Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Интересное из старых книг


VIK

Рекомендуемые сообщения

Аникевич К.Т. Сенненский уезд Могилевской Губернии / Издание Могилевского Статистического Комитета. Могилев: Губернская типография, 1907. 148 с.

 

[КУЛЬТОВЫЕ КАМНИ]

В нескольких местах уезда до сего времени сохранилось в народе почитание камней, особенно находившихся у «крыниц», а также соединенных с чудесными легендами. На таких камнях можно видеть свечи, куски хлеба и т.п. приношения. В древней языческой Руси обычай этот был особенно распространен. С принятием христианства князья естественно постарались установившийся обычай применить к христианскому культу, делая на камнях кресты и соответствующие надписи. /С. 11.

В с.Высоком Городце находится открытый известным белорусским археологом Е.Р. Романовым Борисов камень с полустертою надписью XII в. и иссеченным крестом. По преданию в Высоком Городце был когда-то княжеский замок, летняя резиденция Лу-комльских князей. По летописным же известиям князь Борис Всеволодович Полоцкий, которому приписывается этот камень, отличался большой набожностью и построил много храмов в Полоцком княжестве. Недалеко от Высокого Городца – в селе Неклюдове с неза-памятных времен в день св. Бориса, 2 мая, совершается крестный ход на ручей под назва-нием Борис.

Высокогородецкий Борисов камень по-видимому имеет большое сходство с камнем князя Василия (Рогвольда) Борисовича 1171 г., находящимся недалеко от границы Сен-ненского уезда, вблизи дер. Дятлович Кохановской вол. Оршанского у. Камень имеет вид плиты черноватого цвета. На нем иссечен крест и следующая славянская надпись: «В лето 6679 (1171) мая в 7 день доспен крест сий: Господи! Помози рабу своему Василию в кре-щении Рогвольду Борисову».

Как известно, Полоцкий князь Рогвольд, во св. крещении Василий, во время распри между Полоцкими князьями в 1151 г. был свергнут с престола полочанами, сговоривши-мися с Минским князем Ростиславом Глебовичем, и посажен в Минске под стражу. После плена Рогвольд, благодаря содействию со стороны Черниговского князя Святослава Оль-говича, в 1158 вновь овладел Полоцком и Друтском; последний и сделался местопребыванием Рогвольда после неудачного похода в 1159-1160 гг. на Минск, окончательно лишившего его Полоцкого удела.

Ученые предполагают, что надписи и кресты иссечены для увековечения памяти Бо-риса, о котором в Литовской летописи говорится «и будучи ему (Борису) Русином был вельми набожон». /С. 12.

Народ, утерявший историю Высокогородецкого Борисова камня, называет его «кравцом», приурочивая к нему обычную легенду, что под камнем жил какой-то «кравец» (портной), долгое время шивший, пока один из заказчиков не насмеялся, заказав сшить «ни тоя, ни сёя».

По ходатайству Е. Романова, бывшим Могилевским губернатором Н.А. Зиновьевым сооружена над этим камнем часовня и он таким образом сохранен от уничтожения. Камни-кравцы находятся и в др. местах, напр. у дер. Воронина Рясненской вол. с преданием, что неизвестный кравец шил на первый день Великодня, и окаменел.

Далее каменные кресты и камни с изображениями или надписями находятся: в Черейской вол. у дер. Дубы и д. Колодницы, в Лисичинск. Волости – у Гоголевки, Дудары, им. Гурец и Кашино, в Лук. Вол. – д. Слидцы, м. Лукомль, в Ульян. Вол. у дер. Озерецк камень со «следом Богородицы» от прожилков кварца, в Пустын. вол. – у с. Алексинич камень с изображением креста, Утрилово – ступня, в Каковч. вол. у Ивашкова камень с иссеченными буквами, у д. Пляцы на левом берегу речки Одрова, подле старого шляха, громадных размеров, как у Колодницы, крест. Относительно этих памятников в народе сохранились смутные предания. Так о кресте у Пляцов говорят, что княгиня Сангушко по дороге из Орши в Сенно на «виру» бесследно провалилась на мосту. Ничего не найдено – ни коней, ни княгини, ни денег. Сангушко проклял это место и дорогу упразднил. Чрез несколько времени явился крест. Несомненно, что крест представляет могильный памятник. Два каменных креста, также по-видимому намогильные памятники находятся в Об-чугской вол., один из них «Макаровский», возле дороги из им. Язвы в дер. Харитонцы Черейской волости, другой «Моисеевский» в версте от первого. В деревне Переспе Ульяновичской вол. находится 4-угольный каменный столб с высеченной головой сверху. Камень, по преданию, найден в лесу и в 1887 г. поставлен на кладбище в виде намогильного памятника. Остается вопросом, не представляет ли камень так называемую каменную бабу. Есть еще змеевы камни, связанные с преданиями об осилках-богатырях и змеях. Под одним камнем зарыт убитый осилком змей, под другим находится ход на тот свет, на третьем следы рук богатырских, отпечатавшиеся в то время, когда он бросал камень в неприятеля. Все эти камни пользуются уважением в народе и в них с большой вероятностью можно видеть старые предметы поклонения. /С. 13.

 

[О СВЯТЫХ ОЗЕРАХ]

Относительно «святых» озер народ говорит, что это места провалившихся и затонувших храмов. Так напр. о «Святом» озере, находящемся около дер. Симаков Островенской волости, старики говорят, что много лет тому назад на месте озера стояла церковь св. Иоанна Предтечи, которая провалилась и на месте ее образовалось озеро. Может быть вообще вблизи таких мест когда-то были храмы, с течением времени по тем или другим причинам прекратившие свое существование. /С. 39.

 

[ГРОЗЫ]

В числе гроз народ различает «рябиновую ночь», в других местах называемую «воробьиною» ночью. Это страшная гроза с бурей, сносящей крыши с домов и вырывающей деревья с корнями, почти при беспрерывном ослепительном блеске молнии и громовом грохоте. Обыкновенно она бывает после жаркого дня. После полудня на западе начинает сгущаться темная грозовая туча, закрывающая собой весь небосклон и к вечеру разра-жающаяся крупным дождем – ливнем с какой-то хаотической бурей и беспрестанной грозовой деятельностью. К утру все стихает. Наступает ясный солнечный день, но везде видны следы разрушений: деревья поломаны и повырыты с корнями, крыши со многих домой снесены и переброшены, иногда на соседние дома; некоторые предметы перенесены за несколько верст, другие унесены бесследно. Свое название ночь получила вероятно потому, что, по народному наблюдению, бывает она в период созревания рябины, между 15 августа и 8 сентября. За 20 лет метеорологические наблюдения в Сенне устанавливают немногочисленность сильнейших гроз в сентябре, именно: в 1887 г. – две грозы и в 1896 г. – 30 сентября. Интересно, что до сего времени в деревне сохранилось обыкновение во время первой грозы кувыркаться через голову. Может быть это остаток древнего язычества, когда народ поклонялся грому и молнии. Народ до сих пор верит, что гром, по местному «перун», ударяет вообще в «нечистую силу», которая прячется куда попало: под дерево, камень, строения, человека, животное и в воду. Преследуя «нечистика», перун бьет и те предметы, под которые он прячется, не исключая и человека, получающего в таком случае прощение грехов. /С. 45.

 

[МИРАЖИ И ПРОЧИЕ ЯВЛЕНИЯ]

Совершенно тихая погода наблюдается большей частью в мае месяце и в начале лета. В такое время воздух бывает очень чист и прозрачен и местами способен отражать в себе, словно в зеркале, окружающие предметы, как показывает следующий мираж, представившийся лет 20 тому назад б. священнику Немойтянской церкви о. А. Курневичу, ехавшему при кучере из Немойты в уездный город Сенно. Дело происходило в один из летних дней, до 12 ч. Дня. Небо было чистое, погода тихая. Едва о. Курневич поднялся на Заборскую гору, как вдали, по направлению Сенна, на воздухе ему показался город с церквями и громадными домами. Знакомого гор. Сенна Курневич в видении признать не мог. Выяснилось, что это был мираж. Может быть, чистый и спокойный воздух отражал в себе гор. Витебск, лежащий в 60 верстах от Сенна.

О солнечном затмении 7 августа 1887 года и говорить нечего: оно было видимо по всей России. В 1901 г. весной в 9 ч. утра в Сенне видны были так называемые ложные солнца: два световых круга пересекались, причем место пересечения окружено было ра-дужными цветами. 28 января 1906 г. в 4 ч. вечера на запад от Сенна можно было видеть радужные столбы. Следует заметить, что редкие явления, как солнечное и лунное затме-ние, кометы, падающие звезды, метеоры народ по незнанию их происхождения считает предсказателями чего-то страшного. /С. 48.

 

[О ДОЛГОЖИТЕЛЯХ]

В настоящее время в Сеннеском уезде проживает землевладелец Маевский, которому, по словам его знакомых, 122 года от роду, дряхлый старик, и в Сенне 104-летний Петр Фаддеевич Ляневский. Интересны биографические данные о П.Ф., сообщенные местным нотариусом его сыном Л.П. Ляневским. П.Ф. родился в 1803 г., хорошо помнит нашествие французов в 1812 г.; служил сначала кондитером, потом помощником эконома; женился 56 лет, ныне живет при сыне. Табаку не курит, водку начал пить имея лет 98. Характер замечательно спокойный и хладнокровный: ничто и никогда в жизни его не тревожило. Боли зубов не знал никогда и не знает; имеет отек ног; в баню ходит еженедельно и любит париться; имеет хороший аппетит, ест медленно, но много. Вообще дебелый старик, могущий поднять 5-6 пудов. /С. 100.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 years later...

Большой интерес представляет также коллективная галлюцинация в Томске на могиле знаменитого «старца» Федора Кузьмича. Легенда говорит, что этот старец – не кто иной, как царь Александр I, который якобы не умер в 1825 году, как это официально признано, а скылся от властей и почестей для уединенной безвестной жизни. В годы гражданской войны, «святой» старец стал являться на своей могиле некоторым лицам. Слухи об этом стали распространяться среди нселения и стали привлекать массу народа. Всякий в известный час приходивший на могилу, «видел старца». Массовый обман чувств распротранялся наподобие заразы.

К. Берова. Чудо. Московский рабочий. «Мосполиграф», 1929. С. 92.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

[...] С первых же месяцев русско-германской войны начались разные чудесные явления.

13 сентября 1914 года под Августовым было видение Божией матери на небосклоне, над окружающими это место лесами, но видение это быстро исчезло, не оставив после себя никаких реальных следов, и скоро было позабыто.

Паозерский М. Ф. Чудотворные иконы. М.: Пг. Гос изд., 1923. 174 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 7 months later...
  • 2 months later...
Большой интерес представляет также коллективная галлюцинация в Томске на могиле знаменитого «старца» Федора Кузьмича. Легенда говорит, что этот старец – не кто иной, как царь Александр I, который якобы не умер в 1825 году, как это официально признано, а скылся от властей и почестей для уединенной безвестной жизни. В годы гражданской войны, «святой» старец стал являться на своей могиле некоторым лицам. Слухи об этом стали распространяться среди нселения и стали привлекать массу народа. Всякий в известный час приходивший на могилу, «видел старца». Массовый обман чувств распротранялся наподобие заразы.

К. Берова. Чудо. Московский рабочий. «Мосполиграф», 1929. С. 92.

sovsib1924.jpg

http://aenforum.org/index.php?showtopic=1649&hl=&fromsearch=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 months later...
  • 2 months later...

По дореволюционной литературе, касающейся в том числе Виленской, Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской губерний: ресурс

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 months later...

Небесное явление в Брест-Литовске (скорее всего гало, но может пригодится).

Источник: Екатеринбургские Епархиальные Ведомости, 1888, № 10.

Небесные явления - Екатеринбургские ЕВ 1888-10.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 months later...
  • 2 years later...
В 1839 году я приехал на жительство по службе в г. Лиду, Виленской губернии, где передавался тогда из уст в уста такой разсказ: года два-три назад, на большом, усаженном березами, тракте из Вильны в Лиду, у последней станции Жирмуны, множество народа было свидетелем прохождения по воздуху, чрез дорогу, не высоко от земли, огромных полчищ рыцарей, которые, в полном вооружении, в шлемах с перьями и латах, гарцовали на конях и гремели оружием. Проезжавшие в г. Лиду по этой дороге должны были остановиться, из опасения быть смятыми рыцарскими лошадьми. Полчища эти проходили в течение целаго часа и касались земли только на вершине находящагося вблизи дороги невысокаго холма, который так изрыли, как будто в самом деле, прошло чрез него множество кавалерийских полков.

         Заинтересованный этими разсказами, я усиленно искал тех, которые сами видели такое необычайное явление. Разсказчики указывали мне на очевидцев; но «очевидцы» отсылали меня к другим «очевидцам», от которых слышали описание события, но «сами не видели»; другие, третьи, десятые также говорили, что «сами не видели, но слышали от „верных людей“, которые не соврут, так как видели все собственными глазами». Так до «очевидцев» я и не добрался. Наконец, мне указали на последняго «очевидца», старика ксендза в м. Жирмунах. Я познакомился с ним. На вопрос мой о явлении, он отвечал мне.

          — Я был в Вильне, куда вызвал меня наш епископ Клонгевич, и прожил там недели две. Там же узнал я о чуде, совершившемся в мое отсутствие под Жирмунами. Разсказы об этом были так настойчивы и упрямы, что дошли до губернатора, который командировал в Жирмуны нарочнаго чиновника, для дознания правды. Но чиновник не нашел ни одного очевидца явления. Каждый говорил, что сам не видал, но все видели. Кто же эти все? Соседние крестьяне, которые во множестве ехали в Лиду, так как тогда был базарный день; но и между крестьянами не нашлось очевидца. «Казали людзи, что було нешто, а што — неведаю, бо сам не бачив», был общий ответ. Виленская академия, в составе всех своих знаменитостей, разбирала вопрос о возможности подобнаго явления, допускала, что тут могли быть: рефракция, мираж, fata morgana и даже просто вранье — да так ни на чем и не порешила. Я с моей стороны не смею отрицать чуда. Никто, как Бог! В Его власти все чудеса! Быть может Ему угодно было показать людям знамение Свое? Мало ли доказательств тому имеем в священном писании? Показал же Он древним христианам на небе крест, с надписью „ab hoc vincis!“ (сим победишь). Обратил же Савла в Св. Апостола Павла словами, сказанными просто с неба: „Saule, Saule quid me persequeris?“ (Савле, Савле! что мя гониши?)... Одного только не мог я добиться — докончил священник: останавливались ли пред шествием рыцарей люди, ехавшие из Лиды, или же оно было видимо только едущим со стороны Вильны в Лиду?

         Таким образом, и последний «очевидец» ничего не видел!

         Что касается холма, то чрез него до ныне гоняют на пастбище принадлежащия местечку стада домашняго скота, который, конечно, мог изрыть холм далеко прежде церемониальнаго марша рыцарей.

 

Воздушныя чудеса. Реферат Теобальда // Виленский вестник. 1889. № 265, 8 декабря. С. 2 — 3. Публикуется по изданию: Литовско-языческие очерки. Историческия изследования Теобальда. Вильна: Типография п. ф. О. Завадскаго, Замк. п. № 149. 1890. С. 181 — 189.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 months later...
Также нельзя обойти молчанием следующее явление, уничтожившее в несколько часов небольшое (около 5 в.) Салацкое озеро. Это озеро, возвышенное на 120 фут. над поверхностью р. Немана, соединялось небольшим ручейком с меньшим озером Лот, из которого вытекает быстрая речка Ротничанка. В 1841 году 23 марта озеро Салаты прорвалось особым протоком длиною в 14 верст в Ротничанку; масса вод, двинувшись в 11 часов утра, на пути своем уносила деревья и в м. Ротнице разрушила еврейскую школу и 18 хижин. Озеро совершенно вытекло в Неман, так что на дне его в том же году производили запашку гречихи; от всего озера осталось едва заметное присутствие подземного ключа, из которого вытекает небольшой ручей (Парчевский). /С. 164.

 

Бобровский П. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба. Гродненская губерния. Ч. 1. СПб., 1863. XXII+866 с.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 months later...
В сент. 1890 г. в Петербурге, с газового завода был пущен большой шар "Орел" с пассажирами; пролетев 210 верст, он стал спускаться в южной части Олонецкой губ. Жители одной деревни подумали, "что с неба спустился антихрист, что пришел конец миру". Видевшия шар вблизи собирательницы грибов разсказывали: "Домь спустился с неба, и в нем видимо-невидимо литвы" (на самом деле в лодке сидели двое).

 

Кирпичников, А. И. Очерки по мифологии XIX века. – М.: Т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1894. – С. 24.

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...