Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Философия паранормальных явлений и наука


marconi

Рекомендуемые сообщения

 

14 минут назад, Рей сказал:

состав "волос ангела"? 

Какие волосы? Человек в 2011 году заснял у колодца какую-то непонятную субстанцию. И что с этого? В своем огородике могу такого же наснимать. Проснулся спустя 8 лет. 

Фольклор и аномалистика одно и то же. Знать как в прошлом мыслили люди, и что составляет наше коллективное бессознательно - зело полезно. Это никак не противоречит анализу физических субстанций. Как без практики теория мертва, так и наоборот, без теоретического самообразования практика невозможна.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 08.01.2020 в 00:03, Робинзон сказал:

Человек в 2011 году заснял у колодца какую-то непонятную субстанцию. И что с этого? В своем огородике могу такого же наснимать. Проснулся спустя 8 лет. 

Серьезно? А если почитать еще о "волосах ангела"? Только в России падают на огороды? 

"Наснимать" -можно. Но попробуйте такое найти практически. Фото в студию! 

В 08.01.2020 в 00:03, Робинзон сказал:

Фольклор и аномалистика одно и то же.

Ага -ага! Баба-Яга в ступе прообраз НЛО. Или чего там? Заявить можно что угодно. Но это Ваше личное мнение. С фактами плоховато.. 

В 08.01.2020 в 00:03, Робинзон сказал:

Знать как в прошлом мыслили люди, и что составляет наше коллективное бессознательно - зело полезно. Это никак не противоречит анализу физических субстанций

Знать как думали и мыслили раньше конечно полезно. И конечно же это не противоречит анализу физических субстанций. Но и никоим образом не помогает. 

Вы тут мудрёно складываете тетю Маню с андронным колайдером. Тетя Маня с ведром у колодца никак не мешает своей болтовней еще и космонавтам. Но какая связь? 

В 08.01.2020 в 00:03, Робинзон сказал:

Как без практики теория мертва, так и наоборот, без теоретического самообразования практика невозможна.  

Как легко говорить очевидные вещи "ниочем"! :lol:

Вначале подается фольклор как "панацея" в аномалистике. Прям как "зеленка" в танковы войсках. И от диареи, и от мозоли. Мажь все подряд! 

Потом когда просим пояснить конкретно на конкретном примере - начинается словоблудие. Что 2+2=4,  что Земля не квадратная и учиться в школе таки надо. 

Может хватит уже переливать с пустого в порожнее? 

Я задал конкретный вопрос. В ответ - смысловой шум из банальностей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://forum.kosmopoisk.ru/index.php?topic=7051.msg109808#new сообщение за номером 520

Психопатия, полнный секстанизм и "аномальнобредизм". Почему? - да просто  три причины: 

1. Модераторы заинтересованы в "движухе на форуме". Даже если там голыми скачут (ай, я не об Уфокоме, не надо нервничать!).. 

2. Полное отсутствие чувства ответственности модераторов за содержание форума и как "обратка" - вырождение ресурса. Что не есть очень плохо - (а и черт с ним!) - а просто лишение источника оперативной информации! 

3. Полный отрыв отдельных личностей от реальности (что в принципе приветствуется согласно пункту 1 )..

Ну и еще немного, но - потом. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Рей сказал:

Интересно, каким образом знание фольклора может помочь ну хотя бы в этом случае? http://forum.kosmopoisk.ru/index.php?topic=8257.msg109798#new

Вообще-то такие случаи неоднократно фиксировались в фольклорных текстах и нашли отражение в народных поверьях про "упавшие облака". Илья даже готовил специальную статью на эту тему для публикации в научном сборнике (не знаю, опубликовано ли уже). Подобного рода непонятные субстанции, обнаруживаемые неожиданно на земле, зачастую трактовались как нечто упавшее с неба. И в таких историях нередко отражались мифологические представления о том, из чего состоит небо и что с него может падать на землю.

На сайте "Уфокома" уже мелькали материалы на данную тему: 1, 2, 3.

Знание фольклора очень может помочь в оценке масштабности явления. А вот его природу могут помочь постичь уже лабораторные исследования непосредственно самого вещества.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, VIK сказал:

Знание фольклора очень может помочь в оценке масштабности явления. А вот его природу могут помочь постичь уже лабораторные исследования непосредственно самого вещества.

Несомненно! Главное, что бы фольклорные сведения касались именно исследуемого вещества. Потому что в ряде случаев внешнее проявление процесса может вести к различному конечному результату. И наоборот. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Захотелось сделать отдельный пост про мою личную методологию в подборе материала к довольно экзотическому направлению как философия паранормального. Начну с терминологии, которую я буду использовать, чтобы расставить все точки над "i", и, в дальнейшем, попытаться избегать двоетолкований уже устоявшихся философских категорий, которыми я буду в дальнейшем оперировать. Я не собираюсь выдумывать ничего нового, всё уже давно описано, и куда бо́льшими Умами, чем мои весьма скромные, но не совсем ограниченные возможности Познания (пока специально пишу некоторые слова с большой буквы, чтобы подчеркнуть вневременность, внепространственность и абсолютное отсутствие тайных пропагандистских умыслов, вложенных в эти термины):

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία дословно «любомудрие; любовь к мудрости») — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях [выделено мной] и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.Источник

Система — философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных связей. Источник

Если я упоминаю такую категорию, как Элитизм, то краткое философское содержание того, что я подразумеваю, можно найти в расширенном смысле здесь («Социальная философия: учеб. пособие / Ч. С. Кирвель, О. А. Романов):

Цитата

Одной из наиболее популярных является концепция элитизма   (элитаризма), предложенная итальянскими социологами Вильфредо Парето  , Гаэтано Моска,   а также немецким политическим философом Робертом Михельсом   (1876–1936). Много интересных суждений о значении элиты в жизни общества и развитии культуры высказал Ф. Ницше. Согласно концепции элитизма общество делится на две неравные части: элиту и массу. Различие между ними проходит по линии личностной зрелости и вытекающих из нее компетентности, способности к сложным видам деятельности, интеллектуальной развитости. Сторонники элитизма утверждают, что единственным субъектом истории является элита, тогда как масса представляет собой пассивный материал для реализации ее замыслов.

В. Парето утверждал, что между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку.

По мере надобности я буду добавлять терминологию в этот пост, чтобы предупреждать дальнейшие инциденты непонимания и критики не по делу. Моя задача не образовывать, а делиться теми философскими идеями и принципами, которые представляют для меня интерес в рамках философии паранормального, а также критиковать современные шаблоны (с моей точки зрения), которые, как паутина, удерживают сознание индивида в рамках, загораживающих альтернативные подходы, в основе которых хочется видеть гуманизм, справедливость, свободу выбора и творчество.

Я не являюсь носителем никаких устоявшихся взглядов и направлений в философии, поэтому судить меня и мои высказывания с точки зрения классики можно, но это не будет являться продуктивным. Моя цель не "переиграть", а найти такой баланс в собственном мировоззрении на паранормальное, который поможет лично мне видеть отображение человека одновременно в социо-экономических, культурных,  духовных (не с точки зрения постулатов религии, а с точки зрения внутреннего отношения индивида к ним) и вневременных обстоятельствах, что сможет помочь не оставаться "колоссом на глиняных ногах" в вопросах философии паранормального. В этом деле я собираюсь опираться на такие направления как социальная философия ("Социальная философия" Чеслав Кирвель, Олег Романов), философия социальной справедливости ("Социальная справедливость в русской общественной мысли : монография" / Ю. Б. Епихина [и др.] ), философию символизма (Символизм и философия культуры  Белый А.), философию христианского экзистенциализма (Н.Бердяев) и, только не пугайтесь, на исследования метафизиков области паранормального, а в частности - теософию, но только не в чистом виде, а через призму современного исследователя теософии Kurt Leland (Invisible Worlds Annie Besant on Psychic and Spiritual Development by Kurt Leland, H P Blavatsky - источник только на английском).

 Ни одной из перечисленных книг я ещё не прочитала, а только нашла в процессе поиска тех философских терминов и категорий, которые меня интересовали больше всего (если надо будет, то и других найду, у меня нет пока предпочтений в авторах, лишь бы мысли искренние были). Я специально погуглила "философия паранормального", там даже выпали ссылки, но, предварительно ознакомившись с содержанием, я не заинтересовалась теми аспектами, которые были подняты там.

Я не имею степеней, но философия мне близка и органична для моего способа познания. Всё, что я буду постить, не является претензией на истину или формой эскапизма. Я нахожусь в поиске, могу и разочароваться в том, что сначала восторженно приму и захочу поделиться. Но, во всяком случае, это будет абсолютно честная и открытая попытка рефлексии в попытках опереться на хоть что-нибудь в философии, что бы могло стать твердой почвой для встречи лицом к лицу с природой паранормального, чем бы она не являлась. 

Моё отношение к фольклористике с точки зрения принадлежности её к какому-либо философскому направлению пока не определено. Сама не смогла додуматься (повторять про мудрость - это банально),  решила поискать:

Цитата

Возникновение системного интереса к народному творчеству было связано с любителями — собирателями народного фольклора. На протяжении XVIII века в Западной Европе этот интерес нарастал, а зарождение романтического направления в философии науки и искусстве в начале XIX века, стало движителем оформления целого научного направления — фольклористики. В России данный процесс имел место несколько позже, чем в Европе — в первые десятилетия XIX века.

Источник

Убедилась, что корреляция с философией идеализма, философией романтизма у фольклористики есть. Но тут нужно ещё поискать, т.к. фольклористика в классической её форме меня никогда не интересовала. Поэтому уделю этому вопросу своё внимание, чтобы облагораживающее влияние этого направления не обошло меня стороной - уважаю самообразование, но только не через "авторитеты", а через созвучие с моей душой, если уж речь идет об идеализме. Я ведь тоже "человек из народа", как-никак :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, начну с парадокса, который преследовал многих философов во времена, когда прогресс тормозил(ся) а чаще - когда происходил исторический застой на фоне затяжных военных разборок - "философия не эффективна" (говаривали они), "будем работать без рассуждений" (писал Вольтер в "Канди́д, или Оптимизм"):

"Будем   работать  без  рассуждений,  --  сказал   Мартен,   --  это
единственное средство сделать жизнь сносною". Источник

Ну, что ж тут такого, славянина не запугать работой, но если она бессмысленна для него... А если добавить, что и не только для славянина это будет верно...

"Странствия героев служат автору поводом для того, чтобы высмеивать правительство, богословие, военное дело, литературу, искусство и метафизику, в особенности оптимиста Лейбница с его учением о том, что «бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных». Эти слова перефразированы Вольтером как «всё к лучшему в этом лучшем из миров», и звучат саркастическим рефреном каждый раз, когда на долю героев выпадают новые бедствия.
В финале повести герои оказываются в Константинополе и узнают от местного дервиша о тщетности метафизических изысканий. Излагаемый им рецепт счастья прост — забыть о треволнениях окружающей жизни, и в первую очередь общественной, посвятив себя избранному ремеслу — «возделыванию сада»." Источник

Ну, всё понятно, как в той поговорке:"Используй то, что под рукой, и не ищи себе другое". А где паранормальное, это же просто "жизнь", кому это нужно? И правильно ответили - это никому не нужно, т.к. никто так и не понял, зачем человеку Синхрония, когда почти всё можно объяснить случайностью. Она и не нужна, всё произойдет само собой, если человеческое внимание будет привлечено тем, в чем истинный зов его сердца, а не в том, что модно, популярно, драйвово, одобрено авторитетом или элитарно. Это и будет момент нахождения себя, своего места и времени в материальной структуре. Такое состояние ещё называют "звезды сошлись", его не пропустишь, если только Вы не проживаете свою жизнь на автопилоте, к этому приводит "быт" (говорят "быт заел"). Есть разница между философией славянской души и её побратима со склонностью к уединению: "как все" - чтобы выжить физически (с перерывами на экстатические моменты стихийного слияния славянских душ в единое целое с экзистенциальной тревогой сепарации), или "проживать каждый день, как будто только родился" (с парадоксальной возможностью при одном и том же видимом раскладе получать разнообразный опыт, обычно используется новый угол зрения, но в основе - не менее экстатическое слияние индивида с каждым отдельным моментом его жизни). Это крайности, но они предоставлены каждому, пропорцию выбираем сами.
Вот так другими словами звучит термин Синхрония в учебнике философии (Источник):

IMG_20200110_134522.thumb.jpg.766ed2a15a2299b17e16c00058dd384a.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ситуационная логика (https://gtmarket.ru/laboratory/basis/3959):

"Социальная наука, ориентированная на объективное понимание, или ситуационную логику, может развиваться независимо от всяких психологических или субъективных понятий. Её метод состоит в анализе социальной ситуации действующих людей, достаточном для того, чтобы объяснить их действия ситуацией, без дальнейшей помощи со стороны психологии. Объективное понимание состоит в осознании того, что действие объективно соответствовало ситуации.
<•••>
Это даёт нам возможность понять действия человека в некотором объективном смысле, так что мы можем, например, сказать: конечно, у меня другие цели и я придерживаюсь других теорий (чем, скажем, Карл Великий), однако если бы я оказался в его ситуации, которую я проанализировал бы таким образом, — включив в эту ситуацию его цели и знания, — то я, а предположительно и вы тоже, действовали бы сходным образом. Метод ситуационного анализа, конечно, индивидуалистический метод, но он, разумеется, не психологический, ибо он в принципе исключает все психологические элементы и заменяет их объективными элементами ситуации. Я обычно называю это «логикой ситуации», или «ситуационной логикой».[КАРЛ ПОППЕР: ЛОГИКА СОЦИАЛЬНЫХ НАУК]

Ну, и где же паранормальное?

Цитата

Паранорма́льные явле́ния, иноро́дные явления или анома́льные явления — психофизические феномены, существование которых не имеет научных доказательств, которые не имеют научного объяснения и находятся за пределами современной научной картины мира." Источник

А вот и первое "паранормальное" событие, которое неведомо для двух любящих существ:

Цитата

Возвращаясь  в  замок,  она  встретила  Кандида  и  покраснела;  Кандид
покраснел тоже.  Она поздоровалась с ним прерывающимся голосом, и  смущенный
Кандид  ответил ей что-то, чего и сам не понял. На  другой день после обеда,
когда все выходили  из-за стола, Кунигунда  и Кандид  очутились  за ширмами.
Кунигунда  уронила  платок,  Кандид  его  поднял,  она  невинно  пожала руку
Кандида.  Юноша  невинно  поцеловал  руку  молодой баронессы, но при  этом с
живостью, с чувством, с особенной нежностью; их губы встретились, и глаза их
горели,  и  колени  подгибались, и  руки  блуждали.  Барон  Тундер-тен-Тронк
проходил  мимо  ширм  и,  уяснив себе  причины и  следствия, здоровым пинком
вышвырнул  Кандида из  замка. Кунигунда упала  в  обморок;  как  только  она
очнулась,  баронесса  надавала  ей  пощечин;   и  было  великое  смятение  в
прекраснейшем и приятнейшем из всех возможных замков. Источник

И я не издеваюсь, я утверждаю то, что для любого живого человека, который не успел ознакомиться со всеми правилами Игры, любое событие, противоречащее его внутренней логике, будет являться настолько же паранормальным, как и появление привидения в старом замке.
И практически каждое последующее приключение Кандида будет не менее паранормальным, чем предыдущее. Но это только в моем понимании, для всего нормального человечества Вольтер опишет только один эпизод, который допустимо отнести к явлению паранормального, и это - путешествие героя в сказочную страну Эльдорадо:

Цитата

"-- Где мы? -- вскричал Кандид. -- Должно быть, королевским детям дали в
этой стране  на диво хорошее  воспитание,  потому что они приучены презирать
золото и драгоценные камни.

<•••>

-- Господа, -- сказал хозяин гостиницы, -- конечно, вы иностранцы, а мы
к  иностранцам не привыкли.  Простите, что  мы так смеялись,  когда  вы  нам
предложили в уплату камни с большой дороги. У вас, без сомнения, нет местных
денег,  но  этого  и  не  надобно,  чтобы  пообедать здесь.  Все  гостиницы,
устроенные  для  проезжих  купцов, содержатся  за счет государства. Вы здесь
неважно пообедали, потому что это  бедная деревня,  но в других  местах  вас
примут как подобает.

<•••>

-- Что же, однако, это за  край, --  говорили они один другому,  --  не
известный  всему  остальному миру  и природой  столь  не похожий на  Европу?
Вероятно,  это та самая страна, где все обстоит хорошо, ибо  должна же такая
страна хоть где-нибудь да существовать. А что бы ни говорил учитель Панглос,
мне часто бросалось в глаза, что в Вестфалии все обстоит довольно плохо.

<•••>

Старец  принял  двух иностранцев, сидя  на софе, набитой пухом колибри,
угостил их ликерами в алмазных чашах, потом в следующих словах  удовлетворил
их любопытство:
     -- Мне  сто семьдесят  два  года, и  я узнал от  моего покойного  отца,
королевского  конюшего,  об  удивительных  переворотах  в  Перу,  свидетелем
которых он был. Наше  государство  -- это  древнее отечество  инков...
У испанцев было  лишь смутное
представление  о нашем  государстве;  они  назвали  его  Эльдорадо,  а  один
англичанин, некий кавалер Ролей, даже приблизился к нашим границам около ста
лет  назад, но  так как мы окружены  неприступными скалами и  пропастями, то
вплоть  до  настоящего  времени  нам  нечего  было   бояться   посягательств...
Разговор длился долго: говорили о государственном устройстве, о нравах,
о женщинах,  о  зрелищах, об искусствах. Наконец  Кандид,  у которого всегда
была склонность к метафизике, велел Какамбо спросить, есть ли в этой  стране
религия.
     Старец слегка покраснел.
     -- Как  вы можете  в  этом сомневаться? --  сказал  он.  --  Неужели вы
считаете нас такими неблагодарными людьми?
     Какамбо почтительно  спросил, какая  религия  в Эльдорадо. Старец опять
покраснел.
     -- Разве могут существовать на свете две  религии? -- сказал  он.  -- У
нас, я думаю, та же религия, что и у вас; мы неустанно поклоняемся богу.
     -- Только  одному богу? -- спросил Какамбо, который все время переводил
вопросы Кандида.
     --  Конечно,  --  сказал  старец,  --  их не два,  не  три, не  четыре.
Признаться, люди из вашего мира задают очень странные вопросы.
     Кандид продолжал  расспрашивать этого доброго старика; он хотел  знать,
как молятся богу в Эльдорадо.
     -- Мы ничего не просим у него, --  сказал добрый и почтенный мудрец, --
нам нечего  просить:  он  дал нам все, что  нам нужно;  мы  непрестанно  его
благодарим.
     Кандиду  было любопытно увидеть священнослужителей, он  велел спросить,
где они. Добрый старец засмеялся.
     --  Друзья  мои,  --  сказал он,  --  мы  все  священнослужители; и наш
государь, и все отцы семейств каждое утро торжественно поют благодарственные
гимны; им аккомпанируют пять-шесть тысяч музыкантов.
     --  Как!  У  вас нет  монахов,  которые всех поучают, ссорятся  друг  с
другом, управляют, строят козни и сжигают инакомыслящих?
     -- Смею надеяться, мы здесь не сумасшедшие, -- сказал старец, -- все мы
придерживаемся одинаковых взглядов и не понимаем, что такое ваши монахи.
     При этих словах Кандид пришел в восторг. Он  говорил себе: "Это  совсем
не то, что в Вестфалии  и в замке господина барона; если бы наш друг Панглос
побывал в Эльдорадо, он не утверждал бы более, что замок Тундер-тен-Тронк --
лучшее место на земле. Вот как полезно путешествовать!"

<•••>

Он  немедленно   отдал   приказ   механикам  соорудить  машину,   чтобы
переправить этих  странных людей за  пределы королевства. Три  тысячи ученых
физиков работали над нею; через две  недели она  была готова...
Прекрасное зрелище  представлял  их отъезд, и занятно  было смотреть, с
каким искусством были подняты они со  своими баранами на вершину гор. Физики
доставили их в безопасное место и вернулись."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Википедия:
" Странствия героев служат автору поводом для того, чтобы высмеивать правительство, богословие, военное дело, литературу, искусство и метафизику, в особенности оптимиста Лейбница с его учением о том, что «бог не создал бы мира, если бы он не был лучшим из всех возможных». Эти слова перефразированы Вольтером как «всё к лучшему в этом лучшем из миров», и звучат саркастическим рефреном каждый раз, когда на долю героев выпадают новые бедствия."
"По жанру это философская повесть,... "замаскированная" под плутовской роман".
Простите и меня, что я лукавлю и удаляю детали, которые могли бы отвлечь Ваше внимание, но жанр требует "жертв"!

Так что там с философией паранормального? Оказывается, корни паранормального,с большой долей вероятности, лежат в незнании правил игры (социальная справедливость), они же - законы природы (возможность бесконечного познания), они же - негласные правила закрытых обществ (элитизм и ограниченный доступ к более широкому спектру знаний), они же - отрицание права индивида на свободую волю в условиях ограниченного восприятия имеющихся органов чувств или только иллюзия отрицания?

Кажется, я начинаю слегка расходиться с традиционным подходом: (Источник):

"В статье представлены три подхода к проблеме так называемых паранормальных явлений. Первый можно назвать субъективирующим: паранормальное здесь расценивается как всего лишь ошибка органов чувств, плод воображения или болезненное видение. Второй подход предполагает объективное существование такого рода отклонений от нормы и определяет их как принципиально познаваемые (хотя очевидно не сейчас, а скорее в отдаленном будущем, поскольку к паранормальному причисляется лишь то, что противоречит известным на сегодня законам природы). Третий вариант понимания тоже основан на признании объективного характера паранормального, но в отличие от предыдущего этот вариант – агностический. Возможность хоть сколько-нибудь полноценного познания природы паранормального здесь отвергается. Основанием для этого по необходимости выступает та или иная несовместимость обнаруженного явления с познавательными способностями человека. Авторы проводят мысль, что наиболее соответствующим понятию «паранормального» будет явление единичное, неповторимое, не вписывающееся в какие бы то ни было известные законы природы и причинно-следственные связи и потому непредсказуемое, недоступное принципам верификации и фальсификации, иными словами, непроверяемое научными методами. Однако саму возможность таких явлений (в первую очередь непосредственно в сверхъестественном их понимании), вероятно, следует пока признать проблематичной."

Вопрос "несовместимости обнаруженного явления с познавательными способностями человека" на первый взгляд не имеет решения в условиях, когда человек воспринимает себя как часть Системы, от которой зависит его физическое выживание. Сдвигать этот фокус чревато, но при некоторой открытости самого человека (например, лёжа на диване, под мерный стук ходиков, заходит друг, и вместо привычной тирады про политику он вдруг предложит Вам обсудить новость, типа что наркоманы и йоги с их медитациями, оказывается, ловят похожие глюки - к чему бы это?) у него возникнет интерес, а что там за глюки и как оно так получается?
Именно Интерес, она же и потребность, становятся либо не становятся тягловой лошадью/шестеренкой

 

этого типа познания, которая рано или поздно приведет наблюдателя к перекрестку вероятности, характерной особенностью чего будет присутствие символизма, а по-заумному - бросающаяся в глаза синхроничность в деталях с живыми и неживыми объектами.

Это когда говорят, что надо бы отдохнуть, а то чертовщинка кругом мерещится, при этом люди почти всегда не могут четко сформулировать, а в чём собственно весь сыр-бор?

С точки зрения философии происходит... В голове, где-то в глубинах памяти всплывает только английское слово alignment ("на одной линии" Источник).
Поискала соответствие в философском словаре, оказывается, всё есть:

Сизигия (от др.-греч. σύ-ζῠγος, «сопряжение, соединение») — пары противоположностей, которые образуют эоны, сочетаются браком (сизигия) и выражают этим Плерому. Термин является весьма употребительным в гностицизме, в частности, в Валентианстве.

Владимир Соловьёв (1853—1900) в произведении «Смысл любви» (1893), заимствуя термин у гностиков, использовал это слово в качестве определения состояния «любви-единства», которое должно быть установлено между активным личностным человеческим началом с воплощённою в социальном духовно-телесном организме всеединой идеей. Источник)

Эо́н (др.-греч. Αἰών от др.-греч. αἰών — «вечность») — в гностической терминологии духовные существаэманации Божества, «заполняющие пространство», разделяющее Бога и мир. Совокупностьсонм») эонов именуется Плеромой. Истекая из Божества, они властвуют над определённой мировой эпохой и мировым порядком[1]. Источник)

Плеро́ма (др.-греч. πλήρωμα — «наполнение, полнота, множество») — термин в греческой философии, одно из центральных понятий в гностицизме, обозначающее божественную полноту...
Согласно учению гностиков, Плерома представляет собой совокупность небесных духовных сущностей, эонов. Иисус Христос также являлся одним из эонов, посланных на землю для того, чтобы люди смогли вернуть себе утраченное знание (гносис) и воссоединились с Плеромой.
Источник

 

В сокращенной форме ознакомилась с гностицизмом, осталось смешанное чувство, хоть это религиозно-философское течение, однако оно утверждает возможность индивидуального пути к божественному, очень тихое внутреннее узнавание себя без посредников, путь знаний о сущности всего - они постоянно в поиске, они всё время напрягают свой внутренний мир:

Цитата

гностики утверждают, что обладают высшими знаниями, высшей истиной, известной лишь ограниченному кругу (гностицизм происходит от греческого слова «гнозис», что означает «знать») – не из Библии, а приобретенной на каком-то высшем мистическом уровне. Гностики считают себя привилегированным классом, высшем от всех остальных в своем более глубоком знании Бога. 

Источник

Вместе с тем источник спасения гностик усматривает в себе самом, а потому сам для себя становится единственным объектом упования на спасение, но такое чувство, сколь бы экзистенциально напряжённым оно не было, едва ли можно назвать религиозным. Повторим: в гностицизме исчезает всякое различие между спасаемым и спасающим.

Источник


Почему смешанное чувство? Потому что никто не гарантирует успешность каждого индивидуального мистического опыта. Отсутствие гарантированного оптимизма ведет к очень опасливому, настороженному отношению к бытию, где сам себе режиссер. Догмы в таком раскладе могут казаться куда привлекательнее... Стефан Хёллер Гностицизм - Гностическая библиотека

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Мне интересно, что вы думаете о людях, которые считают мистицизм и религию враждебными науке? Знакомы ли вы с CSICOP (Комитет по научному исследованию паранормальных явлений)?

Это не те, которые что-то там исследуют с эстрадным магом [Джеймсом] Рэнди?

Да.

Я слышал об этом.

CSICOP, кажется, считает, что мистика и наука в некотором роде несовместимы. Вы с этим согласны?

Ну, это зависит от того, о какой науке идет речь. Это в значительной степени зависит от точки зрения. Я думаю, вы найдете много довольно серьезных научных деятелей — в основном в области теоретической физики, — а также некоторых в биофизике, которые видят возможности сближения мистических идей и науки, но это на очень высоком, можно сказать далеком от обыденного, эзотерическом уровне. На более низком, я полагаю, верны старые представления 19-го — начала 20 веков, где «мистика» является плохим словом. Так что, я думаю, очень многое зависит от того, с кем из научного сообщества вы консультируетесь.

Получается, что чем выше вы поднимаетесь в области теоретической физики, тем ближе оказываетесь к мистике?

Да.

<•••>

Не могли бы Вы кратко описать разницу между вызовом (evocation) и заклинанием (invocation)?

Две основные формы церемониальной магии — вызов и заклинание. Вызов должен, по крайней мере якобы, призвать тех, которых иногда называют духами Тартара, они являются своего рода не-физическими сущностями, связанными с землей, подземными областями и природой, хотя их происхождение, вероятно, имеет иное основание. Это нечто находящееся снизу, «тяжелая» природа, но тем не менее интересная и информативная. С ней легче иметь дело, чем с заклинанием, являющимся по существу магией ангелов, которое имеет дело с небесными существами. Так что одно лежит под мирским, а другое вне.

<•••>

Ранее вы упоминали единственную опасность церемониальной магии – бессмысленную трату времени.

 

Это самая распространённая опасность и самая страшная.

 

С другой стороны, что должно быть наибольшим успехом? Что говорит ваш опыт?

 

Я думаю, это иногда неуловимое, а иногда не столь неуловимое изменение вашего сознания, то, что вы делаете всё это и возвращаетесь другим. И я думаю, что это хорошее изменение. Вы становитесь чувствительным к определённым духовным влияниям, к некоторым видам восприятия. Вы получаете опыт желанного изменения сознания. Что же касается, так сказать, объективной информации, я никогда не видел, чтобы она была столь захватывающей. Они не открыли мне какой-нибудь новой тайны Вселенной, или, даже не знаю, [смеется], пути нового легко реализуемого промышленного развития. Этого не случилось.

Источник

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Корни слова syzygy происходят от поздней латыни syzygia и от греческого слова syzygos, означающего «соединение».  Сизигий буквально означает быть «соединенным вместе».  Другим примером из турано-алтайских языков было бы турецкое слово «sezgi», которое означает «смысл», подразумевая, что для достижения смысла нужно объединить более одной идеи / изображения / процесса...

 В психологии, C.G.  Юнг использовал этот термин для обозначения «архетипического сочетания контрасексуальных противоположностей, которое символизировало связь сознательного и бессознательного умов, соединение двух организмов без потери идентичности».

<•••>

В астрономии и астрологии сизигия - это своего рода единство, особенно посредством координации или выравнивания звезд и планет.

<•••>

В поэзии ... syzygy использует «повторения, которые без разбора попадают в акцентированные и не акцентированные места в достаточном количестве, чтобы придать стихотворное единство группе слов/предложений, тонко наполняя ухо настойчивостью доминирующей тональности». [моё уточнение: это как навязчивый мотив, который вроде бы ничего не значит, но настойчиво стучится в сознание, иногда пугая этой настойчивостью, иногда вызывая любопытство, выступая переключателем нашего фокуса внимания]

 

Источник

Если всё упростить до трех слов, то это может звучать так: соединение без слияния.

А также отмечается повторяемость каких-то элементов, которые по логике вещей и при достаточной наблюдательности подразумевают смысл/смыслы, которые не обнаружить другим путем в условиях ограниченности восприятия органов чувств. Может и неполно, но это описывает начало мистического опыта.

Для любознательных даю ссылку на понимание сизигии в поэтическом искусстве Примеры сизигии в английской поэзии

"В русской поэзии прием аллитерации использовали лишь некоторые поэты: Бальмонт («чуждый чарам черный челн»), Маяковский («Где роща ржуща ружей ржет»), Пушкин («НеВа вздуВалась и реВела, КотЛом КЛокоча и КЛубясь…») Аллитерация и не только

Первое, что бросается в глаза - это смена ритма с обыденно-певучего на тревожный с ожиданием "события" - так срабатывает переключение фокуса внимания с привычного на неизвестное, а, значит, вызывает напряжение этого фокуса внимания. Далее схема проста - реакция «бей или беги» — физиологическое состояние, при котором организм мобилизуется для устранения угрозы. Но это материальный уровень. Есть же ещё и ментальный, где может быть сделан более сложный выбор - выбор свободной воли, отказавшейся от диктата жизни в режиме "физическое выживание любой ценой".

Через поэтические примеры мне удалось прочувствовать часть философского наполнения этого слова, чтобы не впасть в задумчивость от непостижимости древней мудрости :)

Когда моральное давление и семантика речи в попытке воздействовать на индивида теряют свою силу, кто-то находит опору в технических элементах языка (метрическое стихосложение), что запускает мощное воздействие на бессознательную часть индивида, где у него нет ещё "защитных сооружений", необходимых для того, чтобы противостоять "невидимому" воздействию. (К слову, "защитные сооружения" - это вообще нонсенс для сферы бессознательного. Там всё очень просто - мы либо принимаем себя во всём своём многообразии, либо ненавидим и боремся с самим собой или своими частями.)

У меня есть музыкальный пример "соединения без слияния, с сохранением собственной идентичности" - это аллегорическое отображение  сознательного и бессознательного в их соосности и созданной при этом немного тревожной гармонии, т.к. звучание некоторых используемых инструментов, похоже, лежит в инфразвуковом диапазоне (ну, не зря же буддисты любят церемониальные инструменты, чтобы быстрее войти в необходимое и уже известное им состояние, поэтому страх сменяется сизигией с микро и макрокосмом):

 

Философия паранормального вытекает из самой природы человека - мы не можем убежать от глубины самого себя, философия экзистенциализма XX века со своим упадническим настроением - это результат вечного побега и желания забыться в простоте и незамысловатости природных ритмов. И человек захотел проявить свою свободную волю как творец новых ритмов жизни, причем не только для комфорта своего тела, но ещё и для развлечений (искусственное и вполне контролируемое воспроизведение ситуаций "бей-или-беги" - мы не можем надолго отрываться от своих животных корней, фитнесс для "животного внутри" должен сохраняться на протяжении всей жизни, иначе - набор неврозов и др.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Бери, что дают. Смирись. Другого выбора у тебя нет. Или не получишь ничего. Приходилось ли вам слышать эти слова в жизни?

Что такое справедливость? Какую роль она играет в поведении человека, как регулирует социальные отношения, является ли эволюционным преимуществом? Почему в некоторых случаях люди проявляют иррациональное поведение, отказываясь от прямой выгоды?

<•••>

При исследовании человеческого поведения, в том числе справедливости, традиционно используют игру-ультиматум на деньги.

<•••>

Эксперименты показали, что в играх на деньги большинство игроков отвергают слишком низкие «несправедливые» предложения суммы. Это происходит даже в ущерб собственной выгоде. То есть люди зачастую отказываются от денег вообще — лишь бы второй игрок не получил несправедливо большую долю от общих денег. 

<•••>

Любая часть еды лучше, чем ничего. Шимпанзе это понимают, а люди — нет...

<•••>

Поразительная иррациональность человеческого поведения, которое принято связывать с высшим абстрактным мышлением и таким понятием как «честность», привлекает внимание учёных.

Итак, факт наличия чувства справедливости научно установлен. Но что он означает на практике? Это чисто абстрактное понятие, некий «дефект» человеческой логики — или социально значимое явление?

Учёные хотели проверить, каким образом объективные физиологические потребности человека влияют на предполагаемую мотивацию справедливости. Давно известно, что физиологические потребности, такие как сильный голод, в значительной степени усиливают эгоистическое поведение (кстати, этим частично объясняется поведение шимпанзе в игре-ультиматум).

Как показал опыт, при наличии сильной жажды выбор человека действительно сильно изменяется, а чувство справедливости — притупляется.

Учёные пока не могут найти объяснение такому уникальному свойству (некоторых) людей как иррациональное, нелогичное чувство справедливости. По одной из версий, это может быть некоторым императивом с детства, вложенным или приобретённым качеством. Чувство справедливости может быть частью некоей социальной стратегией альтруизма — человек поступает так, как выгодно всему сообществу, а не ему.

Учёные обращают внимание, что люди не склонны отвергать несправделивый раздел, если это не повлияет на долю, которая досталась другому игроку. Другими словами, человек отказывается от маленькой доли только при условии, что у другого игрока заберут большую.

Но даже при отсутствии обратной связи остаётся небольшой процент тех, кто отказывается от несправедливой доли — пусть это ни на что не повлияет. Наверное, в жизни таких можно назвать «неисправимыми идеалистами». Вполне возможно, что существование таких людей — жертв, добровольно лишённых материальных благ ради идеалистических принципов — каким-то образом важно для всего общества.

В любом случае, феномен «иррационального» чувства справедливости нуждается в дополнительном изучении, считают учёные.

Источник

 

Понятие справедливость является краеугольным камнем человеческих взаимоотношений, поэтому ничего удивительного, если человеческое сознание потребует у "паранормального явления" соблюдения" справедливости и "честного распределения" получаемой из не пойми откуда иформации. Благо, что даже тайные общества уже не скрывают, что никакой сверхценной информации на самом деле нет, имеется только "фитнесс для внутреннего мира" с вариациями измененных состояний сознаний, цели - самые разнообразные, вплоть до озорства "поиграть в Бога":

Но как же встроено чувство справедливости в философию паранормального? Своей иррациональностью! На уровне осмысления вопросов правовой психологии мы можем убедиться, что иррациональное становится легитимным в области юриспруденции, т.к. только в условиях переплетения иррационального и рационального происходит вычленение  понятий правовой справедливости, обусловленные чувством солидарности и доверия между партнерами (Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. 2-е издание. Поляков А.В.):

IMG_20200116_144729.thumb.jpg.af406fd479764006c8300729dd36f3f2.jpg

IMG_20200116_144706.thumb.jpg.ba71a540a60304eef80541820aedd8d2.jpg

IMG_20200116_144504.thumb.jpg.3285eb5127f3ea5e8c922cdabf355301.jpg

IMG_20200116_144434.thumb.jpg.55c88de2c907de3c4df07c5133797a63.jpg

IMG_20200116_144343.thumb.jpg.6ac74ec1743fcdb42c0f55c617b584b6.jpg

IMG_20200116_150240.thumb.jpg.7f5ef357cfd76dee8c72d218d22fa6c3.jpg

Чувство справедливости работает по принципу "есть ещё что-то святое на этой Земле", особенно если паранормальное проявляется в излечении от смертельной болезни, в интуитивном предчувствии катастрофы, которую удается избежать и т.п. Человек требует или во всяком случае сохраняет за собой право требовать Чуда, особенно, если другие пути для него закрыты. И в этом аспекте паранормальное преобразуется в невообразимое:

Цитата

...при всём своём кажущемся различии и даже противоположности, приведённые на природу чуда точки зрения Лосева и Переслегина обладают внутренней дополнительностью и тем самым позволяют более полно и глубоко понять этот феномен. Выясняется, что чудо есть невообразимое событие, а вовсе не необъяснимое или маловероятное. Такое событие как бы "выламывается" из привычного хода вещей и, как правило, кардинальным образом меняет этот ход. При этом становится также ясно, что предельность понятия чуда требует выхода за рамки гуманитарных наук и коренного переосмысления знаний, накопленных не только философией, но и психологией, физиологией и т.д.

Источник

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Настал момент понять, что удовлетворительное истолкование универсума...  должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая когда-либо сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире.

Тейяр де Шарден Феномен человека

Что же представляет из себя внутренний мир человека?

Цитата

Внутренний мир человека - сфера индивидуальной жизни человека, включающая в себя эмоции, чувства, аффекты, верования, устремления и содержащая в себе результаты внутреннего и внешнего опыта человека, не подлежащего полной и адекватной передаче другому. В западной культурной традиции открытие ценности и глубины внутреннего мира человека произошло с принятием христианства; с эпохи Нового времени его замещают набором вещных отношений (превращенных форм внутреннего мира). В современной мысли существуют различные подходы к его рассмотрению в рамках экзистенциализма, герменевтики, психологии, феноменологии и др. Сущностная составляющая внутреннего мира человека определялась по-разному: в классической философии - это разум, в учении К. Юнга - архетип, в психоаналитике 3. Фрейда - бессознательное. Внутренний мир человека не подлежит полной рефлексии и вербализации (так, выражение в слове чувств, эмоций возможно только через использование метафор, которые приспособлены косвенно обозначать движение души). Воля, как структурный элемент духовности, представляет собой способность человека ставить себе цель и прилагать все необходимые внутренние усилия, чтобы ее осуществить. Она обладает сложной структурой. Волевое действие само как бы распадается на три звена: постановку и осознание цели для удовлетворения своего интереса, принятие решения действовать и выбор наиболее целесообразных средств и способов осуществления действия. Решающим моментом в этой цепи волевого действия является исполнение решения, для которого необходима так называемая «сила воли». Но этот решающий момент не исчерпывает волевого акта. Постановка цели и ее осознание только определяют, какое действие зарождается в индивиде, порождая «идеальные стремления», или «силы воли». Сознание и воля тесно связаны между собой: чем выше уровень сознания человека, тем более устойчивы его ценностные установки и тем свободнее действует его воля.

Источник

Примечание: более развернутое определение "превращенной формы" см. здесь.

Я выбрала самое понравившееся мне определение внутреннего мира, но и в нем есть нюанс - не пора ли с учетом эффекта Наблюдателя (квантовая физика), а также всего того количества современных медитирующих/сновидящих/"йогупрактикующих" личностей, принять во внимание тот факт, что другой превращенной формой внутреннего мира является также и трансцедентальные отношения? Ну, не умирает оно, сменяются формы, а суть всегда остается одна - диалог с невидимым миром, что для общепринятой "нормальности" выглядит как разговор с самим собой (гностицизм, познание самого себя, сизигия с чем-то  "идеальным"):

Цитата

Исследование правительства США в 2007 году показало, что почти 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев, для сравнения — в 2002 году практиковало 7,6 % (более 15 миллионов человек).[29]

Источник

Хотелось бы увидеть статистику по этому вопросу и в других странах, но не нашла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Иногда погружение в глубины философской мысли ("напор воды в кране") влечет за собой невозможность вычленить те идеи, которые могли бы прояснить современные отношения философии, науки и паранормального, иногда нужно поток информации сделать не таким мощным и слегка поверхностным :) 

 

Отвлекусь немного на современных аналитиков происходящего во внутреннем мире человека сегодня:

Цитата

Руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка Андрей Курпатов представил факты, доказывающие, что человеческий мозг всегда выбирает то, что проще. Например, картинка с Ким Кардашьян проще для восприятия, чем текст научной статьи. Поэтому мозг, скорее всего, зафиксирует свое внимание на фотке Кардашьян. А текстом статьи не заинтересуется.

Вот таким путем человечество сейчас и развивается: от системного книжного мышления к простым образам, к визуализации всего и вся.

«Мы наблюдаем эскалацию примитивного контента и переживаем фундаментальную трансформацию — переезжаем из галактики Гутенберга в галактику Цукерберга. Из цивилизации системного мышления переходим в цивилизацию зрительных образов, где нет места аналитическому мышлению», — сказал Курпатов.

В результате человечество сейчас, по сути, переживает «эпидемию цифрового аутизма», считает эксперт. И как в таких условиях стать успешным? Тенденция такова, что мир все больше разделяется не только на богатых и бедных. Но еще и на глупых и умных.

Источник

С одной стороны, вроде как паранормальное себя обнаруживает через технический прогресс и цифровые технологии (телефонный ПГ и т.п.). С другой стороны - это как же сложно не для специалиста в технологиях расследовать такие случаи! Мало того, даже если и появляется специалист, то он ориентируется на изощренность современных технологий и их возможность выглядеть как сверхъестественное, хоть и объясняться это всё может очень доступно и элементарно, как, например, использование известных в узких кругах технологий слежения и подслушивания, распространяемых в виде техногенных вирусов и др. Но если паранормальное будет присутствовать , то оно явно будет отброшено специалистом как "шум".

Продвинутость технологий и их разнообразие и вполне объяснимая узость кругозора современного исследователя сейчас также не способствуют синхронизации процессов паранормального и возможности их объяснить естественными причинами оперативно. С другой стороны, ничего не меняется по сути -  то ли потусторонние, то ли шутники из человеческого рода - осваивают новые технологии быстрее, чем любой обыватель, что делает "его" очень похожим на хакера. Чисто философски хакерство и становится по сути содержанием паранормального в широком смысле этого слова:

- анонимность

- вредность

- трудности в избавлении

- масса проблем (моральный и материальный ущерб) и, как следствие, нарушение обыденного хода жизни на неопределенный период

 

Цитата

Источник

               Техника и философия хакерских атак (Крис Касперски)

Разработчики ПО ... вообще редко прислушиваются к советам по реализации защитных алгоритмов, а хакеры от всего этого просто балдеют и морально разлагаются теряя стимул к развитию.

Термин "хакер" имеет множественные трактовки, которые было бы бессмысленно перечислять здесь и тем более останавливаться на какой-то из них, игнорируя остальные. Но в лучшем значении хакер - это индивидуал, смотрящий в корень и стремящийся разобраться во всем до конца. <•••>

Из любой самой нестандартной ситуации и при самом скудном инструментарии всегда можно найти выход. Типовые схемы часто оказываются бессильными и бесполезными. Любые навыки слишком привязаны к конкретному окружению. В наше время больших перемен уже поздно хвататься за традиционные схемы обучения. На обучение просто нет времени. Большинству программистов приходится осваивать новые технологии "на ходу", и задолго до конца обучения они уже полностью устаревают.

<•••>

Системы защиты, заметим, развиваются заметно более медленно и ничего принципиально нового за последние год-два не было придумано или широко внедрено. ...

С другой стороны, толковых учебников и изданий по данной тематике тоже не выходило. Это привело к тому, что действительно грамотно спроектированных и качественно реализованных защит сегодня на массовом рынке практически не наблюдается. 

<•••>

Главный психологический барьер для многих - это ощущение беспомощности перед компьютером. Человек ощущает не хозяином ситуации, а незадачливым экзаменуемым, наобум пытающимся угадать, чего же от него хочет машина. Знакомая ситуация: вызываемая функция упрямо ведет себя не так, как описано в документации, и не работает.

В данном случае не помешает прибегнуть к дизассемблированию и анализу ситуации, но, возможно, оптимальным окажется другое решение. В любом случае возможны свои нетривиальные варианты. Наивно полагать, что схема "нажал на кнопку - получил банан" работает во всех ситуациях. Или что банан непременно удастся достать с помощью палки либо ящика. А если нет? Если задача не имеет известного и опробованного решения? Вот тогда и приходится действовать, как говорят, "по обстоятельствам". 

<•••>

На протяжении всей истории человечества всегда находились люди, которые выходили за рамки господствующих установок и традиций, создавая свою философию и субкультуру. По иронии судьбы хакерство оказалось тесно сплетенным с криминалом. Так было во все века, так и будет до самого последнего вздоха человечества. Почему? Хакер стремится разобраться во всем до конца, понять все до мельчайших подробностей, выйти за область определения объекта, проанализировать и испытать его поведение во всех нештатных ситуациях. От "простого смертного" хакера прежде всего отличает исчерпывающее знание предмета. Абсолютное знание по умолчанию подразумевает абсолютную власть над системой. Очень трудно устоять перед искушением и открывающимися перспективами.

Естественно, это только философская интерпретация, которая помогает персонифицировать нечто необъяснимое (паранормальное), вторгающееся в жизнь индивида без приглашения. Слишком велика сила этого эффекта на человеческое восприятие мира, чтобы его полностью игнорировать.

Поэтому следующим шагом в изучении этой темы хочется обратиться к описательной антропологии, затрагивающей тему функционирования воспроизводимого паранормального в условиях наблюдения за этим процессом людьми, получивших высшее образование по этой специальности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...