Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Дольмены в Беларуси


Рекомендуемые сообщения

В энциклопедиях белорусских упоминалось, что есть два памятника с претензией на дольмены. Но фоток у нас нет, так как туды не ездили. B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ладно, допустим. А фотки в хорошем качестве вообще хоть каких-нибудь дольменов?

Трудно в сети поискать - по обоям для рабочего стола???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В энциклопедиях белорусских упоминалось, что есть два памятника с претензией на дольмены.

 

А что за памятники такие?

Вот моя статья по этой тематике - http://ufo-com.net/articles/detail.php?ID=1302

Там и фотки найти можно. Кстати, все не могу написать окончание с разоблачением камней у музея и фотками.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Трудно в сети поискать - по обоям для рабочего стола???

Хмм, надо что-то поэксклюзивнее, чем обои. =)) А если будут нужны какие-нибудь столпы Тора / Ирминсули или там "камяні-краўцы" - тоже в обоях искать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть фотка дольмена из музея камней в Уручье :D

 

В энциклопедиях белорусских упоминалось, что есть два памятника с претензией на дольмены.

Я оговорился... Имелись в виду мегалиты, а не дольмены конкретно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...

Сумна...афіцыйна няма дальменаў...Але ж ёсць і радасныя звесткі :) У 19 ст. ёсць апісанні пахавальных помнікаў, якія можна назваць дальменамі. Галоўнае - адкінуць эзатэрычныя забабоны) Перад тым, як пра іх расказаць проста прывяду цытатку з Вікіпедыі: В английской археологической литературе термин применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. В самой архитектурно завершённой форме (что присуще кавказским дольменам) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите как правило имеется отверстие (круглой (чаще всего), треугольной или квадратной формы, иногда с каменной пробкой), однако его может и не быть. Плиты соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперед, образуя портал (вход в дольмен); также они могут быть наклонены. Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана, или, наоборот, он углублялся в землю, устраивался в яме. Иногда дольмены принимали более сложную форму, например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы «Т»), или наконец дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

 

 

А вось цяпер і пра нашы звесткі.

 

1) У выданні "Живописная Россия" Т.4. 1882, А. Кіркор на ст. 238 прыводзіць звесткі пра "Магілу веліканаў": каменны гроб у выглядзе скрыні з 6 вялікіх пліт з падлогай і дахам, у якіх сустракаюцца рэшткі 2 нябожчыкаў у сідзячым палажэнні.

 

Шчыра кажучы, не ведаю, ці давяраць гэтым звесткам. Вядома, што той час быў багаты на міфалагізацыі і жаданне не ў чым не саступаць Еўропе, дзе мода на археалогію абудзіла і цікавасць да дальменаў. Але, усё можа быць...

 

2) А вось гэтым звесткам я больш давяраў бы. Яны паходзяць з кнігі К. Тышкевіча "O kurhanach na Litwie i Rusi Zachodniej: studium archeologiczne", выдадзеная ў Берліне ў 1868 г. На старонках 148 - 149 чытаем пра тое, як у 1860 г. у маёнтку Зыкаў Мінскага ўезда яго ўладальнік Жабчынскі загадаў прывезці з поля вялікі камень пад фундамент. Калі камень ссунулі з месца, пад ім убачылі чорную апрацаваную пліту. Пад ёй было 3 пліты, якія былі пастаўлены прамавугольнікам. Замест адной сценкі быў плоскі камень. У "скрыне" было 4 урны з попелам і напаўабпаленыя рэшткі чалавека. А пад усім гэтым ляжаў крамянёвы клін.

 

У гэтай кнізе хапае цікавага. Ну, што? Так ці могуць у нас быць дальмены ;) ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У гэтай кнізе хапае цікавага. Ну, што? Так ці могуць у нас быць дальмены ;) ?

 

Наиболее интересные дольмены именно с астрономической ориентацией. Так любую "неправильную могилу" можно записать в дольмены. К тому же в большинсвте дольменов захоронений вообще не найдено или найдены, но относятся к более поздним эпохам, чем он был построен. Экспедиция по поиску единственного известного на сегодняшний день "классчиеского" дольмена стартует осенью этого года.

 

А что еще интересного в этой книге?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 8 months later...
Если вам случится побывать в деревне Горки Дятловского района, взберитесь на холм, что за околицей. Вы увидите чудо-ворота из огромной каменной глыбы. "Ворота" постепенно "тонут" в земле и отверстие в них со временем становится меньше и меньше. Сейчас можно, пожалуй, лишь проползти сквозь него. А когда-то, в старину, здесь устраивались многолюдные праздники в Юрьев день, с конными состязаниями. Всадники со всей округи должны были на полном галопе проскочить через "ворота". Не всем удавался такой трюк.

Памятники природы Белоруссии. Мн., "Ураджай", 1986.

 

Возле деревни Горка, что в Дятловском районе, есть святое место, куда, по словам местных старожилов, испокон веков приходили люди, чтобы излечиться от болезней. Несколько огромных камней-валунов когда-то образовали арку. В народе ее окрестили «каменные ворота». Пройдешь под воротами – и хворей как не бывало. Надо только верить. Как говорит местная жительница Мария Корниенко, без веры нечего и приходить в святое место.

717aeb2574fd9c08c80c4b30df7d198c.jpg

С каменными воротами связано интересное предание. Оказывается, они дарят железное здоровье только порядочному человеку, прошедшему под ними. А из-за плохих людей камни каждый раз врастают на несколько сантиметров в землю.

 

Еще Петр I проезжал под каменными воротами на карете. Другое народное предание гласит, что в старину в Юрьев день здесь устраивали многолюдные праздники с конными состязаниями. Всадники со всей округи должны были на всем скаку проскочить через ворота. Не всем удавался такой трюк.

 

А один барин захотел излечить свою слепую собаку и провел ее под аркой. С тех пор камни стали оседать. Теперь от некогда величественных каменных ворот остался лишь небольшой проем, где можно разве что проползти. А ведь люди и проползают. Приезжают специально ради этого из разных уголков нашей страны. Хоть и опасно это сегодня, камни настольно просели, что гляди вот-вот могут обвалиться. Да и стоит эта нерукотворная арка на склоне горы.

 

Про каменные ворота мне рассказал председатель Роготновского сельисполкома Александр Жеваго. С ним мы и отправились в Горку. Не хотелось самим просто так бесцеремонно нарушать тишину и покой святого места. После недолгих поисков нам указали на дом Марии Иосифовны Корниенко. Она вышла к нам навстречу и, как только узнала о цели визита, беспрекословно заявила: «А кто же еще, как не я, может рассказать про каменные ворота. Вот только пойду переоденусь и провожу вас». Ждать пришлось недолго. Но каково же было мое удивление, когда Мария Иосифовна появилась из дома в красивом, как говорят, на выход, пальто, хоть и на скорую руку, но аккуратно повязанном новом цветном платке. Вначале я подумала, что ради непрошеных гостей принарядилась бабушка Мария, но потом поняла, что она собиралась идти в святое место, что само по себе предполагает не только внешнее убранство, но и чистоту помыслов. Это я теперь точно знаю.

 

Сразу же от дома Марии Иосифовны, мимо новой церкви, дорога круто пошла вверх. Вначале бабушка Мария повела нас к святому источнику. И только присев на скамейку у аккуратно огороженной кринички, начала свой рассказ.

 

– Когда-то на этом месте стоял высокий дуб, а из-под него струился родничок с чистой водой. Люди огородили источник, сделали крышку. Приходили мы сюда два раза в год – на Георгия Победоносца и на второй день праздника. Мама всегда на Георгия посылала нас до восхода солнца сходить на криничку умыться чистой водой и с собой принести. А потом пришла советская власть, выкопали столбы, разломали крышку, а сам источник затоптали. Коровы стали приходить пить воду, такое вот стало безобразие. Даже когда затоптали источник, я не переставала приходить сюда. Помолюсь, наберу водички с собой, все же это святое место. Но пришло время, когда снова стали открывать церкви. Тогдашний председатель колхоза Сергей Мосейчик дал нам экскаватор, все расчистили, огородили, сделали так, как надо.

 

Попив святой воды из источника, мы отправились к каменным воротам. На машине туда не проедешь, дорога еще круче начинает подниматься в гору, а потом и вовсе узенькая тропинка выводит на вершину холма.

 

– Вы идите, а я тихонечко за вами буду подниматься, – сказала бабушка Мария, отказавшись от нашей помощи. Опираясь на две палочки, она уверенно поднималась по довольно крутой горе, только немного отстав от нас. Было видно, что эта дорожка исхожена ею вдоль и поперек. Несколько каменных глыб на самой вершине горы образовали небольшую арку. Сейчас она практически держится на тонком стволе дерева, а как оно сгниет, так и камни могут покатиться вниз с горы. Мария Иосифовна вспоминает, как еще лет в десять проходила под камнями во весь рост. Теперь былое величие каменных ворот, коими в свое время восхищался Петр I, несколько утрачено. Но вера людей в магическую силу камня, в то, что здесь найдет исцеление каждый немощный, передается из поколения в поколение.

 

Однажды на праздник Георгия Победоносца рядом с каменными воротами лесорубы валили лес. Видят, там собралось много людей, все проползают под аркой, заинтересовались и сами решили попробовать. А один лесоруб возьми и скажи: «Вот дураки, что этот камень поможет». И плюнул в сторону камней да стал ругаться. Пока дошел до делянки, все плевался и ругался так, что никак остановиться не мог. Вызвали скорую помощь, завезли его в Слоним в больницу, где он пролежал восемь лет.

 

– Идем мы как-то с соседкой на работу, – рассказывает бабушка Мария. – И повстречали женщину с двумя детьми. Она и спрашивает у нас, где тут святое место с каменной аркой. Говорит, это мой муж согрешил, иду у Бога просить прощения. Лежит в больнице восьмой год и только плюется и ругается, а больше ничего сказать не может. Говорят, тот мужик так и умер.

 

Иначе как чудом не назовешь и то, что камни эти водоточат. Нам повезло, мы видели, как из камней скатывались маленькие капельки воды. Бабушка Мария говорит, что в это время камень обычно не водоточит. Может, причиной тому была влажная погода, но дождя ни в тот день, ни накануне не было. Обычно вода капает на Крестопоклонную неделю в Великий пост. Причем не просто капает, а крестообразно.

 

– Как только вода с камня начинала капать, – продолжает свой рассказ бабушка Мария, – а это не зависело от погоды, я эти капельки ловила, собирала в баночку и людям раздавала, всем, кто ни просил, никому не отказывала. И теперь часто спрашивают. Помогает эта водичка от всяких болезней. И теперь на Великий пост будет капать, обязательно приду и соберу водички.

 

Люди идут и идут к каменным воротам, к источнику со святой водой, заходят в каплицу. После посещения этих святых мест и меня не покидает чувство, что я еще туда вернусь.

 

Ирина АНИКЕВИЧ, "ГП"

http://www.dyatlovo.info/content/kamennye-vorota-i-snova-o-kamnyakh-tselitelyakh

 

Не совсем понятно, правда, это естественное образование или искуственное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Не совсем понятно, правда, это естественное образование или искуственное.

 

Я думаю, візуальна ўжо цяжка вызначыць. Трэба дэтальнае даследаванне. Калі гэта штучнае, то за стагоддзі існавання магал канструкцыя і абваліцца. На гэтым помніке Э. М. Зайкоўскі праводзіў шурфоўку. Каля каменных глыбаў знаходзілася кераміка 16-17 стст. Упершыня вёска Горка згадваецца ў 16 ст. Як мяркуе Зайкоўскі, назва вёскі паходзіць ад гэтага культавага аб'екта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На гэтым помніке Э. М. Зайкоўскі праводзіў шурфоўку. Каля каменных глыбаў знаходзілася кераміка 16-17 стст. Упершыня вёска Горка згадваецца ў 16 ст. Як мяркуе Зайкоўскі, назва вёскі паходзіць ад гэтага культавага аб'екта.

А публикации на эту тему у него были?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А публикации на эту тему у него были?

Асобная публікацыя наўрад ці. Гэтыя звесткі я ўзяў з Археалогіі Беларусі. Падрабязней трэба глядзець справазадчы ў Архіве Інстытута гісторыі, аднак гэта амаль што немагчыма, ну толькі калі сам Зайкоўскі пакажа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 months later...

Не совсем дольмен, но на мегалит потянет:

 

stone23_d93.jpg

 

Хведевичи

Сморгонский район, Гродненская область

 

При возможности можно отрядить туда во время съезда какое-нибудь заинтересованное лицо B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 weeks later...

Не совсем дольмен, но на мегалит потянет:

 

stone23_d93.jpg

 

Хведевичи

Сморгонский район, Гродненская область

 

При возможности можно отрядить туда во время съезда какое-нибудь заинтересованное лицо B)

 

Вітаю! Даўно не быў тут. Акамень на мегаліт лёгка пацягне) Агароджаны нават. Культавы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во время съезда мы собирались-собирались туда, но потом решили, что это должна быть "отдельная поездка с целью исследования непосредственно камней" и не поехали :) Данных о том, что он культовый нету, но скорее всего это так.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Во время съезда мы собирались-собирались туда, но потом решили, что это должна быть "отдельная поездка с целью исследования непосредственно камней" и не поехали :) Данных о том, что он культовый нету, но скорее всего это так.

 

Пэўна так, бо звычайныя камяні рэдка калі абгароджваюць. Па памерах нагадвае іншы мегаліт Сцёп-камень

 

А наконт не даехалі - знаёмая сітуацыя))) з сябрам планавалі экспедыцыю па камянях Ашмяншчыны, маршрут распрацавалі, але так усё ніяк не можам выбрацца.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...