XVI стагоддзях. Аўтары артыкула "Гэтыя дзіўныя камяні Пастаўшчыны" ў кнізе "Памяць. Пастаўскі раён."(БелТА, 2001, с. 39) (В. Вінакураў, А. Гарбуль, Л. Дучыц) схіляюцца да версіі, што крыж быў усталяваны ў час будаўніцтва храма ў 1603-1606 гг. Мясцовыя краязнаўцы I. Зямчонак i Я. Драўніцкі прымяркоўваюць узвядзенне крыжа да 200-годдзя будаўніцтва касцёла (1803 г.) На наш погляд, крыж усё ж такі створаны значна раней XIX стагоддзя, бо дужа архаічна выглядае ён побач з касцёлам i ў параўнанні з падобнымі помнікамі таго часу. Пачакаем больш важкіх доказаў ў пытанні даты ўсталявання камайскага крыжа.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...
Цитата

Камни с такими крестами есть и на нашем кладбише в Чашниксокм районе.

Желательно фото сделай. У них довольно много разных форм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Butoff сказал:

Желательно фото сделай. У них довольно много разных форм.

фото есть, только я сейчас не в Витебске

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Butoff сказал:

Ну, ок можешь скинуть их мне в контакте.

я не в Витебске, не имею доступа к своему фотоархиву
сейчас гляну, может на мобильник что-то снимал, тогда будут в гуглевском облаке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Demetr сказал:

А это в каком населенном пункте?

кладбище находится между деревнями Малая Ведрень и Хараково, на берегу озера Глубочина

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...

Наткнулся на одно интересное упоминание:

Цитата

Гощіцька Т. Обрядодії в процесі спорудження житла // Наука. Релігія. Суспільство. 2010. № 2. С. 8-12.

Оберегами також оздоблювали вхідні двері, адже вони виконували роль кордону між «своїм», обжитим, домашнім простором, і «чужим», зовнішнім, ймовірно ворожим. Так, на другий Святий Вечір, прийшовши з церкви, господар дому тістом чи крейдою малював на дверях апотропейний знак − хрест, на Рожнятівщині поруч з ним також писали актуальний рік, а на Сколівщині, поруч з хрестом, інколи фіксуємо зображення так званої «трійці» − знак, який складається з вертикальної поперечки, яка у верхній половині перетинається півколом, спрямованим кінцями догори [18]. /С. 9.

18. Зап. 14.07.08 р., в с. Корчин Сколівського р-ну Львівської обл., від Меленчук Марії Павлівни, 1937 р. народж.; Меленчук Назарії Григорівни, 1927 р. народж.

Не совсем понятно, аналогично ли упомянутое "изображение троицы" нашему "зонтику", но описание как-то навевает ассоциации.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, VIK сказал:

аналогично ли упомянутое "изображение троицы" нашему "зонтику",

я думаю, что нет. 

тот пример, который привели вы, это будет что-то наподобие "вилки" или "тризуба", вверху креста. наподобие "вилочковый" крест

дословно перевод: " знак , который состоит из вертикальной перекладины, которая в верхней половине пересекается полукругом, направленным концами вверх."

"вертикальная перекладина" - это есть вертикальная часть строения креста

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...