Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

В Беларуси создаётся сакральная карта


Butoff

Рекомендуемые сообщения

В Беларуси создаётся сакральная карта 07.12.2011

Примерно через год-полтора Институт культуры Беларуси планирует создать карту сакральных объектов нашей страны и сделать ее доступной для всех граждан. С какой целью создается эта карта? Какими сакральными объектами богата Беларусь? Об этом я попросила рассказать ректора Института культуры, известного этнографа и фольклориста, кандидата филологических наук Ивана КРУКА.

Наша карта поможет увидеть нерукотворные чудеса родной страны

– Неумение показать себя с лучшей стороны чаще всего является причиной того, что людям кажется, будто в Беларуси и нет ничего удивительного. Кто знал об удивительном каменном кресте в Турове? А пошла молва, что крест растет, – и вся Беларусь приезжает туда взглянуть на нерукотворное чудо.

 

Иван Крук: «Благодаря

нашей карте человек сможет

убедиться, сколько необыч-

ного и притягательного он

еще не видел в своей стране».

 

Благодаря нашей карте человек сможет убедиться, сколько необычного и притягательного он еще не видел в своей стране, и поедет в выходные или во время отпуска с семьей к святому источнику, чтобы попить необычной воды, набраться физических сил или взглянуть на камень со следами Богородицы.

Источники, исцеляющие душу и тело

– Можно ли утверждать, что в каждом источнике вода обладает целебными свойствами?

 

– Чтобы аргументированно ответить на ваш вопрос, необходимо провести серьезные комплексные исследования с участием специалистов естественных наук. Однако в наших гуманитарных исследованиях мы опираемся прежде всего на эмпирический опыт местного населения. Кроме того, на своем опыте я все больше убеждаюсь, что каждый известный источник способствует исцелению от многих тяжких недугов. Иначе я не в состоянии объяснить ни себе, ни другим феномен исключительной заинтересованности людей этими местами.

 

Новый жировичский источник

расположен в двух километрах

к юго-востоку от Успенского собора

в урочище Викня.

 

Всем хорошо известен жировичский источник. Авторитетным становится родник в деревне Пустынка Мстиславского района Могилевской области, целебная вода из которого способствует улучшению зрения. Сегодня возле источника исцелившиеся люди оставляют очки, без которых еще вчера не мыслили своего существования. Добрая слава идет о комплексе из пяти источников в Славгородском районе, куда на праздник Спаса приезжают даже россияне. Огромное количество людей приходит на Троицу к источнику возле деревни Горы Краснопольского района. К источнику в трех километрах от деревни Горна Логойского района Минской области на Духов день съезжаются жители со всей округи. В Новогрудском районе Гродненской области есть источник, куда на Петра и Павла приезжают со всей Беларуси. Уникальные источники – Синий колодец в Буда-Кошелевском районе и в деревне Будище Чечерского района Гомельской области. В Новогрудском районе в деревушке возле Свитязи есть родники живой и мертвой воды. Вообще, в нашей стране больше всего святых мест, связанных именно с источниками.

Удивительные камни и деревья

– В чем заключается сакральность других объектов нашей природы – например, камней и деревьев? И много ли их в Беларуси?

 

– Камней, которые представляют интерес для туристов и подпадают под определение сакральных, в Беларуси несколько сотен. Но камней-следовиков (по местным преданиям, эти следы остались от ступней Иисуса Христа или Богородицы) в стране около 30. Среди них известные следовики в Червенском, Лидском, Узденском, Кобринском районах. Есть камни с высеченными крестами (например, Воротишин камень с высеченным крестом и надписями XII века в Вилейском районе) и др.

 

За 15 лет с момента появления

«Туровское чудо» – растущий из-под

земли каменный крест – стало местом

массового паломничества.

 

Святой источник в Логойске возле

церкви святителя Николая уже сейчас

готов стать туристическим объектом

международного значения.

 

В разных регионах Беларуси мне доводилось видеть камни-великаны – например, знаменитый Шляхетский камень в городском поселке Октябрьский Кобринского района. И вот что удивительно: рядом с ними часто растет груша. Почему? Пока это остается загадкой.

 

Что касается сакральных деревьев, то их в стране порядка 50. И прежде всего это дубы. В нашей традиции издавна считалось, что после тройного обхода дуба новобрачными начинается семейная жизнь молодых. В Октябрьском районе на берегу Птичи к знаменитому дубу и сегодня приезжают молодожены, чтобы повязать ленточку на долгую и счастливую жизнь. Хорошо известна история, как в Жировичах на груше возник образ Божией Матери. В Логойском районе (пока не хочу конкретизировать, где именно) растет сосна, на которой появилась нерукотворная икона. Деревья, с которыми происходило что-то чудесное, обязательно становились центром каких-то обрядовых событий.

 

В более широком смысле деревья были сакральными в семейных обрядах. Водичку, в которой в первый раз купали новорожденную девочку, выливали под вишню – чтобы малышка была красивой. Воду, в которой купали мальчика, выливали под яблоню, поскольку первый мужчина, Адам, находился в раю рядом с яблоней, или под дуб – чтобы малыш рос сильным и здоровым.

 

Каждое дерево имеет свою энергетику. У широколиственных деревьев она положительная, у сосны – тоже, а вот у ели – отрицательная, неслучайно ее ветви бросали под ноги похоронной процессии. Береза была в центре купальских обрядов, ее ветвями украшали дома на Троицу. Однако сакральным деревом в нашей традиции она становилась гораздо реже, потому что считается, что в березе живут души наших умерших предков. Осина наделена энергией со знаком минус, поскольку, согласно легенде, на ней повесился Иуда. Ее никогда не используют в строительстве домов. Категорически запрещалось срубать рябину рядом с домом (ягоды этого дерева издавна считались слезами Богородицы) – по народным поверьям, это грозит несчастьем в семье.

Такую Беларусь захотят посмотреть и иностранцы

– Не значится ли в ваших планах собрать воедино информацию, например, об исчезнувших городах и храмах? Или создать карту замков и усадеб, где, согласно поверьям, водятся привидения?

 

– Наверняка мы будем маркировать места, в которых, согласно легендам и преданиям, находились исчезнувшие города и храмы. Кроме того, мы не назвали с вами, может быть, самый сакральный объект нашей культуры – могилы незаурядных, уникальных людей, живших на нашей земле. Например, Валентины Минской, которая причислена к лику святых. Думаю, со временем наше подлинное национальное богатство станет предметом заинтересованности не только жителей Беларуси, но и зарубежных туристов. Причем не столько предметом купли-продажи, сколько подлинного восхищения красотой наших мест и чистотой нашего духовного мира.

 

 

Ольга ПОКЛОНСКАЯ,

фото Алексея МАТЮШКОВА,

Андрея Дыбовского (globus.tut.by)

http://oboz.by/articles/detail.php?article=4399

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 10 months later...

Сомневаюсь, что эта задача по зубам малооплачиваемым и малоактивным чиновникам из Минкульта. Доказательство: мне распечатали в начале 2012г. в управлении культуры Витебской области перечень перечень памятников истории и культуры( каменных крестов), а в областном комитете по охране природы и окружающей среды - перечень памятников природы ( валунов, родников, урочищ). Сравнив эти списки с достопримечательностями, напечатанными на стр. 22-35 "Атласа автотуриста. Северная Беларусь", издание Минск,"Квадрограф",2010г. я обнаружил, что .. перечень достопримечательностей в атласе автотуриста обширнее и содержит сведения о крестах и валунах, которых нет в перечнях витебских областных подразделений Минкульта и Минприроды. Составление сакральной карты Беларуси по силам местным краеведам, учителям истории и географии и должна оплачиваться турфирмами - ведь это постоянная и кропотливая работа, сопровождаемая описаниями и фотоснимками, опросами местных жителей - и все это в целях развития местного и въездного туризма, а не для того, чтобы И.Крук написал свою очередную книгу и кто-то защитил очередную диссертацию. А чиновники Минкульта особенно шевелиться не будут: если какой-то объект выделить как достопримечательность, то еще придется его внести в охранный список, как-то следить за состоянием,- уж лучше сидеть тихо и делать только то, "что с бугра велят". Конечно, кто-то должен координировать эту работу в масштабе района, области, республики, но где такого умника найти и в каком ведомстве - это ведь работа многих месяцев . Придется сотни и тысячи км пройти, собрать массу сведений по определенным требованиям массой людей, упорядочить и т.д. Нужен идеологический и материальный стимул, а не призывы Крука и Минкульта, от которых пахнет разовой кампанией. Влад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 months later...

Не нашел подходящей темы, поэтому пока сюда:

 

 

 

Белорусский документальный фильм о древнем обряде победил на нескольких православных кинофестивалях

 

Фильм "Братская свеча" режиссера Ирины Волох победил в номинации "Лучшее документальное кино" на Х Международном благотворительном кинофестивале "Лучезарный Ангел". Автор сценария – кандидат искусствоведения, доцент кафедры этнологии и фольклора Белорусского государственного университета культуры и искусств Ольга Лобачевская.

 

svecha.jpg

Фото из личного архива Ирины Волох

42-минутный фильм рассказывает об уникальном обряде, который сохранился в Беларуси только в деревне Лука Столинского района. Накануне Нового года по старому стилю мужчины собираются вместе, для того чтобы сделать большую свечу в качестве жертвы на храм. Как рассказала режиссер картины Ирина Волох, фильм, скорее, не на религиозную тему, как могло бы показаться, а на патриотическую. Корни обряда уходят еще в Средневековье, когда у каждого ремесленного цеха был свой святой. У пчеловодов был свой опекун пчел, и, почитая его, они стали делать огромные свечи по 8 кг. "Поэтому сценарий фильма связан с церковной тематикой, но гораздо шире и глубже", - объясняет режиссер.

 

Обряд был популярен в Беларуси в 30-е годы. По словам Ирины Волох, свечи делаются не каждый год, и теперь уже остался единственный мастер, который перенес два инфаркта. Поэтому вполне возможно, что фигурирующая в фильме большая свеча – последняя.

 

Фильм был отмечен также призом "Хрустальный подсвечник" V Международного Сретенского православного кинофестиваля "Встреча" в номинации "За лучший документальный фильм" специальным дипломом "За лучший фильм духовной тематики" на XII Международном фестивале документального кино "Кинолетопись-2013" в Киеве.

 

Он также получил "Бронзовую статуэтку Архангела Михаила" за лучший фильм в номинации "Русский собор", приз "Самарского БКК" на VI Открытом Всероссийском фестивале "Соль земли" в Самаре 2013 года.

 

У "Братской свечи" есть диплом "За верность Православной традиции" и 3-я премия в номинации "Документальное кино" на ХI Международном фестивале православного кино в Киеве.

 

Определенный уклон в фестивальной истории фильма можно объяснить тем, что его продвижением занимается студия во имя св. Иоанна Воина при Свято-Елисаветинском монастыре. Ирина Волох объяснила, что искала средства для съемок и обратилась в студию. Сценарий подошел им по тематике, и они согласились финансировать его. В сотрудничестве с этой же студией снимался фильм "Инокиня" белорусского режиссера Галины Адамович.

 

Читать полностью:

http://news.tut.by/culture/374627.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...