Перейти к содержанию
Авторизация  
VIK

Этнографический проект: «Белорусские вампиры»

Рекомендуемые сообщения

На сайте создан новый раздел - вампирология. Эта публикация будет первой в разделе, хотя на эту темы ранее мы писали достаточно часто. Скоро будет еще одна публикация и две экспедиции по этой теме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если помнишь, я описывал нашу давнюю экспедицию по тематике вампиризма-полтергейста. Не знаю как соотносится она и твоё исследование и можно ли это считать вампиризмом.

 

Мы не зря очень подробно остановились на особенностях протекания вампиризма с точки зрения белорусов. Так как случай, с которым мы однажды столкнулись, полностью вписался в подобные рамки. Группа Уфокома в далеком уже 2006 году направилась в одну из деревень Могилевской области (по понятным причинам мы ее не называем), чтобы разобраться в современном случае классического вампиризма. Одна из семей этой деревни сообщила, что в последнее время участились случаи аномального характера в двух домах деревни, в частности, они вспомнили следующие эпизоды:

1) Недавно семья варила картошку, вдруг смотрят – картошка висит над кастрюлей. Они очень удивились, стали запихивать ее назад. Причем картошка не рассыпалась, а просто висела, пока ее не вывалили на тарелку. Есть боялись, но все же съели;
2) Открывались дверки печки;
3) На стене висел календарь с котом, женщина рассказала, что явственно видела, как от него отделилась лапа и зависла в воздухе. Утверждает, что видела это очень отчетливо;
4) Видели себя со стороны, лежащими на кровати.

За день-два до нашего приезда в доме срабатывали электронные детские игрушки (на батарейках). Переставали они пищать только после того, как из них вынимали источники питания. Началось все, по словам хозяев дома, еще очень давно, но с разной периодичностью «это» проявляло себя на протяжении уже почти сорока лет, участившись как раз в 2004–2006 гг. Годом начала событий являлся 1966 – когда умер Андрей Емельянович С. (1881–1966), обладающий в деревне репутацией «колдуна» или «знахаря». Когда семья впоследствии заселялась в его дом, с людьми разговаривал чей-то голос из ниоткуда, в котором распознали интонации покойного старика. Поэтому можно считать этого человека – если не первой жертвой, то, по крайней мере, источником, началом неярко выраженных полтергейстных проявлений.

Предыдущий раз все случилось за 10 лет до нашего приезда, примерно в 1995 году после смерти Владимира Я. одного из родственников того самого «колдуна». Говорят, он также скончался «при загадочных обстоятельствах». Его жена Александра стала чахнуть на глазах. Обращалась к докторам, но те разводили руками, женщина же стала все больше худеть и вскоре умерла. Все это, напоминаю, на фоне различного рода полтергейстных проявлений, которые к 2004 году переросли во что-то совершенно непостижимое. В 2004 году начались новые стуки, скрип половиц, а на тарелке появилась цифра, написанная красной краской – «17». Жильцы утверждают, что в первое время, сколько они не стирали надпись – она опять восстанавливалась, пока не оттерли с помощью различных ухищрений. На скатерти же появились буквы, написанные той же краской – «С» и «В». Сами они думали, что это имена погибших мужа и жены – Саша (Александра) и Владимир. Скатерть тоже отстирали. После появления «надписей», 3 июня 2005 года скончался брат хозяина «нехорошего дома», он умер прямо во время рыбалки, остановилось сердце...

И вот здесь я хочу сделать акцент на нескольких событиях. В каждом из домов – две маленьких девочки. В первом годика 2-3, во втором – лет 10-13. Когда девочка 13 лет приходила во второй дом – начинали играть игрушки на батарейках и она боялась там оставаться. А в своем доме, накануне последней смерти был такой случай – девочка сказала: «Ба, на постели кто-то лежит». Бабушка посмотрела на постель – но там никого. Утверждает, что такое было неоднократно. Возможно, трагические события середины 90-х также связаны с наличием в семье ребенка-подростка. Если догадка подтвердится, то это будет означать, что вампиризм, если он каким-то образом связан со смертью «деда Андрея» в 1966 году, проявляет себя через «проводников» или фокальных лиц – то есть детей-подростков. В этот период происходит смерти близких родственников, после чего следует перерыв в явлениях.

 

Кстати, сегодня впервые вкладываю несколько фотографий из той поездки.

 

 

IMG_0022.jpg

IMG_0023.jpg

IMG_0017.jpg

IMG_0015.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Не знаю как соотносится она и твоё исследование и можно ли это считать вампиризмом.

Смотря что понимать под понятием "вампиризм". У Деружинского оно имеет довольно широкие рамки, соответствующие понятию "ходячий покойник" в целом. Я же его сузил - см. в статье.

 

Приведенный тобой случай к теме, ИМХО, имеет отдаленное отношение. Так как там все же упоминается умерший колдун. По народным представлениям, колдуны после смерти могут "ходить" и причинять вред живым еще пуще прежнего. Так что не удивительно, что на него повесили "ярлык" источника полтергейста. Да и его жилище считалось местом опасным и нечистым, где могут продолжать обитать черти. В былые времена хату оставляли заброшенной, пока сама не развалится, либо специально сжигали. Но здесь уже не те времена, чтобы разбрасываться жилплощадью )))

 

Так что случай интересен в плане деградации и трансформации народных представлений об мертвых колдунах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Вот еще что нашел по теме, правда не теме нашей страны. Обнаружилось в работе Лопатина И.А. Путь шамана / Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские // Записки Общества изучения Амурского края. Владивосток, 1922. Т. XVII. С. 235-257.

 

Про третьего шамана, который жил в старину, Гензу рассказывал, что он влюбился в жену одного гольда и часто ездил к ней в оморочке по ночам. Ревнивый муж застал их на свидании и заколол шамана гидою. Шаман умер, его похоронили, но через девять дней он вышел из могилы (тогда в землю покойников не зарывали, а клали на поверхности), стал камлать и принес в жертву сеонам девять свиней. Сеоны приняли его жертву, явились, и, когда шаман плясал и бил в бубен, они съели все мясо, оставив лишь обглоданные кости. Но ревнивый муж еще раз подстерег шамана, снова заколол его и воткнул ему в рану горящую головню. Снова похоронили шамана, и он снова воскрес. Муж ужаснулся и, собрав все имущество, переехал жить в далекое стойбище.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К нам на сбор вероятно приедет девушка, которая занимается вопросом ходячих мертвецов в рамках научного проекта "Центра исследования белорусской культуры языка и литературы НАН Беларуси". Вот ее статья:

 

Бажок Ю. "Хадзьба" нябожчыкаў: тыпавыя і рэдкія матывы // Аўтэнтычны фальклор: праблемы захавання, вывучэння, успрымання (памяці антраполага Зінаіды Мажэйкі): зборнік навуковых прац удзельнікаў IX Міжнароднай навуковай канферэнцыі (Мінск, 24-26 красавіка 2015) / БДУКМ; рэдкал.: Языковіч В. Р. (адк. рэд.) [і інш.]. - Мінск, БДУКМ, 2015. C. 82-84.

Бажок.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

К нам на сбор вероятно приедет девушка, которая занимается вопросом ходячих мертвецов в рамках научного проекта "Центра исследования белорусской культуры языка и литературы НАН Беларуси".

Просто замечательно... В перспективе я планировал выходить на архивы отечественных фольклорных лабораторий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В перспективе я планировал выходить на архивы отечественных фольклорных лабораторий.

 

Ну вот сам с ней поговоришь. Я попросил ее хоть какой-то доступ к первичке на основе которой написана статья, но они ее не дают пока не выйдет альбом, который они готовят. А это будет аж через 5 лет... Так что получить доступ не так и просто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

У нашай весцы жыу адзiн вампiр. Вампiрам ён ужо пасля смерцi стау, усё нас патом данiмау. Мы усё разгадаць не маглi, хто ж вампiр. Калi ж людзi даведалiся, хто ж быу вупыром, то доуга не маглi паверыць, бо той чалавек лiчыуся добрым гаспадаром. Але усё ж пасля многiя паверылi, бо аднойчы мужчыны сабралiся разам i пайшлi на могiлкi, там яны раскапалi труну i убiлi асiнавы кол у сэрца таго чалавека. Пасля етага той вупыр ужо нiколi не выходзiу са сваей труны.

 

Запiсана у в. Шэйка Веткаускака р-на ад Рослiкава Iвана Дзмiтрыевiча, 1930 г.н., студэнткай I. Шауко (2006 г.)

 

Новак В.С. Беларуская мiфалогiя. Хрэстаматыя. Мiнск: РIВШ, 2013. С. 41-42.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Думаю, стоит найти: Анчев А. Въпросник за събиране на материали по фолклорня демонология: Вампир // БФ 1990/4. C. 85-92.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Думаю, стоит найти: Анчев А. Въпросник за събиране на материали по фолклорня демонология: Вампир // БФ 1990/4. C. 85-92.

 

Нашел только здесь. Но там платно, вроде через кредитную карточку как-то...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Если еще не видел крайне рекомендую тебе также книгу Седаковой О.А. Погребальная обрядность восточных и южных славян (М.: Индрик, 2004).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Панченко А.А. Мертвецы "добрые", "злые" и непонятно какие // Отечественные записки. №5. 2013. С. 135-143.  

35281960.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Картамышева Е.П. Неблагополучные" умершие в славянской и скандинавской традициях: "заложные" покойники и "оживающие мертвецы // Славяноведение. 2008. № 2. С. 55-61.

Slav-2008-2.pdf

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Забавный проект:

Фольклорно-этнографический центр упокоения нежити Upyrnet (основан в 2011 г.)

 

Несмотря не необычные цели и задачи, в подборке литературы на сайте много интересного для скачивания.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Да, кстати, вот эта книга:

 

Анчев А. Въпросник за събиране на материали по фолклорня демонология: Вампир // БФ 1990/4. C. 85-92.

 

 

в той библиотеке, в которой ты нашел ее, выдрать не получается, только положить деньги и минимальная сумма - 20 евро. Так что посмотри, может еще что-то там найдешь интересное (если, конечно, эта публикация нужна).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Из этнографического собранного проектом upyrnet:
 

"...Однако каким именно должен быть правильный кол? Каковы его размеры, материал изготовления, особенности заточки? Нужно ли наматывать на кол бечёвку и для чего она вообще? Какие дополнительные инструменты нужны для применения кола, есть ли какие-то обязательные процедуры, которым нужно следовать при изготовлении (заговоры, ритуалы)? Вопросов много, а ответов в фольклорных материалах и этнографических исследованиях на удивление мало. Их явно недостаточно, что сделать кол самостоятельно. Нам пришлось отыскать живых носителей традиции изготовления колов, по-прежнему использующихся в деревнях России для упокоения упырей и совершения других апотропеических (охранительных) действий по проверенным временем технологиям.

...Вопрос о коре был поднят в ходе этнографической экспедиции Фольклорно-этнографического центра упокоения нежити Upyrnet в село Данилово Удмуртской Республики (2011). В селе до сих пор жива традиция использования осиновых колов для борьбы с нечистью. Незадолго до экспедиции в селе умирала ведьма, как и полагается весьма тяжело. Для облегчения её смерти использовался традиционный общеславянский ритуал — забивание осинового кола в конёк дома; по словам жителей села технология сработала безотказно. Наш вопрос о том, как правильно обработать поверхность кола был встречен крестьянами с недоумением: «Кору не нужно снимать. Когда кол забивают в могилу покойника, то лучше будет, если он прорастёт. Тогда уж точно покойник больше ходить не будет», — сообщил источник. Этим же соображением объясняется и необходимость использования сырой осины — у неё больше шансов прорасти. Однако допускается и применение обструганного кола.

Кол должен быть достаточно острым, чтобы облегчить его забивание в мёртвое тело. Некоторые авторы указывает, что острие кола нужно обработать в огне для придания ему большей твёрдости. Большей информации в литературных и этнографических источниках разыскать пока не удалось. Крестьяне села Данилово сообщили нам больше подробностей. По их словам, острие кола должно выделываться ровно тремя ударами топора. На первый удар приговаривают «во имя Отца», на второй — «и Сына», на третий — «и Святаго Духа, аминь».

Бечёвка (тонкая верёвка) повязывается в верхней части кола. При забивании кола бечёвка находится над ладонью и препятствует случайному соскальзыванию руки. Тем не менее, помимо такого практического функционала, верёвка имеет и обережное назначение, ведь обвязывание верёвкой эквивалентно созданию магического круга. В селе Данилово бечёвку повязывают на кол в три круга, на каждый круг, аналогично с выделыванием острия, приговаривая: «во имя Отца», «и Сына» и «Святаго Духа, аминь»."

Отсюда


Обращать внимание на подобные мелочи - очень хорошая идея.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

×